Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0967722_ADBAB_egorov_a_n_osmolovskii_v_p_polito...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

13. Политика и национально-этнические отношения

ческая группа. Все эти процессы объективны, происходят под воздей­ствием волеизъявления народа. Каждый сохраняет право пользоваться родным словом, выбирать язык общения. Белорусское государство так­же гарантирует гражданам свободу выбора языка общения, воспитания и обучения. Способность государства адекватно согласовывать интересы и права всех категорий своих граждан тем самым расширяет политические предпосылки общенациональной консолидации.

Формирование новых государств должно осуществляться на демо­кратических началах. Известно, что государства, образующие федера­цию, передают часть своих суверенных прав наднациональным органам управления. В свою очередь наднациональные органы управления дол­жны действовать строго в соответствии с мандатом, рамки которого опре­делены национальными государствами.

Отношения между национальными государствами строятся на при­нципах дружбы, сотрудничества, взаимопомощи или пяти принципах мирного сосуществования (взаимное уважение суверенитета и террито­риальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внут­ренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, решение спорных вопросов мирным путем). Они являются фундаментом для создания но­вого международного порядка.

Потребности в интеграции вызывают и сильнодействующие необхо­димости в области военной политики и политики безопасности, борьбы с международным терроризмом, несанкционированным оборотом нарко­тиков и др. Тенденция к интеграции наиболее ярко проявляется, напри­мер, в современной Европе, что в перспективе может привести к образо­ванию здесь качественно нового этноса.

Решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия во многом зависят также от уровня социально-экономи­ческого и политического развития стран и народов, от приверженности населения к праву демократии.

Вероятно, XXI в. будет периодом возрождения малых народов и на­ций, разрешения их проблем, распространения сотрудничества всех на­ций, народов и цивилизаций, проявления их способности легко уживать­ся с другими этносами.

Человечеству в целом, политикам и общественным деятелям в особен­ности предстоит научиться, как людям с разным национальным самосоз­нанием, разными языками, культурой, религиями жить в одном общем государстве или в союзах государств и решать проблемы развития и раз­деления власти (а не страны), не изгоняя людей из их домов и не пере­краивая границы. К сожалению, у человечества не существует еще об­щепризнанных прав, норм, которые бы полностью устраняли межнацио­нальные конфликты и гарантировали народам равноправное, свободное развитие.

13.3. Проблемы глобализации и национального суверенитета

Формирование мировых экономических, политических, культурных и других связей в масштабах всей планеты в процессе глобализации не может не отразиться на национальных отношениях. Существует мнение,

13. Политика и национально-этнические отношения

что главным следствием глобализации является значительное ослабле­ние или разрушение национально-государственного суверенитета. При­водится довод, что нации и национальные государства не являются чем-то вечными. Они имеют начало, будут иметь и конец. На смену им, возможно, придет европейская, азиатская, американская и другие кон­федерации. Утверждается, что глобализация усиливает полиэтнич-ность, подрывает политические, экономические, культурные и этничес­кие факторы, которые лежат в основе консолидации всякой нации и формируют этнокультурное единство нации и образовавших ее этничес­ких групп. В качестве доказательства сторонники глобализации ссыла­ются на изменения, которые произошли в общественном сознании. В частности, ими подчеркивается, что все более популярным в мире лозун­гом становится принцип культурного плюрализма. По их мнению, нали­цо и бесспорное преодоление обществом националистических и шовинис­тических настроений, вражды и недоверия к соседям, ослабление дер­жавных мотивов.

Так, в странах со сложившимся гражданским обществом понятие на­ции охватывает всех граждан государства вне зависимости от их нацио­нальной принадлежности. Сложилась модель «государство — нация». Отдельные граждане европейских государств самоидентифицируют се­бя уже в качестве «европейцев». Подчеркивается, что денационализа­ция сознания облегчает и другие процессы надгосударственной интегра­ции. Об этом свидетельствует отсутствие графы о национальности в гражданских паспортах и других документах. По мнению глобалистов, функции национальных государств носят исторический характер и мо­гут изменяться при реализации новой цивилизационнои модели разви­тия. Сторонники данной доктрины также подчеркивают, что этнические проблемы — неоспоримая реальность нашего времени — являются од­ним из механизмов разрушения национального начала в условиях глоба­лизации.

Приведет ли глобализация к умиранию наций и национальных госу­дарств, их конвергенции или вытеснению единой стандартной глобаль­ной конфедерацией, состоящей из «граждан мира»? Скорее всего в бли­жайшее время — нет. Нет вечных наций, но нация — категория истори­ческая и достаточно устойчивое образование. Несмотр т на «европей­скую» и «глобалистскую» ориентацию элит, культурная неповторимость наций и основы национального сознания остаются достаточно прочными. Об этом позволяют говорить отнюдь не только акты враждебности к неев­ропейским иммигрантам, электоральные успехи правонационалистичес-ких партий, достаточно серьезная оппозиция дальнейшей интеграции, движения антиглобалистов. Опросы свидетельствуют о том, что даже там, где доля лиц, не испытывающих чувства национальной гордости, считается высокой (в Италии и Франции она достигла к началу 90-х гг. XX в. 15 — 19 %), основная масса населения сохраняет базовые нацио­нальные ценности. Слова французского социолога Р. Арона о том, что «старые нации будут жить в сердцах людей, а любовь к европейской на­ции еще не родилась», сохраняют свою актуальность.