Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЕТОДИЧКА - ВНБ пневмонии- 10 ноября 2012 (Вари...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
824.59 Кб
Скачать

Особенности возбудителей.

Хламидии имеют уникальный, отличный от остальных бактерий цикл развития. Они являются облигатными внутриклеточными паразитами, существующими за счет энергии клеток хозяина. Две основные, переходящие друг в друга формы существования хламидий: элементарные тельца (ЭТ) и ретикулярные тельца (РТ). Элементарные тельца более мелкие (0,25–0,35 мкм), они обладают инфекционными свойствами, способны передаваться от одного хозяина к другому, проникать в клетку, но не могут самостоятельно размножаться. Кроме того, в отличие от РТ они нечувствительны к антибиотикам. Попадая в клетку, ЭТ преобразуются в РТ, которые начинают расти и размножаться. В процессе созревания из РТ образуется множество новых ЭТ. При высвобождении ЭТ из клетки происходит ее разрушение, и в таком случае развивается местная воспалительная реакция. Хламидии могут покидать клетку и без повреждения клеточной стенки – путем экзоцитоза, при этом возможно бессимптомное течение инфекции. Полный цикл развития хламидий занимает 48–72 ч, что необходимо учитывать при назначении антибактериальной терапии, продолжительность которой должна составлять не менее 2 циклов, т.е. не менее 6 дней.

У микоплазм отсутствует ригидная клеточная оболочка, что обусловливает полиморфизм сероваров и устойчивость к антибактериальным препаратам, подавляющим синтез клеточной стенки. Микоплазмы выступают как мембранные паразиты, связываясь со стенкой клеток хозяина и “маскируясь” под ее антигенный состав, что позволяет избегать активной иммунной реакции и способствует малосимптомному и персистирующему течению инфекционного процесса. По тем же причинам невозможно создание эффективных антимикоплазменных вакцин.

Клиническое значение

Проведенные в течение последних лет исследования свидетельствуют о прямом или косвенном участии M. pneumoniae и C. pneumoniae в развитии острых (синусит, фарингит, бронхит, пневмония) и хронических (БА и ХОБЛ) заболеваний дыхательных путей, а также разнообразной внелегочной патологии. С инфекцией C. pneumoniae могут быть ассоциированы следующие внелегочные заболевания: атеросклероз, болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, с M. pneumoniae – энцефалит, менингит, артрит, миокардит, перикардит, дерматиты, гломерулонефрит, конъюнктивит, ретинит, отит, гемолитическая анемия. Для микоплазм более свойственно развитие острых воспалительных и аутоиммунных реакций, тогда как хламидийная инфекция ассоциируется преимущественно с хроническими процессами.

Пневмония

С. pneumoniae и M. pneumoniae в этиологическом спектре внебольничных пневмоний занимают второе место после S. pneumoniae, а у пациентов с ВП, которым не требуется госпитализация, “атипичные” микроорганизмы лидируют среди всех возбудителей. Несмотря на объективные трудности в диагностике, M. pneumoniae удается выделить у 6-34% больных ВП, С. pneumoniae – у 1-22%.

Традиционно считается, что хламидийные и микоплазменные пневмонии отличаются более легким течением и благоприятным прогнозом. В масштабном (n = 4532) исследовании CAPNETZ (2009) обнаружено, что пациенты с ВП, вызванной M. pneumoniae, в среднем были моложе (41 и 62 года), имели меньше сопутствующих заболеваний и менее значительный воспалительный ответ (лейкоцитоз и уровень С-реактивного белка в плазме) по сравнению с больными, у которых пневмония была вызвана другими возбудителями. При микоплазменной пневмонии наблюдались более короткие сроки пребывания в стационаре (9 и 14 дней) и меньшая летальность (0,7 и 8,7%). Однако было бы ошибкой считать, что “атипичные” возбудители вызывают только нетяжелые пневмонии.

При возникновении тяжелых пневмоний у пожилых больных и лиц с хроническими сердечно-легочными заболеваниями С. pneumoniaе обнаруживается с той же частотой, что и пневмококк. От 3 до 10% пациентов с микоплазменной пневмонией имеют массивное поражение легких (целая доля и более), причем M. pneumoniae может вызвать тяжелое течение ВП с летальным исходом даже у практически здоровых лиц. Особенно опасна микоплазменная пневмония для пациентов с тяжелыми иммунодефицитами, когда заболевание быстро прогрессирует с развитием острой дыхательной недостаточности и поражением других органов.

Рентгенологическая симптоматика микоплазменных и хламидийных пневмоний имеет определенные особенности. В 10-20% случаев воспалительные изменения в ткани легких невозможно визуализировать на обычных рентгенограммах. Для “атипичных” пневмоний в отличие от пневмококковых характерно утолщение сосудисто-бронхиальных пучков с перибронхиальными и внутридольковыми узелковыми инфильтратами по данным компьютерной томографии (КТ). Для хламидийных пневмоний типична сетчатая или тонкая линейная инфильтрация, а для микоплазменных – сопутствующая внутригрудная лимфаденопатия. Таким образом, рентгенологический диагноз “атипичных” пневмоний труден и часто требует применения дополнительных методов лучевой диагностики.

Клиническая картина ВП, вызванных С. pneumoniae и M. pneumoniae, обычно выражена менее ярко, чем в случае других возбудителей. Как правило, пневмонии предшествуют явления фарингита. Среди сопутствующих симптомов часто встречаются миалгии, артралгии, головная боль, тошнота, диарея. Затяжное течение пневмонии, длительное сохранение остаточных симптомов в виде субфебрильной лихорадки, кашля, недомогания часто становятся следствием персистенции внутриклеточных возбудителей.

Клинически дебют микоплазменной пневмонии напоминает микоплазменную инфекцию верхних дыхательных путей, однако лихорадка более длительно сохраняется на фебрильном уровне. При этом, несмотря на гипертермию, симптомы интоксикации обычно выражены неярко, что служит одним из немногих специфических признаков микоплазменной пневмонии. Кроме этого, через несколько дней от начала заболевания появляется сухой, навязчивый или приступообразный кашель, который может сохраняться в течение длительного времени – от нескольких недель до нескольких месяцев. У старших детей и подростков кашель постепенно становится продуктивным. В легких при этом могут выслушиваться рассеянные сухие и разнокалиберные влажные хрипы. При рентгенологическом обследовании в легких выявляют двусторонние очаги негомогенной инфильтрации. В ряде случаев (до 10%) при микоплазменной пневмонии отмечают преходящую макулопапулезную сыпь.

Микоплазменная пневмония, как правило, протекает нетяжело, характеризуется гладким течением и отсутствием дыхательной недостаточности (или слабой ее выраженностью). В то же время у детей с иммунодефицитами, серповидно-клеточной анемией, тяжелыми заболеваниями сердца или легких, а также у пациентов с синдромом Дауна повышен риск развития осложненных форм микоплазменной пневмонии.

Наиболее общими клиническими симптомами, характерными для пневмонии вызванной C. pneumoniae, являются лихорадка (100%), кашель (100%), боль в груди (47,6%), одышка (42,9%). Отличительных дифференциально-диагностических клинических симптомов между пневмонией вызванной, C. pneumoniae и M. pneumoniae не найдено. Кроме того, по рентгенологической картине невозможно установить этиологический диагноз – необходима серологическая диагностика.

Однако в литературе постоянно публикуются различные клинические аспекты течения пневмонии вызванной «атипичными» возбудителями с учетом возраста, осложнений и исходов заболевания.

Пневмония хламидийной этиологии характеризуется появлением влажного кашля и повышением температуры до субфебрильных цифр, однако в дебюте заболевания может присоединяться одышка, преимущественно смешанного характера. Из аускультативной картины отмечают локальные крепитирующие и влажные мелкокалиберные хрипы, реже хрипы носят диффузный характер. По локализации, воспалительный процесс чаще носит сегментарный характер. В общем анализе крови может встречаться нейтрофильный лейкоцитоз, лимфоцитоз (при нормальном уровне лейкоцитов), лейкопения. У 45% больных отмечают моноцитоз. Также характерна эозинофилия (10-25%). Пневмония чаще носит затяжное течение, не поддается традиционной стартовой эмпирической антибиотикотерапии домашней пневмонии.

Наряду с классическим «атипичным» течением пневмония хламидийной этиологии может иметь клинику «типичной» ВП с локальной аускультативной картиной, одышкой, лихорадкой и нейтрофильным лейкоцитозом в общем анализе крови.

Диагностика. Основным методом диагностики “атипичных” респираторных инфекций является иммунологический (Таблица 12). Впрочем, до настоящего времени используются различные лабораторные методики, а диагностические критерии не стандартизованы.

Таблица 12

Этиологические агенты

Методы идентификации

Бактериальные

Окраска по Граму и посевы мокроты и крови больных, серологическое типирование.

M. pneumoniae,

C. pneumoniae,

L. pneumophila

Полимеразная цепная реакция (ПЦР) в мазках из зева и носа и лейкоцитах. Иммуноферментный анализ (ИФА). Реакция связывания комплемента (РСК).

Вирусные

Реакция торможения гемагглютинации (РТГА). Иммуноферментный анализ (ИФА). Реакция иммунофлюоресценции (РИФ).

Среди серологических методов диагностики инфекции M. pneumoniae на современном этапе наиболее часто используется иммуноферментный анализ (ИФА). Выявление иммуноглобулинов (Ig) класса M к данному возбудителю свидетельствует о текущей или недавно перенесенной инфекции M. pneumoniae. Наличие текущей микоплазменной инфекции подтверждается также нарастанием концентрации IgG к M. pneumoniae в 4 раза и более при исследовании парных сывороток. Особо следует отметить, что в ряде случаев положительные результаты ИФА на инфекцию M. pneumoniae могут быть связаны с перекрестным реагированием на микоплазмы других видов (ложноположительный результат). Нельзя исключить и ложноотрицательные результаты ИФА. Поэтому лабораторная диагностика респираторного микоплазмоза считается оптимальной, если используется комбинация методов, направленных на выявление в исследуемых материалах (назофарингеальная слизь, мокрота, плевральный экссудат и др.) антигенов возбудителя методом иммунофлюоресценции или его генома при помощи ПЦР, а также специфических IgМ и IgG при постановке ИФА.