Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОХР_ТРУДА НА ПРЕДПР.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.23 Mб
Скачать

Как финансируют расходы на охрану труда

Статья 20 Закона об охране труда содержит существен­ную норму, которую нужно учитывать при составлении колдоговора. Помимо социальных гарантий в области охраны труда, а также списка комплексных мероприятий по дости­жению установленных нормативов безопасности, гигиены труда, предотвращению производственного травматизма, профзаболеваний и т. п., нужно указать объемы и источ­ники финансирования этих мероприятий.

Как именно должна финансироваться охрана труда, опи­сано в ст. 19 Закона об охране труда. В частности, здесь ска­зано: "Для предприятий, независимо от форм собственнос­ти, или физических лиц, которые используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции". А на предприятиях, содержащихся за счет бюджета, "расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюдже­тах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты тру­да". К сожалению, за два года существования новой редак­ции Закона об охране труда никто так и не разъяснил хозрас­четным предприятиям, как именно определять эти 0,5% (что понимать под суммой реализованной продукции, по какой стоимости ее оценивать, с учетом НДС или без и т. д.). Зато на 2004 год приостановили действие нормы о 0,2% фонда оплаты труда для бюджетников. В этой ситуации радует лишь то, что наказать за несоблюдение именно данного объема финансирования, в принципе, никто не сможет — главное, чтобы хватало средств на выполнение всех необходимых ме­роприятий. При этом, относя подобные расходы к составу валовых, бухгалтеру приходится учитывать требования по­становления № 994, которым Правительство (во испол­нение ч. 5 ст. 19 Закона об охране труда) утвердило в сере­дине 2003 года Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобре­тение которых включаются в валовые расходы. Спра­ведливости ради нужно отметить, что применение данного документа вызывает ряд вопросов. Дело в том, что упомя­нутое постановление № 994 и Перечень содержат доста­точно неточностей и противоречий по отношению к Закону о прибыли. Учитывая это, работодателю не остается иного пути, как подходить к каждой израсходованной на "охран­ные вопросы" копейке персонально, опираясь прежде все­го на Закон о прибыли.

Как проверяют соблюдение требований охраны труда

Казалось бы, со вступлением в силу Закона о страхо­вании от несчастного случая собственники предприя­тий могут расслабиться и не беспокоиться о соблюдении требований законодательства в сфере охраны труда. Уплачивая страховые взносы, можно фактически не вол­новаться, как возместить ущерб потерпевшему. Эта обя­занность отныне возложена на Фонд социального страхо­вания от несчастных случаев. Единовременное пособие, "регрессные" выплаты пострадавшим и членам их семей, прочие социальные льготы — все это уже не пугает руко­водство значительными издержками. Так зачем же обре­менять себя работой по сохранению "чужих" средств?

Но не все так просто. Данный вид страхования лишь га­рантирует работнику перечень государственной помощи, детализированный в ст. 28 Закона о страховании от несча­стного случая. А обязательств по обеспечению безопас­ных условий труда на всех рабочих местах с собственника никто не снимал. Кроме инспекторов системы Госкомнадзорохрантруда, состояние охраны труда на предприятии имеют право проверять и страховые эксперты Фонда стра­хования от несчастных случаев.

Полномочия инспекторов Фонда страхования от несчастных случаев

Их полномочия выписаны в ст. 23 Закона о страховании от несчастного случая. Кроме "стандартных" прав "беспрепятственно и в любое время посещать предприятия для провер­ки состояния условий и безопасности труда и проведения профилактической работы по этим вопросам", страховой эксперт наделен возможностью выходить с представлени­ем о приостановлении работы на конфетном рабочем мес­те, участке или всего предприятия в целом, разумеется, если обнаружит несоблюдение нормативов по охране труда. И ему же предоставлено право ходатайствовать о применении фи­нансовых санкций или привлечении должностных лиц к от­ветственности в случае невыполнения законодательства по охране труда, включая составление протоколов об админис­тративных проступках.

Полномочия органов Госнадзорохрантруда

Кроме внутренних контролеров — специалистов служ­бы охраны труда предприятия, внешний контроль осу­ществляет государственная структура — Госнадзорох­рантруда. Указом № 29 утверждено новое Положение о Государственном комитете по надзору за охраной труда, получившем статус центрального органа испол­нительной власти.

В свою очередь, приказом Госнадзорохрантруда утверж­дено Положение о надзоре за охраной труда. Как и в пре­дыдущем аналогичном документе, в Положении сохранены те же три вида инспекторских проверок: оперативные, целевые и комплексные, которые, в свою очередь, могут быть пла­новыми и внеплановыми.

Оперативные проверки теперь могут продолжаться, как правило, не один, а 1-2 рабочих дня в разные смены, в том числе в ночное время и в общевыходные дни. Их проводят для проверки информации, предоставленной предприяти­ем об устранении ранее установленных нарушений для дачи разрешения на возобновление эксплуатации временно ос­тановленного объекта, а также для надзора за строящимися объектами, участия в работе комиссий по принятию их в экс­плуатацию (п. 3.12.1 Положения о надзоре за охраной труда).

Хотя инспектор наделен правом беспрепятственного по­сещения объекта, это не означает, что служба охраны (если таковая есть) обязана пропустить его для самостоятельного передвижения по территории предприятия. Согласно п. 3.4 Положения о надзоре за охраной труда, прежде чем начать проверку, инспектор обязан ознакомиться с необходимой документацией, находящейся на предприятии, и обязатель­но уведомить о своем визите руководителя предприятия. В том же п. 3.4 документа прямо указано, что все виды про­верок проводятся в присутствии работодателя или уполно­моченного им лица.

Правда, незначительный резерв времени, вряд ли помо­жет устранить те огрехи, о которых на предприятии могут и не подозревать. А препятствия, чинимые инспектору, могут привести к самым неприятным последствиям, учитывая, что должностное лицо Госнадзорохрантруда просто обратится к правоохранительному органу. Тем более что, как требует от самих государственных инспекторов п. 3.6 Положения о над­зоре за охраной труда, каждая проверка должна завершать­ся выдачей акта проверки или письменного распоряжения-предписания, по содержанию которого оценивают работу самих инспекторов.

Целевая проверка более представительная и продолжи­тельная по сравнению с оперативной. О ее проведении, а также составе комиссии (в принципе, допускается и еди­ноличная целевая проверка должностным лицом Госнадзор­охрантруда) должно быть решение территориального орга­на Госнадзорохрантруда. Такое "углубленное изучение конк­ретных вопросов по охране труда" может длиться не более 5 рабочих дней (пп. 3.12.2 Положения о надзоре за охраной труда). По ее итогам, помимо предписаний, составленных во

время посещения комиссией отдельных объектов, работо­дателю выдают акт проверки. В нем отражаются перечень выявленных недостатков и предложения по их устранению.

Плановую комплексную проверку проводят также на ос­новании решения территориального органа Госнадзорохрантруда. Но, как и в случае с плановой целевой проверкой, о времени ее проведения руководителю предприятия долж­ны сообщить не позднее, чем за месяц до ее начала. В соот­ветствии с пп. 3.12.3 Положения о надзоре за охраной труда общее время обследования предприятия при комплексной проверке не может превышать 10 рабочих дней. Правда, при определенной сложности и объемности проверки ее срок может быть установлен в пределах 15 рабочих дней.

Среди основных задач комплексной проверки числятся "выявление и устранение нарушений требований законода­тельных и других нормативных актов об охране труда", посе­му резонно предположить, что такая представительная ко­миссия вряд ли оставит свой акт без отражения в нем кон­кретных нарушений. Вместе с тем комиссия имеет право предложить предприятию разработать план мероприятий по достижению установленных нормативов, созданию безопас­ных и безвредных условий труда на рабочих местах.

В распорядительной части акта излагают предложения комиссии по устранению выявленных нарушений, в том чис­ле требования по выполнению выданных предписаний. Если выполнение конфетных норм требует некоторого времени, то записывают сроки, а при необходимости — рекоменда­ции по принятию решения соответствующим органом Гос­надзорохрантруда о временном прекращении действия нор­мативных актов об охране труда.

А вот внеплановые проверки следует ждать, прежде всего, на предприятиях и объектах, где ползет вверх кривая про­изводственного травматизма. Поводом для такой проверки послужат также аварии, несчастные случаи (групповые или со смертельным исходом), невыполнение ранее выданного предписания, отсутствие у инспектора информации об уст­ранении недостатков, указанных в предписании. В конце концов, визит проверяющих может быть вызван банальной жа­лобой, поскольку в Положении о надзоре за охраной труда даже не указано, от кого она может поступить и должна ли иметь какие-то подтверждающие документы о несоблюде­нии на предприятии требований охраны труда.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ВЫПОЛНИТЬ ПРЕДПИСАНИЕ ГОСНАДЗОРОХРАНТРУДА

Само по себе предписание еще не влечет автоматическо­го наложения каких-либо административных санкций на ру­ководителя предприятия или на само предприятие. Хотя ин­спектор обязан не только выявить нарушения, но и выяснить их причины, а также лиц, которые непосредственно наруши­ли требования законодательства об охране труда или по вине которых были допущены эти нарушения. Это также отража­ется в предписании, но максимум, что может на практике предпринять инспектор во время первого визита, — запре­тить работы на проверяемом объекте до устранения нару­шения.

Порядок умалчивает о предельных сроках, в течение которых должны быть устранены нарушения, отмеченные в пред­писаниях и актах проверок. Поэтому достаточно того, что предложения инспектора будут реализованы в сроки, отве­денные им в акте или предписании. Это обязательно прокон­тролируют в ходе дальнейших проверок, в том числе, как от­мечалось выше, во время оперативной проверки, если пись­менный ответ предприятия об устранении нарушений не убе­дит проверяющего.

Если же и во время повторного визита инспектор обнару­жит, что выполнение работ повышенной опасности или эксплуатация "опасного" объекта, машины, механизма или обо­рудования осуществляется с нарушением требований нор­мативных актов об охране труда, он уже обязан выдать рабо­тодателю соответствующее предписание о приостановлении работ. Далее будет инициирован вопрос об аннулировании разрешения на эксплуатацию объекта или выполнение работ повышенной опасности. То есть фактически речь будет идти о закрытии предприятия. Правда, из текста Положения о над­зоре за охраной труда можно сделать вывод, что такие край­ние меры воздействия допустимы только по отношению к "опасным" работам и объектам, указанным в Перечне объектов и машин повышенной опасности и Перечне работ повышенной опасности. А "неопасным" фирмам в этом смыс­ле бояться нечего.

Если же предприятие выполнило предписание, о чем пись­менно уведомило территориальный орган Госнадзорохран­труда, инспектор обязан, в принципе, разрешить возобнов­ление работ.

Но одними предписаниями об устранении недостатков или приостановке работ дело может и не ограничиться. В акте проверяющие могут рекомендовать собственнику предпри­ятия (что предусмотрено в полномочиях органов Госнадзорохрантруда) привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших невыполнение их предписаний, а также не обеспечивших создания безопасных условий труда, вплоть до представления об их служебном несоответствии. При на­личии достаточных оснований комиссия по результатам про­верки может даже направить материалы в органы прокура­туры для возбуждения уголовного дела.

Причем, получив предписание о привлечении виновных лиц к ответственности, работодатель обязан отреагировать на него должным образом. Мерами взыскания, как правило, являются выговор или увольнение (ст. 147 КЗоТа). Собственник может на этом основании расторгнуть контракт с дирек­тором предприятия со ссылкой на п. 1 ст. 41 КЗоТа, если в контракте именно на первого руководителя возложены обя­занности по организации охраны труда.

В свою очередь, руководитель получает право уволить подчиненного, фамилия которого названа в акте, по п. 3 ст. 40 КЗоТа, правда, если этому работнику за последний год уже был объявлен выговор. Собственно порядок наложе­ния дисциплинарных взысканий регламентируется статья­ми 147 -152 КЗоТа.

В заключение обзора можем добавить, что бюрократичес­кую на первый взгляд процедуру соблюдения законодатель­ства об охране труда не стоит рассматривать как нечто чрез­мерно громоздкое и обременяющее. В конце концов, что может быть дороже здоровья и жизни? Вместе с тем даже выполнив все, что требует законодательство, разработав не­обходимую документацию и назначив ответственных лиц, администрация предприятия (равно как и собственник) не должна "расслабляться" — необходим постоянный контроль за соблюдением этих норм. Все будет хорошо и спокойно лишь до тех пор, пока работники работодатель осознают важ­ность соблюдения требований, предъявляемых к безопас­ности труда.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]