Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
evol.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
17.5 Mб
Скачать

§ 94. Тенденция к монополизации капиталистического производства.

Господство монополий в стране – первый признак наличия империализма. Монополизм – это производство и продажа продукции, которую никто из других фирм не производит и никто из других компаний не продает в данном районе, стране, на континенте. Монополия в переводе с греческого языка означает «один продаю». Очень часто богатый капиталист скупает в личную собственность тысячи предприятий, заводов, комбинатов, компаний с целью создания монополии по производству многих товаров (и услуг) в своем государстве и за его пределами. Возникают гигантские трансконтинентальные компании, которые объединяют в себе сотни гигантских предприятий (заводов) в различных частях света по одному профилю деятельности.

1. Экономический монополизм. Чтобы снизить конкуренцию (а конкуренция заставляет снижать цену на свою продукцию) капиталист скупает все предприятия с аналогичной формой деятельности. В первую очередь монополия заинтересованы купить профилирующее предприятия. Капиталист, который владеет металлургической промышленностью в США, стремится выкупить металлургические заводы в Германии, Франции, Англии, Индии. Капиталист, который владеет сетью пятизвёздочных гостиниц в Италии, стремиться скупить гостиницы на курортах Египта, Туниса, Испании. Но не все капиталисты согласны продать профильные для данной компании предприятия. Тогда хозяин крупной компании старается разорить своих более мелких по капиталу конкурентов, а потом, заставить своего конкурента, продать предприятие. В большинстве случаев желание богатой компании (разорить и скупить мелкого конкурента) – осуществляется. Так возникают крупные монополии. Создание монопольного объединения неизбежно приводит к необоснованному повышению цен на товары, которые производит данная монополия. Многие крупные экономические монополии (картели, синдикаты, тресты, концерны, компании, фирмы) сознательно внедряют монопольную политику в странах и регионах с целью получения высокой и сверхвысокой прибыли, проводят политику экономического протекционизма. Вот почему в составе правительственных органов любого государства есть антимонопольные департаменты, которые препятствуют возникновению трансконтинентальных монополий.

2. Монополии и производительность труда. Экономическая наука давно доказала, что производительность труда монополии (капиталистической транснациональной компании или монополии в виде социалистического государства) всегда ниже, нежели частного предприятия мелкого или среднего размера. Следовательно, стоимость товара и услуг мелкой фирмы всегда на порядок дешевле, чем стоимость таких же товаров и услуг у монополий. Монополия всегда проигрывает по производительности труда и в конкурентной борьбе с мелким и среднем предприятием (бизнесом).

Причин плохой конкурентоспособности множество, в том числе и та, что чрезмерно огромное хозяйство перестает контролироваться главным распределителем капитала – хозяином монополии, а исполнение приказа для огромной тяжеловесной системы в виде монополии происходит с большим опозданием. Капиталист может владеть монополией, которая имеет в своем составе несколько шахт по добыче каменного угля и железной руды, несколько сельскохозяйственных предприятий по выращиванию овощей, сталелитейные заводы, несколько заводов по производству тракторов и экскаваторов, сотни крупных магазинов, десятки отелей, киностудию, несколько музыкальных театров и музеев. Конечно, капиталист не сможет управлять таким огромным хозяйством сам. Чтобы полностью не утратить контроль над «объектами бизнеса», хозяин капитала вынужден нанять не один десяток менеджеров и директоров. Однако наемные директора не распоряжаются капиталом, которые надо в зависимости от условий оперативно перебрасывать «с одного места на другое». Поэтому эффективность руководства (производительность труда) на предприятии под руководством наемного руководителя всегда в 2 – 3 раза ниже, чем эффективность руководства самого хозяина капитала. Вот почему крупные монополии имеют более низкую производительность труда (в 3 – 6 раз), чем более мелкие фирмы и компании. Контролировать деятельность предприятия всегда должен владелец капитала, а не наемный директор.

Монополии постоянно повышают цены на свой товар (или на свои услуги) и одновременно создают избыток этого товара на рынке. Дорогой товар с каждым годом всё меньше находит сбыт, а поэтому вскоре начинается банкротство монополии. Конечная судьба всех монополий – это банкротство от плохой, вялой продажи товара, по причине насыщенности рынка данным товаром и высокой себестоимости товара на фоне низкой конкурентоспособности. По этой причине в мировой капиталистической экономики возник кризис в 2008 году. Тотальное банкротство всех монополий в мире – это мировой экономический кризис. Чтобы не допустить мирового экономического кризиса, надо препятствовать возникновению крупных монополий. Но ниже будет доказано положение, что борьба государств против монополий заведомо обречена на неудачу, поэтому человечеству не избежать мирового экономического кризиса.

3. Тенденция к возникновению тотальной монополизации мирового капиталистического производства. Капитал имеет природное свойство к увеличению до бесконечно больших величин (до сотен триллионов долларов и выше). Естественным последствием увеличения капитала на протяжении сотен лет является возникновение монополии. Невозможно запретить капиталисту увеличивать размер капитала до бесконечно большой величины, а следовательно, невозможно остановить процесс возникновения монополии. Чтобы снизить конкуренцию (а конкуренция заставляет снижать цену на свою продукцию) капиталист скупает все предприятия с аналогичной формой деятельности. Покупка предприятий, расширение собственности монополии – это естественное вложение капитала с целью продолжения его оборота в системе «товар – деньги – товар»! По законам свободного капиталистического рынка – это не экономическое преступление, а конкуренция. Капитал в триллионы долларов – это неизбежный итог многолетнего, удачного (но чаще всего преступного) ведения бизнеса какой-то крупной компанией, фирмой, банком. Вот почему монополизм в мировом капиталистическом производстве неуклонно растет, и его рост никто не остановит в будущем, ни президент, ни правительство, ни антимонопольные комитеты в парламенте. Смотрите таблицу 16.

Таблица 16. Доля монополий в мировом капиталистическом производстве.

Капиталистическая формация, годы.

1600 год

1800

1900

2000

2030

2050

2100

2400 год

Доля транснациональных монополий в мировом производстве, в %

0%

1

8

25

50

70

90

100%

В ходе «законной» конкурентной борьбы на всем земном шаре к 2200 году из десятков миллионов предприятий, фирм, компаний, акционерных обществ останется только тысячу монополий с очень большим капиталом. При проведении успешного бизнеса на протяжении многих поколений у капиталистов одной династии нет другого выхода, как стать монополистом! За столетия удачного бизнеса в банках накапливаются огромные средства, которые «требуют», чтобы их «пустили в оборот». Но оборот капитала может происходить внутри какого-то предприятия. Поэтому капиталист вынужден скупать все профильные (и даже непрофильные) предприятия и превращаться в многопрофильную монополию. Чтобы капитал не «залеживался» многие богатые компании начинают скупать даже «непрофильные» предприятия. Например, сталелитейная компания может стать владельцем банка, морских судов, ветки железной дороги, автомобильного завода, сети магазинов модной одежды, киностудии, отеля, стадиона и так далее.

К 2200 году почти все мировое производство будет принадлежать крупным монополиям, олигархам, транснациональным компаниям. Монополизм (империализм) рождается по причине существования естественной тенденции внутри капиталистической экономики к безграничному, к беспредельному, к неограниченному росту капитала. В связи с тем, что накопление капитала практически не имеет предела, возникает вопрос: «А может ли какая-то одна компания к 2200 году в ходе законной конкуренции стать обладательницей всего мирового производства на какую-то профильную деятельность, и скупить все производства этого рода производства на всех континентах?» Ну, конечно, может!

Автор предсказывает возникновение сильного экономического кризиса в 2400 году по причине тотальной монополизации всего мирового производства. После кризиса крупные монополии будут раздроблены на тысячи мелких. Интересно отметить, что рост количества богатых людей, обладающих крупным и мелким капиталом с каждой эпохой увеличивается. Процентное количество богатых людей, то есть – людей, обладающих крупным капиталом, в каждой последующей социально-экономической формацией возрастает. При рабовладельческом строе владельцев капитала было 0,001% населения, при феодализме – 0,01%, при капитализме 2400 года – 0,1%. На основании «положительной динамики роста» можно предсказать, что через 10 тысяч лет будет обладать капиталом около 50% населения, то есть – каждый второй. Но это произойдёт уже при космической эре человечества.

В связи с тем, что накопление капитала не имеет предела, может возникнуть избыток капитала в мировой экономике, например, к 3000 году. Перекупать другие предприятия монополии не смогут, так как все предприятия будут уже поделены между транснациональными компаниями. Капитал продолжит увеличиваться и перестанет находить применение. Однако, можно утверждать уже сегодня, что избытка капитала на Земле, и накопление его до полной «невостребованности», никогда не произойдет. Причина состоит в том, что к 3000 году возникнет необходимость в осуществлении весьма дорогостоящих проектов по расселению человечества по планетам Солнечной системы, а эти проекты потребуют неимоверно больших капиталов. «Излишки» капиталов будут быстро истрачены на космические программы. Человечество никогда не будет страдать от избытка капитала, наоборот всегда будет страдать от его недостатка!

4. Соотношение мелкого, среднего и частного бизнеса и антимонопольная война. Наиболее эффективной формой государственного ограничения монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – запрещать слияния крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополии на производство какого-то вида товара или услуг. Монополия – враг свободной конкуренции. Монополия – это низкая производительность труда, поэтому правительства всех государств стремятся остановить образование монополий. Однако, если основывать свои рассуждения на чисто экономических законах, то действия правительства противоестественны.

Во-первых, капитал всегда и везде стремится к бесконечному росту. Возникновение монополий – это естественное явление приобретения всех окружающих капиталиста предприятий после достижения чрезмерно огромной величины капитала. Антимонопольные законы стараются остановить рост капитала, но это противоестественно, незаконно и практически неосуществимо! Нельзя остановить процесс накопления капитала, который может происходить до бесконечности. Отсюда становится понятным, почему правительства капиталистических государств с его антимонопольными законами проигрывают войну с всесильными монополиями.

Во-вторых. Частный капитал подразделяется на крупный (капитал транснациональных компаний, монополий), средний и мелкий. Правительства пытаются контролировать количество вновь образующихся монополий, и в то же время они не знают – какое соотношение каждой из этих частей даёт максимальную эффективность развития? Капиталистическая экономическая наука не даёт конкретного ответа на вопрос: какое соотношение крупного (X), среднего (Y) и мелкого частного капитала (Z) даёт максимальную эффективность экономического развития государства? (X:Y:Z = ?) Например, если суммарный капитал всех частных владельцев равен 100%, то крупный капитал (транснациональных компаний) может дать 60% всего количества произведенной мировой продукции, средний – 30%, а мелкий – 10%, то есть – соотношение частного капитала по объёму выпускающей продукции имеет вид 60% : 30% : 10%. Однако могут быть десятки других соотношений: (80:15:5), (40:30:30), (33:33:33), (10:45:45), (1:39:60) и другие. Непонятно, какого экономического порядка стремятся достичь правительства государств при «неутомимой борьбе» против монополизации отраслей экономики. Конечно, без соблюдения строгих арифметических пропорций (X:Y:Z) любая антимонопольная война будет проводиться «вслепую», а борьба без наличия конечной цели обречена на поражение.

5. Социализм – это истинный экономический монополист «размером с государство». Самый гигантский монополист является социалистическое государство, так как все отрасли хозяйства в государстве подчиняется одному хозяину – правительству. Социализм – это гигантская монополия, которая управляет всеми отраслями хозяйства в государстве через правительство, диктует цены на своем внутреннем рынке. Кризис экономической структуры социализма начался фактически с того момента, когда произошла тотальная национализация частной собственности, и государство стало единственным монополистом внутри данного государства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]