Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КР Правовое регулирование и особенности исполне...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
76.14 Кб
Скачать

Глава 1. Понятие и общая характеристика женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы

1.1. Характеристика женщин, отбывающих наказание

В виде лишения свободы

В 2009 г. была проведена специальная перепись осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей. Достоинством этого метода исследования являются полнота получаемой информации, ее высокая репрезентативность и достоверность выводов, поскольку на протяжении предшествующих лет было проведено еще семь подобных переписей.

Большое преимущество анализа данных переписи обеспечивает сравнимость результатов на протяжении нескольких десятилетий, в которые не только произошла смена тысячелетия, но и видоизменился общественно-политический строй, а с ним и социально-экономическое и политическое устройство общества.[21]

Получение всесторонней информации об осужденных необходимо как в практических, так и в научных целях. Она является основой для внесения изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также для корректировки уголовной и уголовно-исполнительной политики.

Каждая перепись учитывала новые политические, социально-экономические и правовые реалии, состояние борьбы с преступностью. Накопленный опыт позволял оптимизировать содержание вопросов, формализовывать ответы с целью более точного заполнения переписных листов и упрощения их обсчета и анализа.

В 2009 г. переписью были охвачены каждый десятый осужденный мужчина и каждая вторая осужденная женщина. В переписной массив попали более двадцати восьми тысяч женщин, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях общего режима и колониях-поселениях, сведения о которых и явились предметом проводимого исследования.[22]

Женщины, совершившие преступления, чаще, чем мужчины, осуждаются к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, в первую очередь к исправительным работам, а также получают отсрочку отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка до 14 лет или осуждаются условно.

Это связано не только с проявлением гуманности правосудия к женщине, но в первую очередь и с тем, что женщины, как правило, совершают менее опасные преступления и находятся на второстепенных ролях. Эти особенности обусловлены местом женщины в системе общественных отношений, ее социальной ролью, психофизиологической спецификой.

Женская преступность в России в последние годы стабильно составляет около 15% в общем числе выявленных преступников. Последние два года наблюдается некоторое снижение по абсолютным показателям зарегистрированных преступлений, совершенных женщинами.

Вместе с тем количество женщин, отбывающих лишение свободы, с 2006 по 2010 г. резко увеличилось (на 36,1%). "Перелимит" численности женских колоний составил более 10000 мест.[26]

Специальная перепись осужденных является уникальным источником информации для выводов о составе осужденных, их социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристиках. Анализ этих данных позволяет показать тенденции развития преступности и выработать наиболее эффективные методы борьбы с ней. Результаты переписи должны лечь в основу принятия законотворчества в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний и скорректировать направления развития уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.

В числе преступлений, за которые женщины отбывают лишение свободы, преобладают деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, особо тяжкие и тяжкие преступления против личности и собственности. По некоторым составам доли осужденных женщин и мужчин равны или отличаются незначительно.[28]

Один из таких видов это убийство (за него отбывает наказание каждый пятый осужденный) и кража (примерно каждый шестой). По данным специальной переписи осужденных 1999 г., лишь 16,3% женщин отбывали наказание за убийство, в то время как за кражу их было 36,3%. Однако краж не стало меньше. Это объясняется назначением четырем из пяти женщин лишения свободы условно. [16]

Удельный вес женщин, осужденных за умышленное причинение вреда здоровью, чуть меньше аналогичного показателя у мужчин. Это следствие более мягкой уголовно-судебной политики, когда женщине не всегда назначается реальное лишение свободы за такое преступление.

Кроме того, преступления мужчин, квалифицируемые по ст. 111 УК РФ, отличаются более высокой степенью общественной опасности с учетом квалифицирующих признаков ст. 111 УК РФ. Вместе с тем в 1999 г. таких женщин среди отбывающих лишение свободы было на 4,1% меньше.

Доля женщин, совершивших изнасилования и насильственные действия сексуального характера, в силу естественных причин несколько ниже доли мужчин в них и не изменилась с 2003 г. [21]

Также традиционно меньше удельный вес женщин, совершивших корыстно-насильственные посягательства (грабеж, разбой) и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.

Вместе с тем удельный вес женщин, отбывающих наказание за мошенничество (в 2 раза) и присвоение или растрату (в 5 раз), превышает удельный вес мужчин, осужденных за эти преступления.

Лишь чуть более 5% женщин действовали при сложном соучастии, однако это не только почти в два раза больше, чем десять лет назад, но и превышает аналогичный показатель у мужчин.

За последние десять лет в 1,8 раза выросла доля женщин, совершивших преступления в составе организованной группы, и в 2 раза - в составе преступного сообщества. По сравнению с мужчинами женщины в организованной группе действовали в 1,5 раза чаще. Доля их присутствия в преступном сообществе сравнялась с аналогичным показателем у мужчин.[20]

Сравнение мужчин и женщин, совершающих преступления с оружием, выявляет явно большую общественную опасность его применения женщинами. Интересно, что доля мужчин, использовавших оружие, на 1,5% меньше. При этом в восемь раз чаще женщины применяли оружие для причинения вреда жизни и здоровью, чем для угроз им.

Интересна динамика данных об осужденных за незаконный оборот наркотиков. В 2013 г. треть всех отбывающих лишение свободы женщин осуждены по ст. ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ. В 2003 г. их доля составляла 14,7%. В то же время среди осужденных мужчин таких лиц лишь 12,5%. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ также более характерны для женщин.

Состояние здоровья осужденных женщин неблагополучное. Ранее состоявшие или вновь поставленные на учет в наркологический диспансер составляли 13,2% у женщин и 6,8% у мужчин. [14]

Доля употреблявших наркотики значительно выше. Явно заниженные данные объясняются отсутствием с 1991 г. принудительного лечения от наркомании лиц, потребляющих наркотики, и отсутствием уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.

Каждая десятая - ВИЧ-инфицирована, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель у мужчин.

При этом обязательное лечение от ВИЧ назначено лишь 0,3% женщин. Выявленное положение с употреблением наркотиков и наличием ВИЧ-инфекции позволяет сделать вывод о явной недостаточности назначения обязательного лечения по сравнению с нуждаемостью в нем больных алкоголизмом и наркоманией, лечение которых многократно уменьшилось.

Рецидивная преступность женщин во многом объясняется как латентностью их преступности, так и необоснованной мягкостью реагирования на впервые совершенное преступление, когда условный срок лишения свободы назначается чаще, чем реальный. Женщины вновь совершают преступление, не выдержав испытательный срок, в 2 раза чаще, чем мужчины.

Значительная доля лиц, совершающих повторные преступления, также во многом связана с неэффективностью ресоциализации осужденных после освобождения. Помощь в трудовом и бытовом устройстве после освобождения получили около четверти ранее судимых женщин. [13]

Несмотря на то что в целом семейное положение осужденных женщин неблагополучное, в настоящее время распад семьи у осужденных женщин происходит намного реже. В 2013 г. отмечено почти в 1,5 раза больше сохранившихся семей, чем распавшихся. Тенденция поляризации в образовании наглядно демонстрирует общую тенденцию поляризации как населения страны, так и осужденных, т.е. их все возрастающего расслоения не только по уровню доходов, но и по уровню образования. Существенно увеличилась доля верующих осужденных женщин (четверо из пяти). Наличие религиозных убеждений положительно влияет на поведение осужденных женщин, формирует нравственные идеалы, которые корректируют поведение в лучшую сторону, что отражается на их общей характеристике со стороны администрации. Женщины-осужденные активно изъявляют желание общаться с психологом. Недостатком, пока еще имеющим место в исправительных учреждениях, является отсутствие возможности осуществить право на оказание психологической помощи для 6,9% женщин и 8,7% мужчин, тем более что соответствующая норма УИК РФ закреплена также в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.[22]

Доля женщин, отбывающих наказание в месте проживания - в своем районе (городе) или в пределах субъекта федерации, в 2013 г. составила 65,7%. Тем не менее утрата социально полезных связей остается большой проблемой для осужденных женщин.

Отдаленность места отбывания наказания от постоянного места жительства и нахождения родственников осложняет реализацию права осужденной на длительные и краткосрочные свидания. 63,7% женщин ни разу не пользовались правом на краткосрочное свидание. Еще больше тех, кто не имел длительных свиданий, - 73,4%. Увеличение или уменьшение количества свиданий при переводе на иные условия содержания, а также в качестве поощрений не является для подавляющего большинства осужденных женщин действенным стимулом положительного поведения.[26]

Телефонные разговоры как вид связи осужденных с внешним миром применяются женщинами значительно чаще, чем мужчинами и чем десять лет назад. Почти половина осужденных многократно используют телефонную связь. Разница по полу с учетом примерно одинакового семейного положения осужденных женщин и мужчин может быть объяснена лишь психологическими особенностями женщин, для которых общение более значимо, они больше дорожат связями с родными и близкими.

Треть женщин не получают посылок или передач. Еще реже женщины получают бандероли. Треть женщин получали денежные переводы, и лишь 8,6% отправляли их.[27]

Лишь 0,3% женщин воспользовались правом краткосрочного выезда из ИУ. Право на длительный выезд использовали только 0,9% женщин. Причем такая причина, как отрицательная характеристика, присутствовала лишь у 0,1% женщин и 0,5% мужчин. Судя по результатам переписи, доля запретов выезда со стороны администрации очень незначительна. Основные причины невыездов связаны с отсутствием желания, потерей значимости родственных связей, невозможностью оказать помощь родственникам. Достоверность этих данных вызывает сомнения, т.к. данные других исследований свидетельствуют о запрете на выезд как основной причине неиспользования этого права. семей, погашения исков о возмещении вреда, причиненного преступлением.[23]

При отбытых сроках свыше 1 года до 5 лет постепенно повышается доля положительно характеризующихся в основном за счет тех, чьи характеристики были нейтральными. Доли отрицательно характеризующихся и злостных нарушителей практически стабильны, особенно если их рассматривать в совокупности. После пяти лет соотношение показателей практически не меняется, что позволяет сделать вывод о том, что вялотекущий процесс исправления после 5 лет пребывания в ИУ останавливается, и далее эта цель наказания не реализуется.[26]

Надежда на более эффективное достижение целей наказания связывается с общегосударственными мерами поддержки населения, в т.ч. женщин, а также с такими специальными мерами, как административный надзор за освобожденными из мест лишения свободы, оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, а также оптимизация соотношения применения различных видов наказаний и видов освобождения от них.