Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Информационный материал по теме Растройства ощущений.doc
Скачиваний:
256
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
119.3 Кб
Скачать

Обманы восприятия

К обманам восприятия относят иллюзии и галлюцинации (из­вращение многих механизмов процесса восприятия, чрезвычай­ное оживление хранящихся в памяти пациента представлений, дополненных воображением).

Обманы восприятия относятся к продуктивным (позитив­ным) симптомам.

Иллюзии — это расстройства, при которых реально существу­ющие объекты воспринимаются как совершенно другие пред­меты и объекты.

Иллюзии при психических заболеваниях:

  • фантастический характер,

  • возникают, когда нет препятствий к получению достоверной информации.

Нередко основа формирования: помраченное или аффективно-суженное сознание.

Аффефектогенные-иллюзии появляются под влиянием чрезвы­чайной тревоги и чувства страха.

Наиболее отчетливо у больных с острым приступом бреда.

Парэйдолические иллюзии (парэйдолии) — это сложные фан­тастические образы, насильственно возникающие, при рассмат­ривании реальных предметов.

Парэйдолические иллю­зии — довольно грубое расстройство психики, обычно пред­шествующее появлению галлюцинаций и чаще всего наблюда­ющееся в инициальном периоде делириозного помрачения со­знания (при белой горячке или инфекциях с выра­женной интоксикацией и лихорадкой).

От парэйдолических иллюзий следует отличать эйдетизм — воз­можность чувственно, живо представлять воображаемые объек­ты (дирижер при чтении партитуры может отчет­ливо слышать в голове звучание целого оркестра). Однако здоровый человек всегда четко различает реальные и воображае­мые объекты, способен в любой момент по своему желанию остановить поток представлений.

Галлюцинации — это расстройства восприятия, при которых объекты или явления обнаруживаются там, где в действитель­ности ничего нет.

  • Указывают на наличие гру­бого расстройства психики (психоза)

  • НЕ могут наблюдаться у здоровых людей в их естественном состоянии, хотя при измененном сознании (под воздействием "гипноза, наркотических средств) кратковременно возникают и у человека без хронического душевного заболевания.

В целом галлюцинации не являются специфическим диагностическим признаком какого-либо заболевания. Крайне редко встре­чаются как изолированное расстройство и обычно сопровождаются другой психотической симптоматикой (помрачение сознания, бред, психомоторное возбуждение).

Классификация галлюци­наций.

Наиболее старый и традиционный способ — разделе­ние по органам чувств. Таким образом выделяют зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые галлюцинации. Кроме того, нередко встречаются проистекающие из внутрен­них органов галлюцинации общего чувства (висцеральные). Они могут сопровождаться ипохондрическими идеями и иногда на­поминают сенестопатии, от которых отличаются отчетливой предметностью, четкостью.

  • Зрительные галлюцинации значительно чаще встречаются при острых психозах и обычно нестойки;

  • Слуховые, напротив, нередко указывают на хронический стойкий психоз (например, при шизофрении).

Вкусовые и особенно обонятельные галлюцинации при шизофрении свидетельствуют о злокачественном, резистентном к терапии варианте психоза.

Галлюцинации при засыпании - гипнагогические,

при пробуждении - гипнопомпические.

- не от­носятся к чрезвычайно грубым нарушениям психики и при утомлении изредка возникают у здоровых людей, однако при тяжело протекающих соматических заболеваниях и алкогольном абстинентном синдроме они служат ранним признаком начи­нающегося делирия и указывают на необходимость начать спе­цифическое лечение. Особенно яркие и обильные при нарколепсии.

Функциональные (рефлекторные) галлюцинации возникают только при наличии какого-то определенного раздражителя (речь, которую человек слышит под стук ко­лес; голоса в голове при включении телевизора; слуховые гал­люцинации, возникающие под душем). С прекращением действия раздражителя обманы восприятия могут исчезать. От иллюзий эти состояния отличаются тем, что воображаемые образы воспринимаются одновременно с раздражителем, а не заменяют его.

Психогенные и внушенные галлюцинации у лиц внушаемых, с демонстративными чертами характера и особенно ярко проявляются при истерических реактивных пси-хозах. - непосредственно вслед за психотравмирующей ситуацией, отражают важнейшие пере­живания человека.

По степени сложности:

  1. Элементарные г. - акоазмы (стук, щелчки, шорох, свист, треск) и фотопсии (молнии, вспышки, мышки, мелькания, точки перед глазами). Неврологическое за­болевание, поражение первичных зон коры мозга (при опухо­лях мозга, сосудистом поражении, в области эпилептогенного склеротического очага).

  2. Простые г. - связаны лишь c одним анализато­ром, но отличаются оформленной структурой, предметностью. Вербальные галлюцинации - человек слышит несуществующую речь весьма различного содер­жания: комментирующие (замечания по поводу совершаемых чело­веком поступков, мыслей, возникающих у него в голове), уг­рожающие (оскорбляющие, намеревающиеся убить, изнасиловать, ограбить), антагонистические (пациент как бы становится свидетелем спора группы своих врагов и своих защитников), императивные (команды, распоряжения, требования в адрес больного). Вербальные галлюцинации чаще воспринимаются как вмешательство в его личную жизнь, вызывают раздражение. Императивные гал­люцинации - показание к недобровольной госпитализации.

  3. Сложные г. - обманы со стороны сразу нескольких анализаторов. При помрачении сознания (на­пример, при делирии) вся окружающая обстановка может полностью преобразовываться галлюцинаторными образами; он нападает на зрительные образы, слышит их речь, чувствует прикосновение. В этом случае следует говорить о сценоподобцых галлюцинациях.

Разделение на истинные галлюцина­ции и псевдогаллюцинации.

При истинных галлюци­нациях болезненные фантомы идентичны реальным объектам:наделены чувственной живостью, объемом, непосредственносвязаны с предметами обстановки, воспринимаются естествен­но, как бы через органы чувств. Звуки и воображаемые объекты находятся снаружи от больного (экстрапроекция).

Не представляют нозологически специфичного явления, наблюдаются при широком круге экзогенных, соматогенных и органических психозов. Возможно их появление и при остром присту­пе шизофрении, но наиболее ярко при делириозном помрачении сознания.

При псевдогаллюцинациях: одно или несколько из этих свойств может отсутствовать, расцениваются больным не как настоящие предметы и физические явления, а как их образы (зрительные образы лишены телесности, весо­мости, находятся не среди существующих предметов, а в эфи­ре, в другом воображаемом пространстве, в сознании больно­го; у звуковых образов отсутствуют обычные характеристики звука — тембр, высота, направление).

Исходят из тела больного, его головы (интрапроекция) или приниматься из областей, недо­ступных нашим органам чувств (проекция вне границ чувствен­ного горизонта).

Чаще всего встречаются при параноидальной шизофрении (составная часть синдрома психического автоматизма Кандинско­го-Клерамбо).

Истинные галлюцинации

Псевдогаллюцинации

Наделены всеми свойствами/ре­альных предметов: телесностью, весомостью, ярким звучанием

Проецируются в реальное про­странство, непосредственно ок­ружающее больного, тесно свя­заны с конкретными предмета­ми обстановки, взаимодейству­ют с ними

Существует уверенность в есте­ственном способе получения информации о воображаемых предметах и явлениях через ана­лизаторы

Больной уверен, что все окру­жающие воспринимают те же самые предметы точно так же, как он

Больной поступает с вообража­емыми предметами, как с ре­альными: пытается взять их в руки, убегает от преследовате­лей, нападает на врагов

Воспринимаются как угрожаю­щие жизни и физическому здо­ровью пациента

Как правило, нестойки, остро возникают, нередко усиливают­ся в вечернее время

Лишены чувственной живости, естественного тембра, бестелесны, прозрачны, необъемны

Проецируются в воображаемое про­странство, исходят либо из тела больного (интрапроекция), либо из областей, недоступных его анализа­торам, не соприкасаются с предме­тами реальной обстановки и не за­слоняют их собой

Производят впечатление насильственно вызванных, сделанных, вложенных в голову с помощью специальных аппаратов или психо­логического воздействия

Больной считает, что образы пере­даются ему специально и недоступ­ны органам чувств окружающих

Больной не может убежать от гал­люцинаций, поскольку уверен, что они достигнут его на любом рассто­янии, зато иногда пытается «экра­нировать» свое тело от воздействия

Воспринимаются как попытка пси­хического насилия, стремление по­работить волю, заставить поступать против желаний, свести с ума

Чаще возникают при хронических психозах, довольно резистентны к терапии, не зависят от времени суток, ночью во время сна могут исчезать совсем

После лече­ния, а также у больных в подостром состоянии постепенно формируется критическое отношение к галлюцинациям. Созна­вая необычность своих переживаний, пациенты могут скрывать то, что галлюцинации продолжают беспокоить их. В этом слу­чае на наличие галлюцинаций врачу укажут особенности пове­дения.

Симптом Литмана – возникновение галлюцинаций при легком надавливании на глазные яблоки (при подозрении на начало острого психоза и отсутствии галлюцинаций).

Симптом Ашаффенбурга - предложить пациенту поговорить потелефону, отключённому от сети, при этом больной бесе­дует с воображаемым собеседником.

Симптом Рейхардта - можно попросить больного «прочитать», что «написано» на чистом листе бумаги.

Необходимым условием, позволяющим достоверно выявить галлюцинации, является и доверительное отношение больного к собеседнику. Эротические переживания, циничные ос­корбления, жестокие образы больной, возможно, скроет в беседе с группой докторов, но охотно доверит их своему ле­чащему врачу.

Соседние файлы в предмете Психиатрия