Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sergeev_a_p_red_tolstoi_yu_k_red_grazhdanskoe_p...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.3 Mб
Скачать

§ 4. Хозяйственные товарищества и общества 185

, 1, ибо уклады -

самостоятельные организационно-правовые формы ' J

ваются в рамки единого понятия АО и не противоречат общим принципам акционерной формы предприятия.

К органам управления акционерным обществом закон относит общее собрание акционеров, а также совет директоров (наблюда­тельный совет), который обязательно создается, если в обществе более 50 участников. Органами АО как юридического лица, т.е. исполнительными органами, являются единоличный и (или) кол­легиальный орган (правление, дирекция и т. п.). Их компетенция, процедура формирования и порядок работы определяются ст. 103

ГК, ст. 47—71 Закона «Об акционерных обществах» и уставом АО2. Кроме того, управление обществом может быть по договору

возложено и на сторонних управляющих — юридических или фи­зических лиц.

Поскольку акционерная форма предприятия рассчитана на объединение капиталов множества вкладчиков, Закон «Об акцио­нерных обществах» предусматривает повышенную защиту интере­сов мелких держателей акций от действий более состоятельных акционеров. Так, приобретение 30 и более процентов голосующих акций крупных открытых АО способно изменить судьбу контроль­ного пакета акций и тем самым ущемить права большинства акци­онеров. С другой стороны, Закон не может просто запретить сво­бодную куплю-продажу акций в открытых АО, поскольку это яв­ляется их обязательным признаком. Решение этой проблемы

Это подтверждает и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах приме­нения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г.

№4/8.

Профессор В. В. Залесский полагает, что «общее собрание акционеров, являющееся высшим органом управления общества, вправе принимать реше­ния по любому вопросу, относящемуся к компетенции совета директоров...». См.: Коммеотарий к Федеральному закону об акционерных обществах / Под общей редакцией М. Ю. Тихомирова. М, 1996. С. 255—256. Это мнение опи­рается на толкование ст. 1 ГК в отношении защиты «принципа беспрепятст­венного осуществления гражданских прав» акционеров. Но если следовать такой логике, то нужно позволить общему собранию акционеров решать и вопросы, отнесенные к ведению вспомогательных органов общества, а так­же и вопросы, входящие в компетенцию отдельных работников фирмы. Ведь и по отношению к ним общее собрание выступает как высший орган управ­ления, а соответствующие гражданские права акционеров требуют защиты. Такое толкование, на наш взгляд, размывает принцип организационного единства юридического лица, подрывая его основу — иерархическое распре­деление компетенции между его органами. Оно не способствует и профессио­нализации управления крупными компаниями (объективная тенденция конца XX в., которой, вероятно, не избежит и Россия).

186 Глава 7. Юридические лица

законодатель видит в том, чтобы в случае скупки контрольного пакета голосующих акций (30% и более) одним лицом предоста­вить остальным акционерам право потребовать выкупа их обык­новенных акций этим лицом по справедливой цене (ст. 80 Закона «Об акционерных обществах»). Таким образом, акционер, которо­го не устраивают перемены в контрольном пакете акций, может продать свои акции и тем самым выйти из общества.

Также Закон защищает акционеров и от возможных недобро­совестных действий управляющих и других лиц, которые могут влиять на принятие обществом решений. С этой целью ст. 81 За­кона «Об акционерных обществах» определяет круг лиц, которые считаются заинтересованными в совершении обществом сделок, и определяет специальный порядок заключения таких сделок.

Кроме того, совершение крупных сделок1, связанных с приоб­ретением или отчуждением имущества АО или его акций, обус­ловлено получением согласия совета директоров (наблюдательно­го совета) или общего собрания акционеров.

Значительными особенностями отличается правовое положе­ние от крытыхакционерныхобществ, создаваемыхв процессе прива­тизации государственных и муниципальных предприятий. Эти АО регулируются специальным законодательством о приватизации2, тогда как нормы Федерального закона «Об акционерных обще­ствах» применяется к ним лишь субсидиарно. В отношении АО, созданных в процессе приватизации, государство резервирует за

собой ряд специальных прав поучастию в их управлении. Такова,

з. Смысл ее в том, что государство например, «золотая акция» J r

формально не являясь акционером общества, сохраняет за собой

, Крупными называются сделки, связанные с приобретением или отчуж­дением (либо прямой или косвенной возможностью отчуждения) АО имуще­ства, стоимость которого превышает 25% балансовой стоимости активов АО (кроме сделок, не выходящих за рамки обычной хозяйственной деятельности, сделок, связанных с размещением обыкновенных акций АО, и сделок, свя­занных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обык­новенные акции) — ст. 78 Закона.

2 См.: Федеральный закон «О приватизации государственного и муници­ пального имущества» от 21 декабя 2001 г. № 178-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 4.

3 «Золотая акция», строго говоря, не является ни акцией, ни ценной бу­ магой вообще. Этот условный термин обозначает специальное право РФ, субъекта РФ или муниципального образования на участие в управлении АО, когда для этого нет общих оснований. Другим словами, наряду с обычными акционерами, купившими акции общества и, в силу этого, получившими комплекс имущественных прав в отношении АО, участником общества яв­ ляется и владелец «золотой акции». Но государство получает «золотую ак­ цию» не в результате покупки, а на основе решения исполнительного органа

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]