Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Е.О.Александров.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.43 Mб
Скачать

Глава 2 историческая справка и эпидемиология

Война убивает всех, кто попал в ее орбиту, даже тех, кто остался жив.

Ж.-П.Сартр

8

Человечество в своей эволюции, если конечно верить Ч.Дарвину, постоянно сталкивалось с явлением психотрав­матических травм и стрессов. Можно предположить, что психотравматические ситуации заставляли людей обучаться бояться и избегать причин, вызывающих смерть и ужас, или бороться с ними доступными способами. В результате этого процесса люди научились справляться с естественным стрес­сом выживания в природе, об этом свидетельствует ход раз­вития человеческой мысли: создание орудий для охоты и уничтожения опасных хищников, создание сельского хозяй­ства для ликвидации стресса голода, жилища для защиты от стресса климатических условий проживания и т.д. Те же сти­хийные бедствия, от которых нельзя было защититься ору­жием и жилищем, стали исследоваться и изучаться, получен­ные знания помогали прогнозировать катастрофы и прини­мать соответствующие защитные меры. Такой взгляд на ис­торию и эволюцию человечества кажется интересным, но аб­солютно непрофессиональным, люди были тогда другими. Хищники, войны с себе подобными, наводнения и пожары долго были обыденным делом, нормальной частью перво­бытной и далее реальностями. Люди каменного века и их со­общество хорошо описаны российским ученым Миклухо-Маклаем. Нет у него ни слова о чем-то подобном ПТСР. Их карта мира была проста, с нашей точки зрения, но действен-

на, в ней нет места посттравматическим феноменам. Если что-то не ясно такому человеку, соответственно это колдов­ство и нет смысла переживать. В начале 20 века этнографы записывали простые и незатейливые рассказы папуасов.. Примерно следующее: заболела у мужчины жена, значит ви­новат колдун, в своей деревне таких вроде нет, пошел тогда к соседнему поселку, встретил незнакомого человека, ударил палкой по голове, убил, съел, жена поправилась, значит, убитый был колдун. Все просто. Правда, потом пришли свя-щеники-миссионеры, и объяснили папуасам, что людей уби­вать плохо, убийца подумал около 40 лет и пошел в ту дерев­ню и отдал родственникам убитого свинью. И все, справед­ливость восторжествовала, никаких навязчивостей, вины и прочего.

В античные времена и средние века внутренняя карта мира человека усложнилась, но лишь не намного. Одно из первых упоминаний о военной психотравме, принадлежит древнегреческому историку Геродоту, описавшего афинско­го воина Эпизелоса, который ослеп от переживаний после участия Марафонской битве. Но это больше похоже на пост­реактивную истероидную реакцию, по принципу — глаза бы это безобразие больше не видели.

Изменения со стороны вегетативной нервной системы у участников военных действий были известны британским военным врачам еще в Крымскую компанию и во время по­ходов в Индию.

Первое научное описание расстройств со стороны здоро­вья у участников военных действий появляется во время Гражданской войны в США в 1863 году. Американские вра­чи исследовали 300 военнослужащих (McLean W. С. 1867, Da Costa J. M. 1871), и выявленный комплекс нарушений со сто­роны сердечно-сосудистой системы получил название «синд­ром Да Косты» или «Раздраженное сердце». Исследователи, тогда рассматривали весь спектр нарушений со стороны здо­ровья у участников сражений. И разделили всю патологию на соматическую и психологическую. В группу соматических на­рушений были включены самые различные нозологии, от ди­ареи до нарушений со стороны сердечной деятельности. Вот их краткий перечень: ощущения чрезвычайной усталости и

9

преходящего нарушения зрения, длительные кардиалгии и появление функционального систолического шума на вер­хушке сердца, умеренная тахикардия и экстросистолия, го­ловная боль и головокружения, обмороки. А в группу психо­логических нарушений вошли нарушения сна и гипервозбу­димость. Но отсутствует описание навязчивых воспоминаний и флэшбэков.

Во время первой мировой войны комплекс характерных изменений со стороны сердечно-сосудистой системы был на­зван «солдатским сердцем» или «синдромом усилия» (Lewis Т. 1919). Почти 90% диагнозов органического поражения сердца, поставленных английскими врачами военных госпи­талей в период 1914-1918, в последствии не подтвердились. Было еще и другое название — «шок от снарядов», так как ученые предположили, что причиной всех описаных рас­стройств являются следствием эффектов взрывов снарядов. После окончания войны в немецких госпиталях началась массовая эпидемия выздоровления парализованных, глухих и глухонемых в результате контузий, и прочих хроников.

Во время второй мировой войны ученые обратили внимание на характерный синдром, возникающий у бывших узников кон­центрационных лагерей. Последствия, связанные с пережитыми ими испытаниями, например, такими, как экзекуции, пытки, го­лодание, описывались учеными разных стран. Изменения, про­изошедшие у выживших узников, в первую очередь касались психической сферы и были названы синдромом концентрацион­ного лагеря (синдром Траутмана, синдром лагерей уничтоже­ния). Он проявлялся бессонницей, хронической усталостью, раз­дражительностью, беспокойством, тревогой и депрессией. Bensheim (1960) описывает в качестве хронических последствий страх и паранойю. Mattusek (1975) обращает внимание на раз­вившееся у бывших узников тотальное недоверие к окружаю­щим. Klein (1974), Arthur (1982) описывают у таких лиц депрес­сию и тревогу, сочетающихся с разнообразными соматическими симптомами. Перечисленные изменения способствуют разви­тию особого стиля поведения, названного Chodoff (1975) пас­сивным, фаталическим личностным стилем, который характе­ризуется постоянным присутствием чувства безнадежности, не­доверия и враждебности.

Американский психиатр Р.Лифтон (1967) изучал людей, выживших в Хиросиме. Он описал своеобразную ауру смер­ти, которая окутывала жертв. Смерть стала постоянным «то­варищем» этих людей. Сначала пришла смерть для их близ­ких и соседей, затем умерла земля, цветы, деревья. Вода от­равлена. Смерть продолжала преследовать жертвы, в ре­зультате воздействия радиации, появились заболевания и врожденные дефекты у последующих поколений. Р.Лифтон обнаружил, что выжившие всю жизнь идентифицировали себя с умершими (форма вины выжившего), чтобы сохранить связь с погибшими и таким образом почтить их память.

По данным В.Менингера, в лечебные учреждения армии США во время второй мировой войны (с 1 января 1942 г. по 30 июня 1945 г.) поступило около 1 млн. лиц с нервно-психи­ческими заболеваниями, в том числе 64% с психоневрозами и 7% с психозами. В соответствии с данными С.Беикера, почти половина демобилизованных по состоянию здоровья из ар­мии США военнослужащих во время второй мировой войны страдала нервно-психическими заболеваниями, в том числе 70% психоневрозами.

Одно из первых систематизированных исследований было проведено в 1941г. Кардинером А., который назвал из­менения, вызванные военным стрессом, хроническим воен­ным неврозом. Он считал, что военный невроз имеет физио­логические и психологические причины. Практически полно­стью описал весь комплекс симптомов: L Возбудимость и раздражительность;