
- •3. Антропологическая теория права (н. Рулан, а.И. Ковлер, о.А. Пучков и др.)
- •4. Гуманистическая теории права с.С. Алексеева
- •5. Коммуникативная теория права а.В. Полякова
- •13. Субъект права - правовой деятель (?. Перин, н.Н. Алексеев и др.)
- •17. Правоспособность, содержание правоспособности.
- •19. Проблемы отраслевой праводееспособности.
- •20. Индивид как частное лицо и участник публично-правовых отношений.
- •21. Праводееспособность индивида.
- •22. Индивидуализация правового регулирования (и.Л Покровский)
- •23. Нормативно правовая конструкция юридического лица
- •24. Представления о сущности юридического авторов теории олицетворения (теория фикции)
- •25. Представления о сущности юридического лица р. Иеринга, н.М. Коркунова.
- •26. Представления о сущности юридического лица Рюмелина, Лабанда, Еллинека, Кельзена
24. Представления о сущности юридического авторов теории олицетворения (теория фикции)
Одна из первых теорий юридического лица, претендующих на объяснение его природы, является теория фикций (нередко именуемой «теорией олицетворения»), которая возникла еще в период Средневековья, получила развитие в работах Савиньи, Пухты, Виндшейда, Резлера, Арндтс и др. Суть данной теории заключается в противопоставлении человека как конкретного, материального, «естественного» субъекта права искусственному, вымышленному, воображаемому лицу - юридическому лицу. Для Савиньи юридическое лицо — это искусственный, фиктивный субъект, квазичеловек, созданный для юридических целей и лишь в сфере частного. Данный субъект, будучи фикцией, не обладает сознанием, (не является мыслящим субъектом), он сам не может действовать воля представителей юридического лица, определенных физических лиц, рассматривается им как воля юридического лица. Савиньи отмечает такое же противоречие у сумасшедших и у детей здесь в качестве их собственной воли рассматривается воля их представителей. Г". Ф. Шершеневич, основываясь на необходимости обособить имущество для осуществления общей цели в гражданском обороте и при этом избежать грозящей общему капиталу опасности подвергнуться взысканию со стороны кредиторов отдельных вкладчиков, считал выходом из данного затруднения замену действительного физического лица воображаемым, фиктивным субъектом. Этот искусственный субъект, по его мнению, становится участником всех отношений, связанных с осуществлением общей цели, он становится центром этих отношений, средством обособления и достижения экономических интересов многих людей. Из всех используемых для обозначения юридических лиц терминов наиболее подходящим он считал термин «фиктивное лицо».
25. Представления о сущности юридического лица р. Иеринга, н.М. Коркунова.
Ю. Л. рассматривается в качестве технического инструмента, юридического средства, технического инструмента, юридического средства. Фикции, как известно, также относятся к числу средств (согласно терминологии советской школы права) юридической техники. Однако Р. Иеринг не считал юридическое лицо фикцией, он обращал внимание на то, что некоторое внешнее сходство с фикцией имеет «искусственное расширение естественных понятий» Следовательно, для него юридическое лицо имеет, как и для сторонников теории фикции, технический характер, но иной, не связанный с признанием несуществующего явления существующим. Юридическое лицо технически выполняет роль представителя прав тех физических лиц, которые «стоят позади него», будь это замкнутый круг или неопределенная множественность лиц. Последователь воззрений Р. Иеринга Н. М. Коркунов, как уже отмечалось, рассматривал юридическое лицо в качестве скобок, в которые заключены однородные интересы некоторой группы лиц. Им также делался акцент на технический характер юридического лица.
26. Представления о сущности юридического лица Рюмелина, Лабанда, Еллинека, Кельзена
(юридическая школа).
К технико-правовому или инструментальному воззрению сущность юридического лица примыкает позиция тех исследователей (так называемой юридической школы), которые рассматривают его как детище, творение правопорядка; как-то, что создается законодателем.
Рюмелин видел в юридическом лице центр, особый пункт приложения прав и обязанностей (дословно: пункт приражения»). Без такого пункта приложения, определяющего, кто уполномочен, и кто обязан, само понятие права, и обязанности не имеет никакого смысла. Именно поэтому, согласно Рюмелину, все позитивные правовые системы, использующие понятия субъекта права, обязанности, права и т. д., должны принимать и данный пункт приложения. В качестве такого пункта обычно выступает отдельный человек, но им может быть и юридическое лицо, где соединяются известным образом люди, призванные к осуществлению прав.
В. Б. Ельяшевич, лишь поставил вопрос о том, можно ли рассматр В. Б. Ельяшевич справедливо обращал внимание и на другой правопорядок может связать свойство юридической личности с любым явлением или понятием, он связывает это свойство с или учреждениями, но какими основаниями он при этом руководствуется, почему с одними организациями это свойство связывается, а с другими нет?
Еще один представитель данного воззрения на юридическое лицо Г. Кельзен видел в нем созданную правопорядком особую юридическую форму, правовое средство (последний момент сближает его с представителями ранее указанной позиции). Как отмечал С. Н. Братусь, для Кельзена юридическая личность - это персонификация норм, регулирующих поведение одного лица (физическое лицо) или множества юридическое лицо); юридическое лицо есть комплекс норм, охватывающих множество людей вплоть до государства. Следовательно, конечным адресатом этих норм выступает не сама форма (юридическое лицо), а физические лица.
Кроме названных авторов, как уже отмечалось, особое значение правопорядка как первоосновы для возникновения юридических лиц придавалось представителями теории фикции, которые считали, что именно фикции объективного права способны создавать данный вид правовых субъектов и без них юридические лица существовать не могут. Как представляется, действительно, нельзя недооценивать значение объективного права для процесса создания юридических лиц. Вместе с тем одних норм права недостаточно для того, чтобы юридическое лицо могло существовать в реальности, объективное право в данном отношении не всесильно. Н. В. Козлова весьма в этой связи уместно приводит Указ Петра I от 27 октября 1699 г. № 1706, предписывавший купцам торговать компаниями, однако не приведший к появлению ни одной компании, ввиду отсутствия в петровской России для этого необходимых условий.
27. Яредставления о сущности юридического лица в рамках реалистического направления (Гирке, Блюнчли, Цительман, Дернбург, Мишу, Салейль, Дювернуа, Суворов, Каминка, Петражицкий и др.)
Представления о сущности юридического лица авторов советского периода
Государство как правовая корпорация и как учревдение
Проблема общей правовой воли государства. Представления об обшей воле государства Савиньи, Пухгы, Петражицкого, Коркунова и др. Суверенитет государства как политико-правовое свойство
Проблема праводееспособности государства. Проблема единства правовой личности государства
Государство как система субъектов права (И. Кант, С.С. Алексеев, М.И. Брагинский и др.)