Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1251363_C8903_karl_bryullov_kompromiss_mezhdu_k...docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
7.52 Mб
Скачать
      1. 2.2 Итальянский жанр

Карлу Брюллову при содействии П.Ф. Соколова был предложен пенсион для поездки в Италию на три года.

Атмосфера официальности академических кругов тяготила художника. Поэтому свобода, которую обрел Брюллов в Италии, приводила его в восторг! Работал там Карл много и страстно.

«Брюллов живописец и виртуоз, обладающий богатейшей фантазией, артистически легко выполнял все замыслы…»2 Он и его современники стремились отобразить национальный характер изображаемого народа, уловить историческое своеобразие обстановки. Кроме того, немаловажным было для него раскрыть психологию людей.

В Италии Брюллов прошел новое для себя обучение. Карл подсматривал сюжеты в обыденной итальянской жизни. Его изобретение – так называемый итальянский жанр. К нему относятся произведения – «Итальянский полдень» (Приложение 1), «Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». В несложных бытовых сюжетах автор пытался воплотить новаторские взгляды на задачи искусства.

В последней картине, о которой упоминалось выше, чувствуется влияние романтических идей типичных для эпохи. Кроме того, «итальянский жанр» - это реалистическое видение в академической художественной системе. Точность линий классицизма освежают вдохновенные порывы кисти. Этот дуэт гармонично сливается в одной картине, создает целостную композицию.

Для всех жанровых картин Брюллова характерна не только сюжетная, но и композиционная неповторимость каждой из них. Яркость образов свидетельствует о том, что художник всегда увлекался темой и не скупился насыщать композиции наблюдениями натуры. Получив несколько небольших картин, Общество поощрения художников выразило надежду, что, сделав копию с «Афинской школы» и жанровые картины, Брюллов создаст, наконец, и капитальное историческое полотно. Общество предлагало ряд тем, от которых он отказывался, выдвинув встречное предложение. Во время посещения Помпеи Брюллов увидел фреску, сохранившуюся на стене одного из домов. Там была изображена гибель Гиласа, увлекаемого нимфами в пучину вод, Так родился замысел картины «Гилас и нимфы». Древний миф о Гиласе содержит в себе мысль о коварстве сил природы, очаровывающих и в конце концов губящих человека. Очевидно, однако, Брюллов сам оставил эту работу, потому что его новая тема, «Последний день Помпеи», содержала в себе диаметрально противоположную «Гиласу» мысль о победе человека над силами природы. Эта новая грандиозная тема, очевидно, увлекла художника не только эффектностью, не только многолюдством, но и возможностью показать в момент буйства слепых сил природы торжество благородных душевных качеств человека.

Наивысшая по популярности зрителей и критиков картина Брюллова – «Последний день Помпеи» (ГРМ, 1830-1833гг.). Гоголь о ней: «Картина Брюллова – одно из ярких явлений XIX века. Это светлое воскресенье живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом сне».3 Композиция картины сложна и многозначна, в ней нет подобия ритмичному античному рельефу. Колорит ярок и светел, краски мечутся в глазах. А сюжет актуален и современен любой эпохе. Борьба с неизбежной высшей силой. Выбор каждого человека – страх или доблесть, алчность или самоотверженность… В картине отражена большая палитра красок человеческого поведения при встрече со стихией, чрезвычайной ситуацией. Человеческие эмоции и чувства, реакции не меняются столетиями. Каждый представитель эпохи может увидеть в произведении себя.

Герцен прямо говорил, что в «Последнем дне Помпеи» нашли свое, может быть бессознательное отражение и чувства художника, вызванные поражением восстания декабристов в России: «Нравственный уровень общества пал, развитие было прервано, всё передовое, энергическое вычеркнуто из жизни».

Это произведение представляет собой яркую попытку примирить две эстетики – классицизм и романтизм. Романтик Брюллов не чурался исторической живописи, но при этом писал исторические полотна, ломая все правила казавшиеся незыблемыми предшествовавшему поколению живописцев. Строилась глубокая композиция, искусно использовалась светотень, не боялись показаться излишне «натуралистичными», прибегали к помощи естественного освещения, трактовали события через характеры и чувства героев.

Пафос этой художественной революции определялся безоглядным стремлением к «правде», которую классицизм подменял «возвышенной красотой». И то и другое понятие написано в кавычках, потому как автор осознает, что правды как и красоты не может быть одной незыблемой для всех. В то же время этот факт – доказательство того, что развитие новых стилей должно поощряться. Именно тогда человек получает возможность сделать выбор в пользу того или иного. Эта возможность выбора расширяет границы сознания и фантазии как творца, так и зрителя.

Один особенный момент подмечен автором книги Итальянские находки Бочаровым И.Н.: «Русские художники даже спустя десятилетия после отъезда из своей родины, сохранили взгляд на мир глазами своей страны».

В эскизе «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием» смысловые акценты воплощены ярче и резче. Колористический строй основан на сочетании оттенков охры – от лимонно-желтого и коричневого до ярко-красного: алые пятна стягов и хоругвей в верхней части композиции эскиза придают особый драматизм и напряженность действу, романтически сопрягают усилия отдельных его участников в единый патриотический и динамический порыв.

Буквально с самого начала своего пребывания в Италии мастер увлекся жанровой живописью, за­печатлевая сюжеты из жизни простых итальянцев. Первой попыткой постигнуть окружающую дей­ствительность стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль), в которой изображен мо­мент утреннего туалета, совершаемого совсем еще юной итальянкой.Ее спина освещена солнечным светом, а лицо - отраженны­ми от фонтана рефлексами. Естественность момен­та, жестов и пластики, скрупулезное изучение нату­ры — все говорит о реалистических поисках мастера.

Когда картина «Итальянское утро» была законче­на, Брюллов отправил ее в Россию. В Петербурге она была очень тепло встречена современниками и по­разила их свежестью письма и оригинальной трак­товкой сюжета.

Подобные произведения нередко называли «ита­льянским жанром». Это обозначение объясняется их функциональным направлением: такие работы зака­зывались аристократией в качестве сувенира из Италии, который должен был напоминать владельцу о теплых краях и счастливых мгновениях, пережитых в далекой стране.

Самым примечательным полотном на религиоз­ные и исторические сюжеты является неоконченная работа «Эрминия у пастухов» (1824, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Естественность и живость поз пастухов, удобно расположившихся на опуш­ке леса, прекрасно переданное неподдельное удив­ление от появившейся перед ними царевны гово­рит о пристальном изучении художником натуры. Ясность, простота, особая выразительность в построе­нии композиции, насыщенный колорит — вот его последние достижения.4

Брюллов считался лучшим живописцем в Риме. Его слава быстро разнеслась по всей стране, он был самым популярным иностранцем на всем Апеннин­ском полуострове. В этот период большое значение играли его ра­боты, выполненные в технике акварели, к которой он обратился в 1827—1828. Акварель — прекрасная возможность передачи жизненных наблюдений в камерной форме. Небольшие по размеру произве­дения, наполненные движением, точно отобража­ли выразительную пластику человеческого тела. Как правило, художник работал большими лаконичными цветовыми пятнами, достигая выразительности их контрастными сочетаниями Акварельные компози­ции Брюллова сюжетно развернуты и идилличны. Несмотря на то, что мастер очень жизненно и зани­мательно рассказывает о своих героях, он практичес­ки лишает их образы психологической трактовки.

Художник с небольшим желанием возвращался на родину. И тем не менее, с большим интересом взялся за крупный заказ, который позволил ему проявить себя в монументальной живописи. Это была роспись купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.