Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология (под ред.Крылова).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.84 Mб
Скачать

§ 14.6. Выбор субъективно-оптимального жизненного пути

Осознание человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным элементом его личностной зрелости. Это четко зафиксировано в определениях, указывающих на отсутствие такого осознания, - "непутевый" или даже "беспутный" человек. Социальный опыт многих поколений людей, отразившийся в данных выражениях, показывает, что у каждого человека при всем разнообразии возможных направлений движения по жизни есть одно направление, предназначен­ное именно для него, т.е. "свой" путь.

Человек рождается с индивидуальным набором интеллектуальных и эмоциональных задатков, преобразуемых впоследствии в способности, интересы, мотивы поведения и деятельности. Включившись именно в те сферы жизнедеятельности, для которых он обладает необходимыми за­датками, человек оказывается наиболее обучаемым. Он быстрее разви­вается и демонстрирует успешность, заведомо превышающую средний уровень. Этот гипотетический набор задатков мы обозначим как потен­циал развития.

На прагматическом уровне субъективно-оптимальным может тракто­ваться такой жизненный путь, который по своим условиям и требова­ниям к человеку полностью соответствует его потенциалу развития. На метафорическом уровне он есть не что иное, как глубинно-психологи­ческая предуготованность к некоей сугубо индивидуальной миссии, для реализации которой на пользу окружающим и себе в удовольствие дан­ный человек пришел в этот мир.

Предуготованность жизненного пути, к сожалению, не означает его очевидной предначертанности. Путь выбирается человеком, исходя из рассудочных оснований или по воле обстоятельств, т.е. по причинам, не имеющим практически никакого отношения к его реальным задаткам.

Поэтому в высшей степени вероятными оказываются ошибки выбора. В юности они неизбежны, поскольку опыт проверки себя в разных дея-тельностях еще невелик, а точность самопонимания - минимальна. Гиб­кость развивающейся психики в принципе позволяет молодым людям адаптироваться к любому, даже самому не подходящему для себя виду занятий.

Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной но взрослом возрасте. Длительное следование "не своим" путем приво­дит к разрыву между сознательным поведением и потребностями, зало­женными в потенциал развития. Этот разрыв субъективно выражается в появлении дисфорических переживаний и повышенной нервно-психической напряженности.

Самыми яркими проявлениями взрослой "непутевости" служат так называемые "синдром выгорания" в профессиях, связанных с публичной деятельностью, а также "кризис середины жизни", относимый разными авторами к возрасту в интервале от 35 до 45 лет. Особенность этого кризиса состоит в том, что он формируется исподволь у социально и психологически благополучных людей. Нарастающий по мере становле­ния кризиса психологический дискомфорт долгое время не имеет для них логического основания: в субъективном плане по отдельности — все в жизни хорошо, а в целом — плохо. Замаскированность внутренней причины дискомфорта делает невозможной целенаправленную борьбу с ней и в конце концов приводит к неординарным поступкам и поведе­нию.

В эволюции животного мира выработались некоторые различия в -психическом складе мужской и женской особи, значимые для обсуж­даемой нами проблемы. В частности, речь идет о меньшей в среднем податливости обучению, ригидности способов умственной деятельности и поведения, узкой направленности задатков потенциала развития у мужской особи. В силу этого мужчины с гораздо большей вероятностью не обнаруживают "свой" путь и не способны полноценно адаптировать­ся к тому пути, на который уже встали.

Первым шагом из кризиса в сторону "своего" пути служит осознание переживаемых дисфорических состояний следствием системного кризи­са своей жизни как таковой, а не как ситуативно сложившегося набора частных затруднений. При всей относительности субъективного само­оценивания можно рекомендовать для самодиагностики несколько чув­ственных (т.е. формируемых подсознанием) индикаторов, обнаруживаю­щих факт следования по жизни "не своим" путем:

1. Чувство устойчивого невезения, "все складывается против...". Пе­реживание неудачливости обусловлено тем, что "не своя" цель, цель, лежащая вне "своего" пути, не запускает работу подсознательного мышления. Тем самым результаты работы сознательного мышления не дополняются обобщенными данными (по всему объему информации, имеющейся в опыте человека по решаемой задаче) в форме интуиции. Ограничение информационной основы принимаемого решения только его сознательной частью резко снижает адекватность планирования и обусловливает вытекающую из этого невысокую успешность действия.

2. Утомительность достижений, неприятная усталость в качестве по­стоянного переживания. Утомительность "не своего" действия объясня­ется тем, что подсознание отказывает ему в непосредственном интересе как наиболее эффективном стимуляторе работоспособности. А деятель­ность, выполняемая преимущественно благодаря волевому напряжению, является в высшей степени энергозатратной и потому утомительной.

3. Отсутствие полноценного удовлетворения (радости, гордости, ли­кования) при достижении успеха, безрадостность долгожданных собы­тий пли побед. Субъективную безрадостность успехов можно считать наиболее точным указанием на ошибочность предпринятых действий. Ее можно понимать как сообщение подсознания о том, что достигнутая цель не была по-настоящему "твоей". Следовательно, в смысле продви­жения по индивидуальному жизненному пути никакого достижения нет, и потому эмоциональное подкрепление выполненной работы не включа­ется.

Глубинный смысл перечисленных индикаторов заключается в том, что они ненавязчиво создают такие субъективные условия, подталки­вающие человека к отказу от деятельности, являющейся по своим тре­бованиям и вероятным результатам "не своей".

Механизмом кризиса является потеря динамизма в развитии лично­сти. Неопределенность собственного "Я" и своего будущего — ведущая проблема юности. Она решается испытанием себя в разных делах и си­туациях (отсюда подростковое "Хочу все знать", "Надо все в жизни по­пробовать"). В итоге таких усилий юноша постепенно определяется с тем, что он собой представляет. И тем самым попадает в психопогическую ловушку с далеко идущими последствиями. Его субъективное "Я" становится весьма локальной территорией, надежно отрезанной от "не-Я" (от неопределенности) запретами и самозапретами. Сверхопределен­ность настоящего как раз и становится со временем ведущей проблемой взрослости. Прекращение изменений в себе и в мире - это и есть окон­чание жизни.

Частью общей потери психологического динамизма становится око­стенение картины окружающего мира. На самом деле, сколько людей, столько существует в чем-то разных картин мира, в том числе прямо противоположных по своим основополагающим позициям, и представ­лений о личности друг друга. Однако для всякого взрослого человека представляется самоочевидным и не нуждается в каких-либо обоснова­ниях, что его представления о себе и окружающем мире - достаточно точны и главное объективны. А какие-либо отклонения от них у парт­нера по жизнедеятельности — свидетельство плохого знания им "реальной" жизни, слабости ума или нечестности.

В этих обстоятельствах положение человека, переживающего кризис середины жизни, по-настоящему драматично. Все его попытки логиче­ски подправить свою безрадостную жизнь принципиально обречены на неудачу. Диффузное переживание того, что "все не так, как надо", ощущение "потери смысла жизни" потому и возникают, что при данных представлениях о своих возможностях в данном субъективном мире стремление к "правильной" жизни (энергичной, эффективной и радост­ной) в принципе не может быть удовлетворено.

Конкретные формы обретения взрослым человеком "своего" жиз­ненного пути могут быть бесконечно разнообразны. Поэтому наметим хотя бы основные этапы такого обретения. Представляется, что в раз-пернутом виде отыскание пути слагается из трех последовательных эта­пов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Осознание того, что жизнь зашла в тупик и дальнейшее существова­ние в прежней форме невозможно, требует от человека значительного мужества. Тем более что подсознание, выполняя свою защитную функ-щпо, выставляет на обозрение сознанию набор "очевидных" мелких проблем (я такой тревожный человек... не складываются отношения с сотрудниками... дети меня не слушаются... и т.п.). Переставшему изме­няться сознанию гораздо легче бесконечно долго копаться в любом на­боре мелочных псевдопроблем, чем понять, что так жить дальше нельзя. На пике переживания бессмысленности своего существования у каждо­го взрослого человека есть возможность выбора из трех решений:

1. Устрашиться неизбежных потрясений прежнего уклада жизни, "взять себя в руки" и сделать вид, что все в порядке. Исступленно за­няться чем-либо: работой, рыбалкой, порядком в доме, чтением и т.д. Фактически это есть путь благообразной деградации души, ее омертве­ния, за которым разрушение тела (повышенное кровяное давление, ин­фаркт, инсульт, язва, гормональные расстройства) ждать себя особенно долго не заставит.

2. "Вышибить клин клином", заглушить ощущение бессмысленности жизни более интенсивными переживаниями. Убогость самой цели поро­ждает убогость используемых при этом средств: алкоголь, стремление к риску как таковому, разгульный образ жизни, реже - употребление наркотиков. Самоубийство - самое радикальное из средств этого рода.

3. Начать последовательно разрушать свой прежний мир. В скорлупе привычных представлений, конечно, плохо - и душно, и затхло, и тес­но. Но, с другой стороны, она предохраняет от неизвестности и связан­ных с ней опасностей и невзгод. Поэтому всякий, кто решит от нее ос­вободиться, должен быть готов к тому, что поначалу "на свободе" его будут встречать преимущественно только новые трудности и проблемы. Правда, они будут качественно иными, чем в его прошлом мире.

Самоидентификация заключается в полном, деятельном и соответст­венно не искаженном выражении вовне и осознании своего "Я". Каж­дому, наверно, знакомы горестно-сладостные мысли тина: "Ах, если бы я только мог... (некое субъективно притягательное действие), но ведь... (мотивировка, почему этого не следует делать)". Пока все притягатель­ное реально не попробовано, иллюзии невозможно отделить от истины. Только при полном выражении себя вовне можно в полной мере уви­деть, ты ли это.

Ускорению самоидентификапни может существенно помочь общение с профессиональным психологом (консультантом, психотерапевтом). Не "озвученные" суждения о себе и мире могут оставаться сколь угодно долго непоследовательными и противоречивыми - самому человеку это­го не заметить. Как и для решения многих прочих задач, для точного самопонимания необходимо внешнее действие (рассказ), направленное во внешний мир (на консультанта). Задача консультанта при этом со­стоит в том, чтобы послужить умным зеркалом, в которое клиент смо­жет увидеть всего себя без привычных ему искажений, ретуши и "белых пятен".

Реориентация понимаетсдгкак отыскание (открытие для себя) новой ориентировочной основы в восприятии и оценке обстоятельств и ситуа­ций мира. Пока человек смотрит вокруг себя "прежними" глазами, он сможет увидеть только то, что видел и раньше: прежний мир, прежние проблемы, прежнюю неспособность их как-то разрешить. Человек, пы­тающийся выбраться из жизненного кризиса, обязательно спрашивает консультанта: "Так что же мне делать?". Но сложность ответа состоит как раз в том, что весь набор действий, доступных этому человеку в данный момент, является органичным элементом его прежней жизни, и их использование может привести только к ее временной реанимации. Единственным адекватным действием при Кризисе является отказ от стереотипных для себя, "очевидных" и "объективно обусловленных" ожиданий, установок и реакций.

Ошибки в выборе и последующей коррекции субъективно-оптималь­ного жизненного пути являются неизбежными и, в этом смысле, нор­мальными. Преодоление жизненного кризиса (с помощью его осознания, самоидентификации, реориентапии) ведет к более полному и точному пониманию "своего" пути, переживанию осмысленности своей жизни и удовлетворенности ею.