
Йенский кружок
Германия – родина романтизма. Начиналось всё в Йене, соседствовавшей с Веймаром, где жил боготворимый романтиками, но относившийся к ним прохладно Гёте. В Веймаре жили также Гердер и Виланд. В университете Йены преподавали Шиллер и Фихте. Именно здесь в 1790 году поселились молодожёны – учёный филолог и критик Август Шлегель и его жена Каролина. Их дом и стал местом встреч романтиков. Вскоре сюда переезжают Людвиг Тик, его близкий друг Вакенродер и Фридрих Шлегель со своей гражданской женой Доротеей.
Первый этап в развитии немецкого романтизма – зарождение йенского кружка (1798-1801 гг). В него входили геологи, физики, теолог Шлейермахер, т. е. люди разных профессий, что лишний раз указывает на то, что романтизм в Германии – это не только художественное направление, но и умонастроение. Костяком кружка были: А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг. Также в кружок входили женщины (но не по признаку талантливости, а по семейным и любовным связям: Доротея, Каролина).
Йенский кружок выпускал свой журнал – «Атеней», где печатались художественные произведения, основные эстетические принципы романтизма.
При всей реакционности своего общего направления деятельность йенских романтиков имела положительные стороны. Они дали в руки немецкого читателя превосходные переводы гениев мировой литературы; в их сочинениях по вопросам искусства, написанных в идеалистическом духе, есть «рациональное зерно» — стремление к диалектическому, всестороннему пониманию художественного творчества.
"Магический идеализм"
Новалис дал романтическому взгляду на мир название «Магический идеализм». Этим он обозначает не какую-то систему, а больше, особую деятельность, ведущую к такой системе, духовное стремление, где не столько результат важен, а направление поиска результата. Слово «магический» для Новалиса, а также для Гессе указывает на это основное чувство романтического человека, указывает на «Чудо», которое он видит во всем природном. Это «Чудо» как для Новалиса так и для Гессе есть Дух.
«Магический идеализм» – это философски сформулированная Новалисом и в последствии перенятая Кантом и Фихте категория для познания созидающего мир духа, магическая сила которого в состоянии разрушить им же созданные эмпирические преграды, препятствующие познанию истины и видению божественного чуда во всем природном.
Основу «Магического идеализма» Новалиса составляет его вера в способность преодоления эмпирического абсолютным, противоположностей – духом, объективного – субъективным, видимого эмпирического мира – познающим духом.
Гейдельбергский кружок
Второй этап в развитии немецкого романтизма – появление гейдельбергского кружка (1806 г.). Костяком кружка были: И. фон Арним, К. Брентано, Йозеф Геррес, братья Вильгельм и Якоб Гримм.
Гейдельбергские романтики обращаются к национальной старине, в частности к народному творчеству. Идейная позиция членов гейдельбергского кружка была безусловно консервативной. Тем не менее, собирание, изучение и популяризация фольклора составили важный вклад в немецкую культуру. Наиболее значительными из этих работ были сборник немецких народных песен «Чудесный рог мальчика» (1805—1808 гг.), составленный Арнимом и Брентано, и в особенности «Детские и семейные сказки» (1812—1815 гг.), собранные братьями Гримм.
"религиозное отречение"
Религиозное отречение от искусства Клеменса Брентано (стремление от индивидуума к коллективу, соборности). В литературе: отречение от эгоизма, побег героев от противоречивой современной городской цивилизации в идеализируемый мир докапиталистической действительности. У героев Брентано это отречение выливалось в религиозное смирение.
"Озерная школа"
Школа названа в честь места проживания главы школы – Вордсворта. Он жил в английской провинции на северо-западе Англии, в так называемой Стране озёр.
Ещё одно название – лейкисты (The Lake School of Poets) – идейное и творческое содружество английских поэтов-романтиков. Сформировалась в конце XVIII – начале XIX веков. Костяк «Озёрной школы» составляли: У. Вордсворт, С. Колридж и Р. Саути. Черты: романтический протест против буржуазной действительности, жизнь вдали от шумных городов. Но предпосылкой образования школы явился не радикализм их идей, а перелом в их политических взглядах.
При всей общности политических и эстетических устремлений поэты «Озёрной школы» очень отличались друг от друга. Вордсворт правдиво отразил трагедию нищеты и бесправия народных масс, передал нестирающиеся, яркие краски народной речи и окружающей крестьянина природы. Колридж и Саути, в противовес реалистической тенденции Вордсворта, утверждали право на максимально усложненную словесную конструкцию, на пышные украшения в поэтическом повествовании.