- •6.2. Поглощение элементов минерального питания
- •6.2.1. Корень — орган поглощения минеральных веществ
- •6.2.1.1. Рост корня как основа добывания веществ из почвы
- •6.2.1.2. Структурно-функциональные особенности корня и поглощение веществ
- •6.2.2. Поступление ионов из среды в клетку и корень
- •6.2.2.1. Поступление ионов в апопласт
- •6.2.2.2. Механизмы транспорта через мембрану
- •Ионов (мM • л-1) в тканях корней гороха (p. Sativum), имеющих мембранный
- •6.2.3. Радиальный и дальний транспорт ионов по растению
- •6.2.3.1. Пути радиального транспорта
- •6.2.3.2. Движущие силы радиального транспорта ионов и загрузка ксилемы
- •6.2.3.3. Дальний транспорт ионов
- •6.2.4. Поглощение ионов интактным растением стационарного состояния
- •6.2.4.1. Кинетика поглощения ионов интактным растением
- •6.2.4.2. Модель корня и регуляция поступления ионов в интактном растении
- •Обеспечивались калием (эксперименты с разделением корней) (по j. Barber, 1979)
6.2.3.2. Движущие силы радиального транспорта ионов и загрузка ксилемы
Конечный пункт радиальной симпластной транслокации — сосуды ксилемы, составляющие важную часть апопласта стели. В ксилему ионы поступают из клеток ксилемной паренхимы, и существует специальный термин — «загрузка ксилемы». Движущая сила транскорневого транспорта ионов — градиент их электрохимического потенциала (ДД) между границами симпласта: на входе в него (плазмалемма клеток ризодермы) и при выходе (плазмалемма клеток ксилемной паренхимы) (рис. 6.24).
В соответствии с принципами термондинамики для активного передвижения ионов через корень в ксилему достаточно, чтобы активный мембранный транспорт имел место только в одном из пунктов — либо на входе, либо на выходе из симпласта.
Измерения электрических потенциалов и концентраций ионов в клетках тканей корня (кукурузы, подсолнечника (Heliantus) и др. растений) демонстрируют, что из среды в симпласт анионы и калий поступают активно против электрохимического градиента, что обеспечивается работой протонной помпы на плазмалемме клеток ризодермы (рис. 6.24, Б). Ионы Са2+ и Mg2+ поступают в симпласт пассивно. Эти результаты соответствуют оценке, сделанной с использованием уравнения Нернста (см. табл. 6.1). В то же время выход из симпласта для всех исследованных ионов происходит пассивно (рис. 6.24, Б). Результаты этих экспериментов, ставших классическими, легли в основу концепции пассивного радиального перемещения и пассивного выхода в ксилему катионов и анионов.
Гипотеза об активном выходе ионов из клеток стелярной паренхимы в сосуды ксилемы по типу секреции (A. Lauchli et al., 1971, 1978) была обоснована результатами оценки мест накопления поглощаемых ионов в клетках разных тканей корня. Концентрация ионов в клетках ксилемной паренхимы оказалась выше, чем в коровых клетках корня. Косвенным свидетельством работы насоса в плазмалемме стелярных клеток служат данные по их ультраструктуре. Клетки, окружающие ксилему, имеют относительно большой объем цитоплазмы, многочисленные митохондрии и везикулы, разветвленную сеть эндоплазматического ретикулума, что указывает на высокую метаболическую активность и способность обеспечить выкачивание протонов. Работа помпы на выходе из клеток стелярной паренхимы подтверждается и тем, что рН пасоки, имеющей кислую реакцию, активно регулируется. Через сегмент корня лука (АШит сера) прокачивали растворы фосфатного буфера рН 8,0 разной концентрации. Пропущенный через ксилему раствор собирали и измеряли его рН. Оказалось, что
Рис. 6.24. Перемещение ионов по симпласту (А) и механизм загрузки ксилемы (Б):
А —
Кат+
— катионы; Ан
— анионы; Пд — плазмодесма; ПМ —
плазмалемма клеток коры и стели. Каналы
ксилемной паренхимы корня ячменя: K
— селективный выходной калиевый канал;
Кат
— неселективиый выходной катионный
канал; К
—
селективный входной калиевый канал;
БАн
— быстроактивируемый выходной анионный
канал; МАн
— медленноактивируемый выходной
анионный канал; Ан
—
входной анионный канал (по Wegner,
Raschke,
1994; Kohler,
Raschke,
2000); В
—
профиль электрохимических потенциалов
некоторых ионов вдоль радиуса корня
подсолнечника (по Dunlop,
Bowling,
1971; Bowling,
1973)
в протекающий по ксилеме буфер выделяются протоны, подкисляющие его до рН 6,5 — 7,5. При этом чем больше концентрация буфера, тем больше скорость выделения протонов, что свидетельствует об их активном выкачивании из клеток паренхимы с участием «стелярной помпы».
Убедительным доказательством существования двух насосов и, как теперь выясняется, систем транспорта с различающимися характеристиками на внешней и внутренней границах симпласта стали данные о дифференцированном действии фитогормонов и ингибиторов на поступление и транслокацию ионов. Гормоны абсцизовая кислота и цитокинин (бензиладенин) не оказывали или оказывали очень малое воздействие на поступление ионов в корень, но ингибировали транслокацию. Циклогексимид (ингибитор синтеза белка) также не влиял на поглощение, но на
90 % ингибировал транслокацию. Такое же избирательное действие оказывал аналог фенилаланина — парафторадениналанин: поступление ионов в корень не угнеталось, но на 50 — 90 % снижался их транспорт в ксилему. Ингибитор синтеза РНК (6-метилпурин) также действует на транслокацию избирательно.
Итак, оценка транскорневых химических потенциалов свидетельствует, что загрузка ксилемы ионами происходит пассивно (рис. 6.24, Б), но при этом на выходе из симпласта работает
Н+-помпа. Кроме того, системы, транспортирующие ионы из симпласта в ксилему, находятся под строгим метаболическим контролем и более чувствительны к разного рода воздействиям.
Важным является вопрос о том, какие транспортеры обеспечивают загрузку ксилемы. Результаты исследования на корнях ячменя (Hordeus vulgaris) свидетельствуют, что выход ионов в ксилему происходит пассивно через ионные каналы. В плазмалемме клеток стелярной паренхимы методом пэтч-кламп выявлено три типа катионных и три типа анионных каналов (рис. 6.24, А), которые различаются по селективности, проводимости и характеру потенциал-зависимости. Выходной селективный К -канал стелярной паренхимы KORC (К+ outward rectifying conductance) — основной путь поступления К+ из симпласта в ксилему. KORC проницаем для Na+ почти так же, как для К+, но мало проницаем для других моновалентных катионов (Cs+, Li+) и может функционировать как фильтр, ограничивающий поступление токсичных металлов в надземные органы. Селективный выходной К+-канал shaker-типа (см. рис. 6.18) SKOR (stelar K+ outward.rectifier) был идентифицирован на молекулярном уровне в клетках корня Arabidopsis thaliana. Установлено, что функциональные характеристики SKOR и KORC-каналов очень сходны.
Роль неселективного выходного катионного канала Кат (рис. 6.24, А) (NORC — nonselective outward rectifying cation conductance), видимо, сводится к регуляции мембранного потенциала (предотвращает сдвиг в положительную область). Участие NORC в загрузке ксилемы катионами, очевидно, незначительно.
Селективный входной К -канал KIRC (K+ selective inward-rectifying conductance) обеспечивает поступление К+ из ксилемы снова в окружающие ее клетки. Канал К малопроницаем для Na+, но проявляет значительную проницаемость для Cs+. Гиперполяризация мембраны вследствие выкачивания протонов Н+ -АТФазой клеток стелярной паренхимы активирует К канал и увеличивает пассивное поступление К+ из ксилемы в клетки паренхимы в местах, расположенных выше места загрузки, обеспечивая циркуляцию К+ и его распределение по органам (см. далее рис. 6.29). Возможно, подобным образом могут ресорбироваться и токсичные ионы (во всяком случае, Cs+), что предотвращает их поступление в побеги.
Загрузка
ионами солей ксилемы — процесс
электронейтральный, поэтому проницаемость
плазмалеммы для анионов должна быть
сопоставимой с проницаемостью для
катионов. Анионные каналы, обнаруженные
в клетках стелярной паренхимы корней
ячменя, различаются по своим свойствам
и обеспечивают как выход анионов из
симпласта, так и их поступление из
ксилемы обратно (рис. 6.24, А).
Быстрый
анионный выходной канал БАн
или XQUAC
(xylem
quickly
activating
anion
conductance),
имеет характеристики, типичные для
анионных каналов плазмалеммы клеток
разных тканей у разных видов растений.
Канал проницаем для Сl
и NO
,
активируется при гиперполяризации
плазмалеммы и низкой концентрации Са2+
в цитозоле. Медленный анионный канал
(рис. 6.24, А)
МАн
,
или XSLAC
(xylem
slowly
activating
anion
conductance),
проявляет меньшую проницаемость, и,
видимо, число таких каналов в мембране
меньше, чем XQUAC.
Входной анионный канал Ан , или XIRAC (xylem inwardly rectifying anion chanal), также относится к медленным анионным каналам (время открытости ~ 1 с). Он активируется при гиперполяризации и, возможно, работает в сопряжении с Н+-помпой, обеспечивающей регуляцию рН в ксилемном соке. Таким образом, электронейтральный выход К+, NO и Сl происходит пассивно, и основные потоки идут через каналы K (KORC) и БАн (XQUAC) (рис. 6.24).
Итак, радиальная транслокация ионов связана с функционированием двух Н+-помп и двух различающихся совокупностей переносчиков и каналов, обеспечивающих транспорт ионов через плазмалемму из среды в симпласт и из симпласта в ксилему. Ансамбли транспортных белков контролируются разными механизмами. Ограниченность данных, о системах транспорта и регуляции транспортных процессов на уровне органа пока не позволяет разработать обоснованную в деталях модель, включающую «поглощение — радиальный транспорт — загрузка ксилемы». Сведения о том, что отдельные ионы могут транспортироваться разными путями (см. рис. 6.21, 22, 23), усложняют задачу разработки единой схемы поглощения и транспорта веществ через корень.
