Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0967722_ADBAB_egorov_a_n_osmolovskii_v_p_polito...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

8. Высшие органы государственной власти

ется гражданами также через местные референдумы, собрания и другие формы их прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное управление и самоуправление Республики Беларусь подле­жит реформированию в направлении дальнейшей децентрализации го­сударственной власти, совершенствования организационно-функцио­нальной структуры, создания механизмов по обеспечению экономиче­ской самостоятельности органов местной власти. Страной, обладающей сильной традицией местного управления, является Великобритания.

Функционирование высших органов государственной власти для лучшего, эффективного выполнения ими своих задач осуществляется с помощью специального аппарата управления и основано на обществен­ном разделении функций управления и исполнения. Аппарат управле­ния, через который реализуется власть, например, главы государства Республики Беларусь, состоит из Администрации Президента, Управ­ления делами Президента, других государственных, консультативно-со­вещательных и иных органов при Президенте, а также их исполнителей.

Управление и исполнение — особая сфера общественной деятель­ности, органическая составная часть политических процессов. Система управления и исполнения характерна для любого организованного об­щества, а ее самым рациональным институтом по настоящее время явля­ется бюрократический.

Термин «бюрократия» (буквально — власть конторских служа­щих) ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. фран­цузский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных органи­заций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, ко­торая оторвана от его реальных властных функций по организации обще­ственной жизни. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии -- К. Маркса (1818-1883) и М. Вебера (1864-1920).

У Вебера бюрократия — основной носитель рациональных форм ор­ганизации власти. Потребность общества в рациональном бюрократи­ческом аппарате управления и исполнения для решения явно выражен­ных групповых целей М. Вебер связывал с развитием «денежной эко­номики», требующей соответствующего регулирования со стороны го­сударственных институтов; количественным увеличением и качествен­ным усложнением решаемых органами власти задач; концентрацией власти; техническим превосходством бюрократии (особенно в деле вла­дения техникой административной работы) над иными формами управ­ления и другими объективными причинами.

Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы. Бюрократия — тип организации, для которой характерна четкая уп­равленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; спе­циализация и разделение труда; решение дел компетентными служа­щими обезличенно, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; опе­ративная координация деятельности госаппарата посредством системы коммуникаций, власти и организационной памяти.

8. Высшие органы государственной власти

Понятием «бюрократия» в позитивном смысле слова пользовался и В.И. Ленин, рекомендовавший, например: «Собрать все сколько-ни­будь ценное, особенно по части нормализации работы бюрократиче­ской...»-.

У Вебера бюрократия есть категория рациональная, средство рацио­нализации управления и, исполнения. Она характерна для любого орга­низованного общества в качестве рационального института. Однако бю­рократия одновременно и рациональная категория, и социальная. Ве-бер, к сожалению, ушел от этой дихотомии. Удачнее всего социальная сторона бюрократии исследована К. Марксом. Кратко раскроем ее со­держание.

Казалось бы аппарат, не обладающий властными полномочиями, от­деленный от процесса реальной власти, создан для обслуживания об­щества в интересах общества. Бюрократы в отличие от политиков по призванию — не политические лидеры, не отвечают за политический курс (у них нет таких полномочий). Они действуют за политической сценой. Однако практика красноречиво свидетельствует о том, что под видом защиты интересов государства они во многих случаях отстаивают свои собственные интересы. Возникает вопрос, как им это удается и в чем источник власти бюрократов? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Во-первых, госслужащие используют в личных целях специфические особенности работы органов власти, которые они обслуживают. Им до­ ступны официальная информация и документация. Служебная инфор­ мация — очень дорогой товар, а те, кто ею обладает, становятся весьма обеспеченными людьми. Кроме того, широко используется в личных интересах «служебная тайна», переписка с населением, ответы на его запросы. 1

Во-вторых, по замечанию К. Маркса, бюрократия постоянно стре­мится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чис­то инструментальной функции. Бюрократический аппарат начинает утрачивать сугубо служебную роль и концентрирует в своих руках власт­ные полномочия. Если власть реализуется только через управление, то и управление невозможно без власти. Осуществление управления предпо­лагает делегирование части властных полномочий управленцу, от субъекта власти к субъекту управления. Чем шире полномочия у управ­ленческого органа, тем больше власти в его руках. Высшие государствен­ные служащие, работающие в центральном аппарате, имеют широкие по­литико-консультативные обязанности и ежедневно контактируют с поли­тиками. Они часто вовлекаются в поток политических событий, что га­рантирует им быстрое продвижение к точкам влияния. Забыв о бесприст­растности, они оказывают влияние на центры власти, широко использу­ют свои возможности в собственных интересах корректировать государ­ственные решения при их разработке, составлении и исполнении. А это повышает уровень коррумпированности государства и общества. Чем меньше у чиновника возможностей непосредственно влиять на процесс выработки, принятия и реализации политических решений, тем меньше и коррупция.

Начиная с XIX в., в большинстве государств происходит тесное пе­реплетение, слияние власти и бюрократии, их срастание в единую бю-