
- •3. Антропологическая теория права (н. Рулан, а.И. Ковлер, о.А. Пучков и др.)
- •4. Гуманистическая теории права с.С. Алексеева
- •5. Коммуникативная теория права а.В. Полякова
- •13. Субъект права - правовой деятель (?. Перин, н.Н. Алексеев и др.)
- •17. Правоспособность, содержание правоспособности.
- •19. Проблемы отраслевой праводееспособности.
- •20. Индивид как частное лицо и участник публично-правовых отношений.
- •21. Праводееспособность индивида.
- •22. Индивидуализация правового регулирования (и.Л Покровский)
- •23. Нормативно правовая конструкция юридического лица
- •24. Представления о сущности юридического авторов теории олицетворения (теория фикции)
- •25. Представления о сущности юридического лица р. Иеринга, н.М. Коркунова.
- •26. Представления о сущности юридического лица Рюмелина, Лабанда, Еллинека, Кельзена
19. Проблемы отраслевой праводееспособности.
Если правосубъектность - это родовая связь лица с правопорядком, то некорректно выделять наряду с обшей также отраслевую правосубъектность. Получается, что одно и то же лицо в разных отношениях, регулируемых различными отраслевыми правовыми нормами, существует в качестве различных субъектов права. В соответствии с указанными представлениями мы имеем дело не с одним субъектом права, который осуществляет разные правовые функции, а с различными правовыми лицами, связанными лишь общим именем, названием. Вывод: не существует отдельной отраслевой правосубъектности, а есть единые правовые лица, сохраняющие свою целостность вне зависимости от особенностей отраслевого регулирования, которые участвуют в различных видах правовых отношений.
20. Индивид как частное лицо и участник публично-правовых отношений.
Участником, членом государственно-правовой корпорации традиционно признается гражданин - человек, взятый в публично-правовом аспекте. В процессе его формирования некоторые представления были почерпнуты из концепции лица - подданного государства, в частности, представления о принадлежности подданного (гражданина) государству, идея статусного разделения подданных (граждан) и иностранцев, идея недопущения двуподданства (двойного гражданства). Конструкция гражданства предполагает свободную человеческую личность как центр системы координат, главную правовую инстанцию. Конструкция подданства предполагает в качестве центра системы суверенное властвующее государство, распространяющее свое господство на все население. Это принципиально несовместимые конструкции, принадлежащие разным мирам: одно принадлежит правовому миру, другое - политическому, основанному на идее власти, господства и подчинения. Гражданство как правовой институт может быть понято в смысле разграничения и определения сфер правового общения, взаимодействия индивидов как субъектов права. Напротив, идея политического разделения индивидов на «своих» и «чужих» (граждан и не граждан), их, противопоставление в смысле статусного ограничения прав одних по отношению к другим является неправовой.
Если в публичном праве индивид выступает в качестве гражданина - публичного лица (иностранца, лица без гражданства), рассматривается в контексте его связи с государством, то в частном праве он выступает как частное (так называемое «физическое») лицо.
В частноправовых отношениях гражданство не имеет принципиального значения, здесь индивиды противостоят друг другу непосредственно, их правовые отношения по общему правилу не обусловливаются принадлежностью к тому или иному государству. В частной сфере индивиды выступают как самодостаточные и самоценные лица, не нуждающиеся в государственном посредничестве и протекторате. Законодатель, используя в сфере частного права применительно к частному лицу публично-правовое понятие гражданина, тем самым подходит к индивиду с другой стороны, он привносит в частноправовые отношения публично-правовой взгляд. Частное право, когда оно начинает относиться к индивидам как гражданам государства, оценивать их по публично-правовым критериям, утрачивает свою частноправовую природу. В этом смысле понятие «гражданское право» заключает в себе идею трансформации частного права, заимствование им публично-правовых начал.
Индивида как правового субъекта не следует отождествлять с человеком как физическим существом, также с психологическим феноменом, уравнивать правовую волю с психологической волей. Право допускает отрыв правовой воли от психологической воли, например, в отношении малолетних, недееспособных лиц, в случае представительства. Если связь правовой воли с «живым» человеком носила бы физический или психологический характер, то никакое представительство было бы невозможно. В силу того, что эта связь имеет рационально-правовую природу, порождается правовой системой и ею поддерживается, возможно, и представительство, и институт наследования, и многие другие правовые институты. Правовая фигура индивида формируется по правовым законам, хотя и вырастает из физического, материального лица, является его интеллектуальным продуктом.