Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Березин История Лингвистических учений.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.4 Mб
Скачать

§ 3. Принципы доказательства родства языков

(ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ).

ТЕОРИЯ АГГЛЮТИНАЦИИ Ф. БОППА

Одним из принципов доказательства родства языков является введенное Р. Раском понятие регулярных фонетиче­ских соответствий. В книге «Исследование происхождения древнесеверного, или исландского, языка» Раек впервые обратил вни­мание на целый комплекс взаимосвязанных фонетических изменений, приведших к образованию германской системы взрывных и спирантов из соответствующих индоевропейских согласных. Этот комплекс фо­нетических соответствий получил название первого передвиже­ния согласных, которое графически может быть изображено следующим образом:

ипдоевроп. герм.

I. p, t, к (ph, th, kh) > /, th, h U. bh, dii, gh > th, d, g

III. b, d, g > p, t, к

Например:

ипдоевроп.

греч.

лат.

Г0ТСК.

значение

I. p3te(r) treies

яатг.р Tpeic,

pater ires

fadar threis

огец три

kan i

XVOiV

hunds

собака

11. bhratf medhios

Фратшр

frater medius

brothar midjis

брат средний

uegh-III. dheijbos

vehd

gawigan diups

двигаться глубокий

dekip(i)

$Ыя

decern

taihun

десять

agros

aYP'^

ager

akrs

пашня

По свидетельству В. Томсена, эти переходы полностью описаны в работе Раска, где он отмечал, что из немых букв в начале слова особенно часто превращается р в / и т. д., причем весь ряд переходов снабжен примерами. Более четко эти соответствия сформулировал Я- Гримм во втором издании первого тома «Немецкой грамматики» (1822). Таким образом, весь комплекс передвижений, известный под названием закона Гримма, точнее было бы назвать законом Раска — Гримма. Оценивая роль Раска и Гримма в установлении этих фонети­ческих закономерностей, можно сказать, что Раек, бесспорно, сделал важные наблюдения относительно некоторых изменений согласных, играющих важную роль в передвижении, но мы никак не можем гово­рить только о законе Раска. Заслуга Гримма состоит в том, что он определил внутреннюю связь, существующую между различными процессами передвижения. Передвижение согласных в германских языках Гримм связывал с особенностями характера народов герман­ских племен. Так, он говорил, что основой передвижения звонких в глухие и глухих в аспирированные является смелость и гордость германцев.

39

Кроме первого передвижения согласных, отличающего германские языки от индоевропейских, Раек и Гримм описали также вторюе пе­редвижение согласных, которое связано с различием верхненемецких и нижненемецких диалектов, немецкого и других германских языков. Это передвижение иллюстрируется следующей схемой:

общегерм. нем.

I- [р]. [t]. [k| > Iff]. [ЗЗ]. [hh(ch)] после гласных И. IP], [t], № > (pf(ph)J, [z(zz)j, [kch(ch)] в начале слова, после согласных, в удвоении III. [b], Id], [g] > [р], [t], [k| в баварском и алеманском диалектах; |b], [tj, |g| в средиенемецком

Например:

готск. х

др. -в. -нем.

юж.-нем.

значение

1.

hlaupan

loufan

бежать

letan

1аъь

оставлять

juk

joh

иго

II

skapjun

skephen

творить

taihun

zchtm

десять

kaurn

chorn

зерно

II.

bairan

peran

нести

dauhtar

tohler

дочь

easts

kast

гость

Раек и Гримм наглядно доказали закономерность звуковых изме­нений в области согласных звуков в германских языках. Русский языковед А. X. Востоков в «Рассуждении о славянском языке...» сделал открытие не меньшего методологического значения, опреде­лив звуковые соотношения в области гласных звуков между русским языком, с одной стороны, и польским и старославянским — с другой. Буквы ж и а, писал Востоков, их начертания в кирилловской азбуке (и и ia) первоначально имели звук польских q, e, iq, ie, следователь­но, эти звуки, сохранившиеся в польском языке, существовали в язы­ке древнеславянском. Привлекая для сравнения факты других сла­вянских языков, Востоков выяснил звуковое значение юсов в старосла­вянской письменности и их соответствие носовым польским гласным. Он правильно установил, что ж (юс большой) произносится как [о] (о носовое), а а (юс малый) — как [е] носовое), например:

ст.-сл. польск. рус.

?»ВЪ ZQb вуб

плть p'gd пять

Открытие Востокова явилось одним из первых результатов при­менения сравнительно-исторического метода в языкознании.

Основоположники сравнительно-исторического метода обращали большое внимание на морфологическое строение индоевро­пейских языков, что позволяло делать правильные выводы об-общно-сти их происхождения. Так, Раек указывал, что язык никогда не пере-

1 Готский язык является древнейшим из германских языков, и его формы отра­жают общегерманское состояние.

40

ним'ает форм склонения или спряжения у других языков. Грамма­тические соответствия этих форм в сравниваемых языках, по его мнению, являются важными и значительными, на что до тех пор не обращали достаточного внимания. Между тем именно сравнение форм склонения или спряжения — один из надежных способов дока­зательства родства языков. Ср., например, глагол нести во 2-м и 3-м лице единственного числа в разных языках:

др.-ипд. греч. ст.-сл. рус. готск. значение

bharasi qrepeig ecjiciuh берёшь bairis ты несешь bharati cpepsi ес^гдь берёт bairitli он несет

Личные окончания как генетически общие элементы в структуре индоевропейского глагола анализирует в своих работах по изучению спряжения санскрита и других родственных языков Ф. Бопп. Он хо­тел показать, как возникли окончания глаголов в индоевропейских языках.

Бопп исходит из того предположения, что в санскрите и родствен­ных ему языках существуют два класса корней: глагольные, из которых образуются глаголы и имена (существительные и прила­гательные), и местоименные (например, ta, та), из которых возникают местоимения, все первичные предлоги, союзы и частицы. По его мнению, в падежных формах имен происходит слияние (агглю­тинация) корней, наделенных самостоятельным лексическим значением (глагольных) с местоименными. Точно так же возникли из местоиме­ний личные окончания глаголов. Например, Бопп считал, что оконча­ние именительного падежа единственного числа -s во многи* индоев­ропейских языках (ср.: санскр. sutas—«сын», готск. wulfs — «волк») произошло от измененной формы указательного местоимения sa —■ «этот», а глагольное окончание 1-го лица единственного числа -mi (ср.: санскр. dadami, греч. 6'J6cDbti — «даю») возникло из местоимения та — «меня».

Исходя из положений логической грамматики, признававшей предложение трехчленной структурой (субъект, предикат, связка), Бопп полагал, что в любой глагольной форме индоевропейских язы-жде можно выделить глагольную связку esse — «быть» в той или иной форме (*es-, *bhu-). Так, например, он рассматривал форму латин­ского перфекта scripsi — «написал» или форму латинского будущего времени атаЬо — «полюблю» как результат сращения некогда само­стоятельных корней (scrib-, ama-) и глагола быть (*esi и *Ыгио). Та­ким образом, каждая глагольная форма, по мнению Боппа, в конечном счете может быть разложена на три основных элемента — глагольный корень, связку и местоименный корень, которые должны соответство­вать основным элементам логического суждения.

Наконец, Бопп высказал предположение, что в образовании гла­гольных форм наряду с глаголом быть принимают участие и другие вспомогательные глаголы. Например, происхождение форм прошед­шего времени правильных глаголов в германских языках (ср.: англ. worked — «работал», нем. lehrt — «учил») он объяснял как результат

41

сочетания глагольной основы с формами прошедшего времени от гла­гола делать (ср.: англ. to do, нем. tun).

Система взглядов Боппа на происхождение флексий получила наз­вание «теория агглютинации». Эта теория общепризнана, например, в исторической грамматике латинского языка, и, по мнению большин­ства языковедов, до настоящего времени сохраняет характер очень правдоподобной гипотезы. Главная заслуга Боппа перед языкозна­нием заключается в том, что он отобрал и систематизировал генетиче­ски родственные элементы в морфологической структуре индоевропей­ских языкоз и составил схему морфологических соответствий. Бопп использовал метод сравнения языков для определения происхожде­ния грамматических форм. Его теория агглютинации привлекла вни­мание языковедов к анализу происхождения грамматических оконча­ний. Сравнение грамматических структур языков, приведшее к до­казательству родства индоевропейских языков, заложило основы сравнительно-исторического метода, разработку которого продолжили лингвисты в начале XX в.