Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антропоптоз (лекция С.П. Семёнова).docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
84.5 Кб
Скачать

Организм – целеустремлённая система

Со времён Клода Бернара (1878 г) и Уолтера Кеннона (1929 г) организм представляется физиологам главным образом как система способная поддерживать постоянство своего состава и строения. И, действительно, сформулированное У. Кенноном понятие о гомеостазе – одно из основных для современной физиологии. Однако не менее важным должно быть понятие о том, что организм на протяжении всего своего существования является целеустремлённой системой; иными словами – имеет определённое предназначение… Поскольку популяризацией данного представления мало кто занят, я должен изложить его достаточно подробно. Желающих познакомиться с соответствующей развернутой концепцией жизни отсылаю ко второму изданию своей уже упоминавшейся книги «Профилактика старения».

Итак, из чего следует, что организм – система целеустремлённая, и в чём заключается цель? Обычно, отвечая на этот вопрос, я апеллирую к эволюционной теории, которая, по моему мнению, является достаточно достоверной. Поэтому и сейчас я прибегаю к ней.

Согласно данной теории организм любого живого существа во всех деталях своего строения и особенностях своих функций — плод миллионов лет „естественного отбора“, который сводится к тому, что в условиях постоянной борьбы за существование доживают до возраста половой зрелости и передают свои признаки потомству лишь особи, достаточно приспособленные к среде обитания... Так из поколения в поколение накапливаются полезные качества. Здесь важно обратить внимание вот на что: механизм естественного отбора работает в отношении любых свойств и признаков только при условии, что живое существо может произвести потомков. Поэтому совершенно очевидно, что первейшим признаком живого организма является его способность к продлению рода... все другие свойства и признаки любого живого существа — всего лишь средства, обеспечивающие решение данной задачи... Поразмыслив, легко понять, что при этом сама функция продления рода (= родовая функция) является цементирующей весь организм, а продление рода и есть та цель, к которой биологически устремлено существование любого организма. Ей подчинено всё его строение... Я не буду далее распространяться на сей счёт, ибо для думающего и сказанного достаточно!.. – Таким образом, вот формула: жизнь — бытие целеустремлённое и целеподчинённое, при этом естественно-биологическая цель заключается в продлении рода; родовая функция цементирует весь организм; соответствие ей — залог нормального течения жизни и достижимого долголетия…

Ярким свидетельством справедливости данной формулы служит тот факт, что у большинства видов живых существ продолжительность жизни лишь незначительно превышает репродуктивный возраст. Как только особь утрачивает способность к продолжению рода, её общая жизнеспособность резко падает. Это особенно очевидно на примере тихоокеанского лосося и других рыб, у которых нерест происходит раз в жизни: вскоре после него производители гибнут. На первый взгляд у высших животных и у человека дело обстоит иначе. Однако надо принять в расчет, что в отличие от лосося воспроизводство человека отнюдь не завершается деторождением, ведь человек – существо не только биологическое, но культурное и социальное. Вне человеческой культуры, вне человеческого общества (иными словами – как животное) человек мало жизнеспособен. Так что для человека продление рода (осуществление родовой функции) предполагает ещё, во-первых, воспитание потомков до такого возраста, когда они смогут существовать самостоятельно; во-вторых, передачу им культуры, то есть информации, без которой наш вид не жизнеспособен; в-третьих, поддержание и развитие общественного строения. Отсюда явствует, что человек потенциально – долгожитель, ибо его организм эволюционно рассчитан на решение всех этих задач. А они, как вы понимаете, простираются далеко за пределы детородного возраста. И существует достаточно свидетельств, что для человека, занятого решением оных задач, естественная смерть вообще не является жёстко запрограммированным событием, и наступает лишь в результате накопления организмом неисправимых поломок. Ситуация, аналогичная той, которая на клеточном уровне запускает апоптоз, на человеческом уровне складывается лишь тогда, когда человек перестаёт соответствовать своему предназначению вовсе, то есть утрачивает и детородную, и культурную, и социальную функции. К сожалению, при нынешнем устройстве общества в подобном положении невольно оказываются очень и очень многие. Сейчас психосоциальная депривация распространяется уже не на отдельных граждан или апатридов, но на целые социальные слои и потому является одной из основных причин преждевременной гибели значительной части населения. Заявляя это, я должен был бы тут же приступить к разъяснению своего представления о сущности данного явления. Однако прежде необходимо ответить на фундаментальный вопрос: а правда ли существуют какие-то механизмы самоликвидации человека аналогичные апаптозу? К сожалению, есть достаточно твёрдые основания утверждать: да, – существуют… Они имеют психофизиологическую природу.

Психофизиологические механизмы антропоптоза

Чтобы было понятно, почему те или иные психологические факторы могут расстраивать здоровье, я в нескольких словах расскажу о том, как осуществляется нервная регуляция.

Нервная регуляция

С середины прошлого века, со времён исследований известного отечественного нейрофизиолога Леона Абгаровича Орбели, постепенно стало складываться понимание того, что, вопреки господствовавшему тогда учению Ивана Петровича Павлова, высшей инстанцией в осуществлении целостности организма является не кора головного мозга, а так называемая вегетативная нервная система. Её регуляторное влияние распространяется не только на внутренние органы и костно-мышечную систему, но также на все этажи центральной нервной системы, включая кору больших полушарий головного мозга. В последние десятилетия исследование центральных механизмов вегетативной регуляции показало, что важнейшие нейрональные структуры, ответственные за это, расположены в стволе головного мозга и в так называемом гипоталамусе. Вот, например, перечень лишь некоторых регуляторных функций этого небольшого отдела мозга: обеспечение гомеостаза, то есть относительного постоянства внутренней среды организма в изменяющихся обстоятельствах жизнедеятельности; аккомодация (приспособление) сердечно-сосудистой и дыхательной систем к различным психо-эмоциональным состояниям; терморегуляция; регуляция моторной и секреторной активности желудочно-кишечного тракта; регуляция кроветворения и иммунитета; регуляция деятельности эндокринных желёз; регуляция белкового, углеводного и жирового обмена; регуляция ритма сна-бодрствования; регуляция всех репродуктивных функций (менструального цикла, сперматогенеза, половой активности, сохранения беременности, родов, лактации)… Сейчас появляется всё больше свидетельств в пользу представления, согласно которому и кору головного мозга и другие высшие отделы так называемой соматической нервной системы допустимо рассматривать как частные объекты вегетативной регуляции. При этом связанные с их деятельностью поведенческие акты равно как и высшие психические функции видятся естественным образом встроенными в организм, зависимыми от него и оказывающими на него встречное влияние. Вот тут-то мы и подходим к пониманию психофизиологической возможности антропоптоза. Для этого достаточно вспомнить, что организм, как мы уже выяснили, это не гомеостат, а целеустремлённая система. Его вегетативная регуляция осуществляется сообразно предназначению, и при утрате цели неизбежно расстраивается. А расстройство такого рода способно вызвать не только разнообразные дисфункции отдельных органов и систем, но и патологическую активацию апоптоза и его блокаду, и многие другие гибельные процессы, и самоубийственное поведение… Среди множества всех этих явлений нам остаётся только очертить круг относящихся к категории собственно антропоптоза.