
- •Лекция № 3 Творческая судьба в. Маяковского План
- •1. Современный взгляд на творчество Маяковского
- •2. Краткий обзор жизненного и творческого пути поэта
- •3. Новаторский характер ранних произведений Маяковского
- •А вы могли бы?
- •Послушайте!
- •4. Творчество Маяковского послеоктябрьского периода
- •5. Лирический эпос Маяковского
- •6. Сатира Маяковского 1920-х годов
- •Новаторство поэзии в. Маяковского.
4. Творчество Маяковского послеоктябрьского периода
Февраль и Октябрь 1917 года поэт встретил восторженно. Он страстно желает, чтобы поэзия стала жизнью, а жизнь - поэзией.
В советское время тональность поэзии поменялась с трагической на оптимистическую. Исчезла образная усложнённость. Стал проще язык. Остались оригинальная рифмовка и активное словотворчество (неологизмы). Утвердилось тоническое стихосложение, в основе которого одинаковое количество ударных (опорных) слогов в стихотворных строках.
Литературный тонический стих Маяковского (как и Н.Асеева, А.Вознесенского и др.) возник на основе народного, но отличается от него тем, что под ударением оказываются самые значительный в смысловом отношении слова. Поэтому Маяковский, когда писал свои стихи «лесенкой», мог выделить одно слово и написать его как ступеньку лесенки:
Я
земной шар
чуть не весь
Обошёл.
Тоническое стихосложение сближает стихотворную речь с разговорной, публицистической. Силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании ударных и безударных слогов в строгой последовательности: ямб, хорей, дактиль и т.д. Силлабо-тонические стихотворения напевные, могут быть положены на музыку. В.Маяковский, пользуясь тоническим стихосложением, решал установку на сближение поэзии с жизнью.
В советское время основными темам поэзии становятся:
1) тема революции Гражданской воины;
2) тема победы социалистических Ц коммунистических идеалов в мировом масштабе;
3) тема партии и Ленина (^Владимир Ильич Ленин» (1,924));
4) тема вдохновенного труда во имя строительства новой жизни («Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»);
5) критика мещанства как врага пролетаркой идеологии и образа
жизни (сатирические произведения)
6) критика мировой буржуазии, капитализма (стихи о загранице).
Автор выполнял социальный заказ, становился винтиком
тоталитарного государства.
Абсолютное большинство стихотворений советского времени публицистическая риторика, рекламные надписи, отзывы на случай, репортажи об успехах и достижениях нового строя. Трудности движения вперёд (просчёты индустриализации, культурной революции, борьба с инакомыслием, принудительность труда и его слабая оплачиваемость) им не замечались и не нашли отражения в творчестве.
Событиями Февраля 1917 года навеяно стихотворение «Революции», которое поэт назвал «Поэтохроникой». Стихотворение объявляет всему старому миру:
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». <...>
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаешь снова.
И славит энтузиазм масс - гарантию свободы не только своей стране, но и «Поселянам Земли», всему миру. В стихотворении романтическое настроение рождает утопическую веру в скорую победу революции на всей планете. Романтика и утопия будут стоять рядом и далее в поэзии трибуна революции:
Нам,
Поселянам Земли,
Каждый Земли Поселянин родной.
< >
Мы все
На земле
Солдаты одной,
Жизнь созидающей рати.
Поэт насыщает стихотворение лозунгами («Наша земля», «Воздух наш») и одновременно лирическими заставками («Или солнца// одного// на всех мало?!» - вопрос к воюющим странам). Но «миролюбивый» настрой уступает место воинствующему, лирическое начало - публицистическому, живая человеческая интонация - риторической витиеватости,
дидактической назидательности.
В «Оде революции» (1918) выражено предчувствие катастрофы. Революция названа 1 двуликой». Задается вопрос себе и другим:
Как обернёшься ещё, двуликая?
стройной постройкой,
грудой развалин ?
Поэт сомневается, всё ли будет гуманно и честно. Он еще не понял до конце её, а потому характеризует как сложную, трудную, разную:
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Заканчивается стихотворение оценкой революции обывателем («-, о, будь ты проклята трижды! -») и поэтом (- «о, четырежды славься, благословенная! - »). Поэт еще в раздумье, на распутье, хотя уже заявил: «Моя революция!»
Основную роль в стихотворении играют эпитеты, которые были приведены выше.
Высокий пафос создаётся повторами в начале строк, градацией эпитетов в первой части произведения.
«Левый марш» написан также в 1918 году. Здесь уже все сомнения поэта в целесообразности революции развеялись. Он не допускает никаких дискуссий на эту тему («Словесной не место кляузе»), а предоставляет слово оружию:
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Непримирим поэт к прошлому: «Клячу историю загоним», «к врагам революции» - «к оскаленному короной» британскому льву, к Антанте. Революция представлена явлением, которое должно показать планете свою мертвую хватку:
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
С революцией связывает поэт и светлое будущее в мировом масштабе:
Там
за горами горя
солнечный край непочатый,
за голод,
за мора море
шаг миллионный печатай!
Стихотворение передает динамику, ритмику движения, используя троекратный повтор — команду «Левой! Левой! Левой!» в 4-х строфах. Из художественных приемов автор по-прежнему отдаёт предпочтение яркой, богатой, составной рифме («кляузе - маузер», «лев вой - левой», «пялиться - пальцы», «орлий — горле»), неологизмы (рлеевой — от слова «лить», «орлий»), эпитеты («острые кили», «солнечный край непочатый», «грудь бравая»). Торжественная интонация создаётся средствами поэтического синтаксиса (повторы, обращения, восклицания). В стихотворении нет прежней броской, необычной образности.