Терапевтические отношения в условиях этнокультурного многообразия
Мы постоянно подчеркиваем важное значение терапевтических отношений. Мы считаем, что отношения между специалистом и клиентами выступают основой любой профессиональной деятельности в сфере охраны психического здоровья, в том числе в клиническом интервьюировании. Многие психологи и психиатры говорят также о ключевой роли терапевтических отношений в эффективном поликультурном консультировании. Но каковы основные составляющие этих отношений? Какие компоненты полезны, но не обязательны? К чему мы должны стремиться, повышая свою культурную восприимчивость? Как избежать осуждения по отношению к представителям других культур и синдрома собственных мерок, как не использовать консультирование для угнетения клиентов?
Чтобы оказывать полноценную профессиональную помощь различным группам населения, мы должны обладать необходимыми знаниями и пониманием культуры как фактора психического здоровья.
Интервьюер, познай себя
Культуру можно определить как среду, в которой осуществляется развитие и деятельность человека. Все, что мы знаем, все, что имеет для нас определенную ценность, все, что мы считаем "нормальным", — все это определяется нашей прошлой и нынешней культурной средой. Если говорить с точки зрения консультирования, ответы на такие широкомасштабные вопросы, как "Что представляет собой здоровая личность?", "Каким должен быть или становиться человек?", во многом определяются культурным происхождением специалиста. Поэтому развитие культурной компетентности должно начинаться с изучения себя как культурного существа. Какое влияние оказывает на нас наше культурное происхождение?
Д. У. Сью, П. Арредондо и Р. Мак-Дэвисутверждают, что рост культурного самосознания выступает необходимым условием для перехода от этноцентрического, культурно изолированного подхода к поликультурному. Если нам удается понять, какое влияние оказывает культура, в которой мы живем, на наше мышление, чувства и знания, мы получаем возможность посмотреть на мир глазами другого человека, не навязывая ему своей точки зрения.
Консультант как существо культуры
Осознание себя как существа культуры считается обязательной предпосылкой компетентного поликультурного консультирования. Д. У. Сью, П. Арредондо и Р. Мак-Дэвис, говоря о первом шаге к поликультурной компетентности, утверждают: "Культурно компетентные интервьюеры перешли от культурной несознательности до осознания и восприимчивости к своему собственному культурному наследию, а также к пониманию и уважению различий"
Задание, условия которого приводятся ниже, нужно выполнять в паре.
Опишите себя как существо культуры. Каково ваше культурное или этническое наследие? Каким образом вы узнали об этом наследии? Как это наследие проявляется в вашей нынешней жизни? Какими именно составляющими вашего культурного наследия вы особенно гордитесь? Есть ли какие-либо аспекты вашего культурного насле дия, которые вам неприятны? Если да, то почему?
Что, по вашему мнению, составляет сущность "психически здоро вого" индивида? Могут ли быть исключения из тех правил, которые вы определили?
Случалось ли вам быть объектом расизма, национализма или дис криминации (если нет, то не подвергались ли вы преследованиям или какому-либо ущемлению прав из-за своих необычных характе ристик)? Расскажите об этом опыте своему партнеру. Каковы были ваши чувства и мысли в связи с этим опытом?
Можете ли вы вспомнить случаи, когда ваши собственные мысли о людях, отличающихся от вас, повлияли на ваше отношение к ним? Как бы вы поступили в той же ситуации сейчас?
Как бы вы определили содержание понятия "отечественная культу ра"? Какие ее составляющие вам близки? Какие ее элементы вы от вергаете? Как ваше осмысление отечественной культуры влияет на ваши критерии "психически здорового индивида"?
По завершении этого упражнения подумайте над тем, что вы узнали о своей культурной идентичности, и сделайте соответствующие записи в дневнике.
Культурная компетентность
Культурное самосознание — лишь первый шаг к поликультурному сознанию и компетентности. Культурная компетентность включает множество переменных. В частности, были определены три ключевые характеристики,которые выступают необходимыми составляющими культурной компетентности:
а) научное мышление;
б) навыки динамической оценки;
в)культурно-специфическая квалификация.
Научное мышление подразумевает формулировку и проверку гипотез как альтернативу выдвижению ложных допущений или ошибочных выводов о статусе клиентов, этнокультурные характеристики которых отличаются от ваших собственных. Несмотря на то что существует универсальный, общечеловеческий опыт, вы не можете допускать, что у разных клиентов одни и те же потребности и нужды. Для интервьюера, работающего с клиентами из разных типов этнокультурной среды, очень важно преодолеть миф одинаковости.
Динамическая оценка- вторая необходимая составляющая культурной компетентностиокоторой говорит С. Сью. Интервьюер должен понимать, когда обобщения по признаку принадлежности к группе уместны, а когда нет. Вы должны знать общие характеристики той культурной среды, к которой относится клиент, и в то же время учитывать возможность различий в степени их принятия или проявления клиентом.
Например, понятие мачизма — мужского начала, мужественности — часто обсуждается по отношению к клиентам латиноамериканского происхождения. Однако наивно предполагать, что все мужчины латиноамериканского происхождения проявляют мачизм. Если вы так считаете, это формирует у вас определенные ожидания по отношению к поведению клиента. С другой стороны, было бы халатностью не знать о явлении мачизмаи о том, что оно влияет на поведение мужчин, принадлежащих к данной этнокультурной группе. При адекватном использовании динамической оценки вы сможете избежать ловушек стереотипизации клиентов и в то же время сохранить восприимчивость к влиятельным культурным факторам.
Другой аспект динамической оценки подразумевает понимание терапистом того, когда следует обобщать свой собственный опыт. С. Сью пишет: "Человек, который пережил дискриминацию как член определенной группы, может понять трудности представителей другой группы, которые сталкиваются с таким же опытом". Однако подобный опыт не гарантирует адекватнойэмпатии. Динамическая оценка требует, чтобы интервьюер знал и понимал и одновременно не знал и не понимал. Комбинация глубокого понимания и открытости выступает важнейшим компонентом культурно компетентного интервьюирования.
Третья характеристика культурной компетентности — культурно-специфическая квалификация.Кулътурно-специфическаяквалификация подразумевает постоянное накопление и усвоение информации о культурных группах, включая их социополитическую динамику, а также процедуры и методики эффективной терапевтической интервенции, рассчитанные на определенные культурные группы. Некоторые подчеркивают, что один специалист не в состоянии разобраться во всех культурных нюансах тех многочисленных групп, которые существуют на нашей планете. Несомненно, это правда. Однако этот факт не оправдывает культурной неграмотности. Всю жизнь нам приходится изучать опыт и верования других людей. Компетентный профессионал использует любую возможность для того, чтобы совершенствовать свое понимание культурного многообразия, окружающего нас. В некотором смысле поликультурность — в такой же мере философия, как и практическая методика.
Существует множество разных критериев и форм объединения людей в группы, а также множество разновидностей влияния, которое эти объединения оказывают на формирование идентичности, функционирование во внешнем мире и качество жизни в доминирующей культурной среде.
Каждый клиент (индивид, семья, группа, организация) обладает множественной культурной идентичностью, которая, скорее всего, развивается или расширяется неравномерно. Например, человек может вполне отчетливо осознавать себя индейцем навахо, но менее полно осознавать себя гетеросексуалом или ветераном вьетнамской войны. Как таковая, всеобъемлющая поликультурная терапия может сосредоточиться на том, чтобы помочь этому человеку и подобным ему лучше осознать влияние культурных факторов на его существование.
Религиозные люди
Задача служения — помощь людям, находящимся в определенных ситуациях: больным и людям в бедственном положении; людям с физическими или умственными ограничениями; людям, страдающим от нищеты и угнетения; людям, которые запутались в сложных сетях светских и религиозных организаций — видеть и чувствовать их судьбу как часть постоянной Божьей работы по спасению мира.Генри Дж. М. Нувен.
Для глубоко верующего человека обращение к светскому консультанту или психиатру может представляться чем-то противным его убеждениям — или, во всяком случае, делом довольно рискованным. Поэтому клиническим интервьюерам следует особенно тщательно избегать слов и действий, которые могут быть восприняты как антирелигиозные. Психические проблемы тесно связаны с религиозными. Нахождение золотой середины, при которой не отрицается ни научное, ни религиозное мировоззрение, может стать для клинического интервьюера сложной задачей.
В психотерапии найдется не много более трудных проблем, чем отношение к религиозным убеждениям клиента. Это вызвано несколькими причинами, к которым относится не только недостаточная восприимчивость и понимание со стороны тераписта, но и его нерешительность, уклончивость и даже очевидный страх перед обсуждением ценностей явно выраженного религиозного характера с клиентом.
В соответствии с задачей холистического (т.е. целостного, от греч.Но1оs— целое) восприятия при работе с отдельными клиентами, парами или семьями религия и духовность могут быть интегрированы в процесс консультирования.Однако это скорее относится к клиентам с более либеральным мировоззрением. Фундаменталисты и представители большинства организованных религий предпочитают отказываться от светскихресурсов помощи. Поэтомупервый визит глубоко религиозного клиента может быть сопряжен с семейным кризисом. Такие клиенты обычно не приходят на психотерапию, чтобы поинтересоваться предоставляемыми ею возможностями для личностного роста. Вероятнее всего, этот приход выражает отчаянье человека. Личные или семейные проблемы и конфликты стали невыносимыми, а ответы, решения и лекарства, которые предлагает религия, оказались неэффективными.
Поскольку религия представляет одновременно и культуру, и личный выбор человека, различия между терапистом и клиентом могут быть хотя и не явными, однако весьма неприятными и вредными для терапевтических отношений. Например, во время приемного интервью вас могут спросить о ваших религиозных убеждениях что называется "в лоб". Мы рекомендуем сбалансированный отклик.
Во-первых, ваша профессиональная обязанность заключается в том,чтобы изучать как причины опасений клиента, так и сами опасенияв связи с психологическим консультированием.
Во-вторых, подготовьте искренний и взвешенный ответ. Отказ признаться в своих религиозных убеждениях или отсутствии таковыхтолько обостряет обеспокоенность клиента. После ваших объясненийпоинтересуйтесь у клиента, как он относится к предстоящей совместной работе с вами. Не спорьте о вопросах веры.
Один из наших коллег, имеющий сан священника, часто объясняет клиентам связь между духовным и психологическим благополучием.
Я понимаю, что для человека с глубокими религиозными убеждениями может быть трудно говорить о личных проблемах с психиатром. С одной стороны, я знаю, что есть люди, у которых все в порядке с психикой, но которые страдают от духовной неудовлетворенности. С другой стороны, я знаю людей, которые успешны в своих духовных исканиях, но которым нужно поработать над своей психикой или эмоциями. Хотя во многих случаях духовное и психологическое благополучие тесно взаимосвязаны, благополучие в одной области не обязательно подразумевает, что у вас все в порядке в другой области. Мы можем заняться эмоциональными или психологическими проблемами, не вторгаясь в вопросы веры.
Некоторые специалисты указывают свое вероисповедание в рекламных объявлениях, на своих визитках или в документах, связанных с информированным согласием клиента. Другие специализируются на определенных проблемах, связанных с религией
Хотя обычное клиническое интервью включает религиозные убеждения как один из аспектов личности человека, интервьюер от обсуждения этих вопросов должен мягко перейти к конкретным психологическим проблемам клиента и их источникам. Кроме того, планирование терапии может включать консультацию с религиозными лидерами или влиятельными религиозными деятелями
