Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лера-2013-Гырон быдтон.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.6 Mб
Скачать

1.3 Преобразования праздника

Но языческая традиция со временем, особенно в условиях города, превратилась в этнокультурный компонент, обслуживающий национальное движение удмуртов. В недрах общества удмуртской культуры «Дэмен» в 1990г. появилась группа энтузиастов, которая для этноконфессиональной консолидации удмуртов стала проводить ежегодные общенациональные моления в местах традиционной обрядности. А 12.06.92г. в

9

д.Кузебаево (Алнашский район) прошел первый республиканский праздник «Гырон быдтон», посвященный окончанию весенних полевых работ, с традиционными обрядами в куале и священной роще. Естественными в рамках «Гырон быдтона» были: сама традиция праздника, связанная с древними аграрными культами, места проведения торжеств, обрядовый комплекс (моления, обрядовая трапеза — освященная каша и кумышка), исполнители обрядов — хранители традиций из местных деревень, символика праздника (с 2000г. переходящим символом «Гырон быдтона» стала деревянная фигурка-идол бога плодородия Кылдысина).

«Нам нужно возродить гуманные традиции язычества, воспитывающие человеколюбие, обряды, почитание старшего поколения, заботу о детях и всех нуждающихся в помощи и внимании». (А.А.Разин) [11]. Особо подчеркивалась современность язычества: «…Данная религия отнюдь не останавливает развитие цивилизации (вопреки некоторым расхожим домыслам). Язычество — не вчерашний день, а сегодняшний и, более того, завтрашний день религии». (Р.Ш.Насибуллин) [6].

В «Сведениях об основах вероучения» идеологи «Удмурт Вось» определили удмуртское язычество как «поклонение великим силам Космоса». Божество Инмар в конце ХХ в. стало «великой космической силой», а солнце — «лицом космоса», к которому обращаются во время молений [11].

Жизнеспособным и многообразным было проявление языческого фактора и темы народных верований в различных областях культурного наследия удмуртского народа. Так, архитектурно-этнографический музей «Ильинка« (Завьяловский район, д.Лудорвай) - усадьба удмурта-середняка с домашней молельней куалой и уголком хранителя рода (воршуда), был создан в 1997 г. при поддержке Правительства УР и стал местом проведения показательных народных и религиозных праздников с участием официальных лиц и гостей республики. Этот комплекс демонстрирует своеобразное сочетание языческих и христианских традиций. В куале по праздникам обслуживающим персоналом (не жрецами!) совершается обряд освящения жертвенной пищи (каши, мяса), которая тут же окропляется святой водой из ближайшего православного храма. Обитатели комплекса «Ильинка» предпочитают дохристианские традиции, но при этом испытывают потребность в духовном окормлении православного священника, [11] который, по понятным причинам, избегает посещать этот этнографической центр. Таким образом, «Ильинка» с ее «возрожденной» куалой и театрализованной обрядностью, имитацией

10

культа наглядно свидетельствует о реальном статусе народных удмуртских верований вгородской среде. На первый план вновь выходит культурологический (внерелигиозный) аспект язычества. Потребителями указанных специфических культурных услуг становятся туристы, приезжая элита, воспринимающие все эти действа как элемент экскурсионного сервиса.

Весьма активно и своеобразно осуществляется интерпретация языческой культуры в литературно-художественном движении этнофутуристов, которое охватило практически все финно-угорские народы, но особенно ярко проявляет себя в Удмуртской Республике. Не случайно этнофутуризм стал предметом серьезных научных исследований [11]. В 1990-е гг., когда в удмуртской драматургии на новом уровне разрабатывалась историко-фольклорная тематика, современную интерпретацию получили популярные удмуртские легенды в пьесах П.Захарова «Эбга» (1996г.) и Е.Загребина «Эш-Тэрек» (1997г.). Особое место в современном театральном искусстве (неформальном) имеет творчество О.Я. Александровой, которая также обращалась к языческим мотивам в спектаклях «Три свадебных напева» (1994г.) и «Тристан и Изольда» (1998г.) на сцене молодежного театра «Иднакар» [11].

Тема традиционных верований удмуртов нашла свое отражение и в кинематографе. В 1994г. состоялась презентация первого в истории удмуртской культуры полнометражного художественного фильма «Тень Алангасара», созданного по мотивам народных мифов и легенд на ижевской киностудии «Кайрос» под эгидой Фонда Р.Быкова и при поддержке Правительства УР. А еще в 1985г. киностудия «Таллинфильм» сняла в Алнашском, Киясовском и Завьяловском районах документальные картины «Южные удмурты в начале ХХ века» и «Дохристианские религиозные верования южных удмуртов» о свадебной обрядности, святилищах и молениях удмуртов-язычников [11].

Таким образом, мы видим, что культурологический аспект языческих верований удмуртов оказался более востребованным и перспективным, чем культово-обрядовая практика.