Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальное доказывани...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Непроцессуальные способы собирания имеющих отношение к делу сведений

Помимо вышеназванных существуют способы собирания имеющих отношение к делу сведений, о которых не упоминается в уголовно-процессуальном законе. Последние, как правило, урегулированы источниками других отраслей права или же вообще не правовые. Для вовлечения в уголовный процесс полученных в результате применения таких средств (собирания сведений) предметов и (или) документов необходимо оформить уголовно-процессуальный акт, закрепляющий данный факт "вовлечения". Обычно это протокол выемки, обыска, осмотра (с изъятием) и т.п. Однако нельзя признать нарушением закона приобщение к уголовному делу (материалу проверки) указанных предметов и (или) документов и в ходе предусмотренной ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверки сообщения о преступлении, а также путем применения иных неурегулированных, но предусмотренных УПК РФ средств собирания доказательств.

К способам собирания сведений, не упомянутым в уголовно-процессуальном законе, относятся:

а) гласные оперативно-розыскные мероприятия;

б) гласные розыскные действия, в том числе сбор частным детективом сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса (устный опрос граждан и (или) должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и (или) документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и (или) других объектов, наблюдение для получения необходимой информации) (п. 7 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"*(43));

в) судебно-медицинское освидетельствование;

г) освидетельствование граждан на состояние опьянения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции");

д) административное изъятие (ст.ст. 27.1, 27.10 КоАП РФ);

е) досмотр (ст.ст. 27.1, 27.7, 27.9 КоАП РФ);

ж) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и (или) документов (ст.ст. 27.1, 27.8 КоАП РФ);

з) акт добровольной сдачи наркотического средства, психотропного вещества, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.ст. 222, 223, 228 УК РФ).

Приведенный круг не процессуальных способов собирания сведений лишь примерный. Дать исчерпывающий перечень не представляется возможным из-за многообразия вариантов и видов рассматриваемых действий.

§ 2. Вовлечение результатов оперативно-розыскной деятельности в процесс доказывания

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется за пределами уголовного процесса, вне уголовно-процессуальных отношений. Даже в тех случаях, когда таковая осуществляется по поручению следователя (дознавателя и др.) она не является частью уголовного судопроизводства.

В уголовный процесс могут вовлекаться результаты оперативно-розыскной деятельности. Согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты оперативно-розыскной деятельности - это сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда.

Процедуре вовлечения таковых в уголовно-процессуальное доказывание посвящена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд*(44). Согласно п. 7 Инструкции результаты оперативно-розыскной деятельности органу предварительного расследования представляются в виде ведомственного рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Рапорт об обнаружении признаков преступления по своему содержанию и оформлению аналогичен одноименному документу, предусмотренному ст. 143 УПК РФ. Однако в отличие от последнего он согласно п. 8 Инструкции составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а не следователем (дознавателем и др.), которым осуществляется прием, рассмотрение и разрешение сообщения о преступлении, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а не в порядке, предусмотренном для регистрации заявления (сообщений) о преступлении.

Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения включает в себя:

- рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;

- оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (дознавателю и др.) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется следователю (дознавателю и др.), второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.

Таким образом должно быть осуществлено представление следователю (дознавателю и др.) результатов оперативно-розыскной деятельности. Но представленные результаты оперативно-розыскной деятельности станут уголовно-процессуальным доказательством только после того, как они будут предусмотренным законом способом собраны (получены). Иначе допустимость уголовно-процессуального доказательства, содержанием которого являются результаты оперативно-розыскной деятельности, может быть поставлена под сомнение.

Как известно, согласно ст. 75 УПК РФ недопустимыми (не имеющими юридической силы) являются доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ. Допустимость - обязательное свойство доказательств. А в ст. 89 УПК РФ закреплен запрет использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

В УПК РФ не предусмотрено специального способа собирания такого рода носителей имеющей отношение к уголовному делу (происшествию) информации. Не закреплено там и соответствующей формы представления документов (предметов, материалов). Если представленные результаты оперативно-розыскной деятельности не были вовлечены в уголовный процесс путем производства следственного действия, к примеру, путем их выемки, оправдать допустимость таковых можно, лишь сославшись на ч.ч. 2 и 3 ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в которых закреплена возможность представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (дознавателю и др.) "на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами".

Однако данный закон вряд ли является одним из источников уголовно-процессуального права и опять же им урегулирована процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности, а не получения таковых органом предварительного расследования - деятельность органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельности, а не субъекта уголовного процесса (следователя, дознавателя и др.). Недаром в ч. 2 той же статьи законодатель пишет о том, что "результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства" РФ.

Итак, на практике процесс вовлечения результатов оперативно-розыскной деятельности в процесс уголовно-процессуального доказывания обычно осуществляется в следующей последовательности:

1) проведение оперативно-розыскного мероприятия;

2) оформление результатов оперативно-розыскного мероприятия (составление соответствующего протокола, изъятие документов и т.п.);

3) составление рапорта об обнаружении признаков преступления либо сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности;

4) вынесение постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (дознавателю и др.);

5) передача (вручение) следователю (дознавателю и др.) результатов оперативно-розыскной деятельности вместе с искомыми рапортом (сообщением) и постановлением;

6) следователь (дознаватель и др.) подшивает представленные материалы к уголовному делу (материалу проверки сообщения о преступлении).

Предполагается, что, начиная с последнего из указанных пунктов, в уголовном процессе появляются доказательства, содержанием которых являются результаты оперативно-розыскной деятельности. Однако в приведенной ситуации вполне закономерен вопрос, каким предусмотренным УПК РФ способом данные доказательства собраны?

В целях воспрепятствования последующей постановке под сомнение допустимости представленных следователю (дознавателю и др.) результатов оперативно-розыскной деятельности мы предлагаем выносить постановление о производстве выемки у органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представленных им результатов оперативно-розыскного мероприятия (мероприятий) с оформлением протокола выемки. В этой ситуации не только представление результатов оперативно-розыскной деятельности будет осуществлено в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и ведомственными нормативными актами, но и уголовно-процессуальное собирание доказательств будет реализовано предусмотренным законом способом.

Только в этом случае либо при проведении иного следственного действия, сопровождавшегося изъятием представленных результатов оперативно-розыскной деятельности, можно с уверенностью говорить, что использованные в процессе уголовно-процессуального доказывания результаты оперативно-розыскной деятельности отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ (как должно быть согласно ст. 89 УПК РФ), или иначе, используются в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства (на что нацеливает ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Таким образом, предлагаемый нами порядок вовлечения результатов оперативно-розыскной деятельности в процесс уголовно-процессуального доказывания мог бы выглядеть так:

1) проведение оперативно-розыскного мероприятия, при наличии к тому оснований изъятие документов (предметов и др.);

2) оформление результатов оперативно-розыскного мероприятия (составление соответствующего протокола в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности");

3) составление рапорта об обнаружении признаков преступления либо сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности;

4) вынесение постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (дознавателю и др.);

5) собственно представление следователю (дознавателю и др.) результатов оперативно-розыскной деятельности вместе с искомыми рапортом (сообщением) и постановлением;

6) вынесение постановления о производстве выемки данных материалов;

7) составление протокола выемки результатов оперативно-розыскной деятельности;

8) подшитые следователем (дознавателем и др.) представленных материалов к уголовному делу (материалу проверки сообщения о преступлении).