Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник задач по микроэкономике.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.98 Mб
Скачать
  1. в. Общественные институты эволюционируют (in the long run) в сторону уменьшения трансакционных затрат.

  2. а. Только в этом случае рынок не сможет самостоя­тельно достигнуть общественно эффективного распределения ресурсов.

  3. б. Конституция и законы исполняют роль формальных институтов.

  4. б. Неформальные институты обычно глубже укоре­нены в общественной жизни и соответствуют архетипам пове­дения людей соответствующей культуры.

  5. в. Это приводит к повышению эффективности распре­деления ресурсов.

  6. г. Для институциональных изменений требуются очень высокие информационные затраты и затраты ведения перего­воров.

  7. в. В XIX в. в большинстве стран практически отсут­ствовал административный контроль за теми, кто въезжает в данную страну и кто выезжает из нее. Жесткий визовый контроль стали вводить после Первой мировой войны. В наши дни оформление иностранных паспортов становится делом, требующим больших затрат времени и денег. Впрочем, наблю­дается и обратная тенденция к постепенному снижению из­держек на оформление документов, дающих право выезжать за рубеж (создание Шенгенской зоны в Западной Европе с единым визовым режимом), но она затрагивает только неко­торые страны.

  8. Г. По определению чистых общественных благ.

  9. б. Так как другие блага являются исключаемыми.

  10. в. Прочие перечисленные признаки чистым обще­ственным благам несвойственны.

  11. б. По определению чистых общественных благ.

  12. в. По определению перегружаемых общественных благ.

  13. б. Хотя потребление знаний неизбирательно, вполне можно исключить отдельных людей от потребления блага (на­пример, с помощью патентов).

  14. а. Внешний эффект положительный, следовательно, объемы меньше эффективного.

  15. а. Чистые общественные блага проявляют только по­ложительные внешние эффекты.

  16. г. Общественные блага могут производиться прави­тельством, частными фирмами, клубами и ассоциациями, хотя и с разной степенью эффективности.

  17. а. По определению понятия “точка перегрузки”.

  18. б. Взимание платы сократит потребление.

  19. г. Все указанные признаки свойственны обществен­ным благам.

  20. г. Главное назначение корректирующих налогов — приближать предельные частные издержки к уровню предель­ных общественных издержек. На какие цели собранные за счет этих налогов средства затем будут использованы, с точки зре­ния теории экстернальных эффектов совершенно неважно.

Решите задачи и ответьте на вопросы

  1. Ошибки этого текста таковы.

Умом японцев не понять...

Сэм Янки-младший, сын знаменитого “обувного короля” из Теха­са, ехал в Японию, чтобы открыть новый филиал семейной фирмы, которая всюду славилас.ь своими ботинками. И в Сиднее, и в Синга­пуре, и в Москве, и в Париже — по всему миру висели рекламные плакаты “Янки обувают всех!”. Сэм думал, что Страна восходяще­го солнца вполне созрела, чтобы не только носить, но и произво­дить знаменитые ботинки фирмы “Янки и К°”. “Смотри, Сэмми, Восток — дело тонкое”, — предупреждал его на прощание отец, но молодой предприниматель лишь снисходительно улыбнулся. Если бы он знал, насколько тонким окажется это дело...

Странности начались уже в отеле. Когда Сэм Янки машинально дал доллар коридорному, который подносил тяжелые чемоданы, тот почему-то брезгливо бросил зеленую банкноту на пол, и дверь за ним захлопнулась как-то слишком громко. Следующие дни пре­вратились для Сэма в сущий кошмар — весь обслуживающий пер­сонал делал вид, будто не понимает нормального английского язы­ка. Когда неделю спустя Сэм Янки переехал в другой отель, то на­обум дал коридорному пять долларов — оказалось, это именно то, что и требовалось. В дальнейшем американец, наученный горьким опытом, постоянно давал чаевые в несколько раз больше, чем при­вык в родной Америке1*.

Чтобы получить разрешение на открытие предприятия, Сэм пошел на прием к местному префекту. Решив, что раз в этой стране принято так по-крупному брать, то так тому и быть, американец приготовил для чиновника приличный подарок. И снова попал впро­сак: ближайшую ночь Сэм провел в полицейском участке по обви­нению в подкупе должностного лица и нанесении ему морального ущерба, и лишь вмешательство американского консула предотв-

ратило скандал. Больше давать взятки чиновникам американский бизнесмен не рисковал2). Кроме того, по совету консула он немед­ленно нанял личного адвоката: оказалось, что эти япошки — жут­кие сутяги, их рисом не корми, дай только потаскать своего ближ­него в суд по любому поводу, отчего доля юристов в населении Японшл заметно выше, чем в США3).

Когда Сэм приобрел хороший фабричный корпус и начал уже нанимать рабочий персонал, он столкнулся с новыми проблемами. Работники отказались приступать к работе, пока на заводе не бу­дет создана профсоюзная ячейка Всеяпонского профсоюза обувщи­ков4*, а также пока в Совет директоров не будет введен представи­тель профсоюза5*. На пламенные призывы Сэма избавляться от ти­рании профсоюзных бюрократов и проявлять личную инициативу японцы задумчиво качали головой и повторяли свои требования. Сэму пришлось капитулировать. Вскоре фабрика начала работать. Сырье приходило от поставщиков по японской традиции, точно в срок. Увы, эффективность труда несколько снижалась тем, что трижды в день работа останавливалась и рабочие начинали нарас­пев скандировать какие-то лозунги6*. Когда Сэм Янки попросил пе­реводчика перевести, тот сказал, что это гимн фирмы, сочиненный стихоплетом из профсоюза: “Славься, продукция наша отличная, бега к прогрессу надежный оплот...” “В каждом монастыре — свои обычаи”, — решил американец, тем более что на качество продук­ции нареканий не было. Однако когда Сэм попытался призвать ра­бочих к соревнованию за усовершенствование производственного процесса, его призыв остался безответным7*.

Самое большое разочарование в своих способностях познать загадочную японскую душу ожидало его в конце финансово/го года. Когда он выдал отличившимся, по его мнению, работникам круп­ную премию в два оклада, то вместо ожидаемых восторгов при­шлось выслушивать нудные поучения профсоюзного лидера: мол, это в ваших Америках работают за длинный доллар, а в нашей Япо­нии — за честь фирмы и премиальные считают оскорблением8*. На этом терпение Сэма Янки лопнуло.

Он* немедленно вернулся в родную Америку, бросился на коле­ни перед отцом и слезно стал умолять, чтобы его посылали куда угодно — хоть в Бразилию к анакондам, хоть в Россию к белым медведям, но только не в эту проклятую Японию. “В Россию, го­воришь? — усмехнулся отец. — Хорошо, поезжай в Верхний Раз- гильдяйск, где мы открываем еще один филиал нашей фирмы”. В Россию Сэм летел с легким сердцем — там свои люди, белые, а не эти узкоглазые. Если бы он знал...

1} Б Японии, наоборот, не принято давать чаевых обслу­живающему персоналу — они рассматриваются как оскорбле­ние1.

  1. А вот при общении с официальными лицами подношение подарков в Японии считается общепринятой нормой, отчего в этой стране трудно бороться с коррупцией, маскируемой под подарки,

  2. Официальные судебные разбирательства в Японии ма­лопопулярны, конфликты (в том числе производственные) предпочитают решать путем поиска взаимоприемлемого реше­ния или искать неформальных посредников. Доля юристов в Японии заведомо гораздо ниже, чем в США.

  3. В Японии профсоюзы являются не отраслевыми, а кор­поративными, объединяющими работников не одной профес­сии, а служащих одной фирмы.

  4. Рабочее представительство в Совете директоров в Япо­нии не принято — это особенность германской экономической модели.

  5. В Японии на самом деле принято исполнять гимн фирмы, но это делают не во время рабочего дня (да еще три раза — как молитву у мусульман), а перед его началом.

  6. В Японии массовым является участие работников в “кружках качества” — неформальных группах для разработ­ки и внедрения различных усовершенствований.

  7. Японская система оплаты труда, наоборот, предполагает выдачу по результатам работы фирмы крупных премиальных, до 1/6 годового фонда заработной платы.

  1. Между Протагором и ЭватлОм был заключен, судя по всему, классический контракт — каждый участник конф­ликта апеллирует к букве соглашения, не пытаясь указать на некие письменно не зафиксированные (подразумеваемые “само собой”) условия, например о сроке его действия. Этот казус называется софизмом, поскольку в рассуждениях обеих сторон об исходе конфликта присутствует неявная посылка, что частный договор и решение государственного суда имеют одинаковую силу. Между тем с образованием государства именно оно монополизирует право принимать окончательные решения по спорным ситуациям. Таким образом, если дело дошло бы до суда, то именно его решению — платить или не

платить — и должны будут подчиниться конфликтующие стороныI.

  1. Импорт институтов возможен, но эффект зависимо­сти от предшествующего развития ограничивает их возможно­сти — приживаются лишь те институты, которые “сопрягают­ся” с ранее существовавшими в импортирующей стране. На­пример, в XVIII в. из протестантских стран Европы, на опыт которых ориентировались правители России от Петра I до Екатерины II, импортирована идея отстранения церкви от государственной и экономической политики, что оказалось органичным дополнением традиций российского деспотическо­го государства, не терпящего конкурентов в управлении обще­ством. Наоборот, идея ликвидации крепостной зависимости и опоры на свободную предпринимательскую инициативу в России прививалась очень слабо (вопреки Наказу Екатерины II, дея­тельности декабристов), и даже отмена крепостного права в 1861 г. оказалась лишь временным “отступлением” перед его ре­генерацией после “великого перелома” конца 1920-х гг.

  2. Ответ можно сформулировать следующим образом.

  1. Если просуммировать ранги, то получим следующие данные: Великобритания — 5, Германия — 7, Скандинавские страны — б, Франция — 12. Таким образом, английская судеб­ная система является наилучшей, французская — наихудшей. Унификации судебных систем не происходит в силу эффекта зависимости от предшествующего развития, однако на надна­циональном уровне нормы международного права конструиру­ются с ориентацией именно на нормы англо-саксонской право­вой системы.

  2. При английской, скандинавской и германской системах возможности для развития акционерного бизнеса довольно позитивны, чего никак не скажешь о французской системе. Не случайно страны Африки (многие из них — бывшие фран­цузские колонии) и Латинской Америки (где также сильно влияние французской системы, импортированной через Испа­нию и Португалию) являются в наши дни регионами, не слиш­ком благоприятными для бизнеса.

  1. Задача решается следующим образом.

  1. Когда республика Великания была едина, оборона была для всех ее граждан общественным благом. Найдем функции спроса граждан каждого кантона на услуги Великанской Гвар­дии, а затем, чтобы получить совокупную функцию, сложим их по вертикали.

Пусть Р — величина налогов на каждые 100 тыс. солдат, a Q — общая численность армии, сотен тыс. чел.

Если функция Р = /(Q) является линейной, она имеет форму Р = kQ + Ъ. Найдем коэффициенты к и Ъ для каждого из трех кантонов, которые в рамках данной задачи можно рассматривать как отдельных субъектов.

Для кантона Украйния мы имеем систему уравнений:

J70 = 6/с + Ь;

[30 = 14 к + Ь.

Решая эту систему, получаем к = -5; Ъ = 100.

Спрос Украйнии на услуги Великанской Гвардии описыва­ется уравнением:

Р = 100 - 5Q.

Аналогично для кантона Централ мы имеем систему урав­нений:

[50 = 6 /с + Ь;

[30 = 14/с + Ь.

Решая систему, получаем к = “2,5; Ъ ~ 65.

Спрос Централа на услуги Великанской Гвардии описыва­ется формулой:

Р = 65 - 2,5Q.

Наконец, для кантона Дальностан мы имеем систему урав­нений:

Г40 = 6 /с + Ь;

[10 = 14/с + Ь.

Решая систему, получаем к = —3,75; Ъ = 62,5.

Спрос Дальностана на услуги Великанской Гвардии описы­вается формулой:

Р = 62,5 - 3,75Q.

Сложение спроса всех кантонов на национальную оборо­ну дает формулу:

Р = 227,5 - 11,25Q.

Это и есть формула совокупного спроса великанцев на национальную оборону.

Для надежной защиты от потенциального агрессора необ­ходимо придерживаться паритета в вооружениях. Если тех­ническое оснащение армии Великании в 1,5 раза лучше, чем у Карликании, то ей необходимо содержать армию, во столько же раз меньшую, т. е. армию в 600 тыс. чел. В соответствии с вышеприведенной формулой совокупного спроса, если Q = б, то Р = 160.

В таком случае совокупные расходы на содержание Ве­ликанской Гвардии составят:

PQ = 160 * 6 = 960 млрд. великов.

2. Когда кантоны бывшей республики Великании стали независимыми государствами, единая система национальной обороны исчезает, защита становится частным благом для от­дельных кантонов (если уподобить их самостоятельным инди­видам). Теперь для расчета совокупных расходов на оборону надо складывать кривые спроса не по вертикали, а по гори­зонтали. Для этого следует представить функции спроса на оборону отдельных государств (бывших кантонов) следующим образом:

для Украйнии — Q = (100 - Р)/5;

для Централа — Q = (65 - Р)/2,5;

для Дальностана — Q = (62,5 - Р)/ 3,75.

Их сложение дает формулу: Q = (940 - 13Р)/15.

Если Р = 30, то Q = 36,7 сотен тыс. бойцов.

В бывшей Великании при таком же размере налогов ар­мия была бы гораздо малочисленнее: подставляя Р = 30 в фор­мулу Q = (227,5 - Р)/11,25, получаем примерно Q = 17,6 сотен тыс. бойцов.