Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая работа на тему Законодательные условия принудительного помещения в психиатрический стационар.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
201.22 Кб
Скачать

Пребывание пациента в стационаре и его выписка.

Пребывание пациента в психиатрическом стационаре в порядке недобровольной госпитализации продолжается только на время сохранения оснований, по которым она была проведена (ч. 1 ст. 36 Закона). Тем самым Закон не устанавливает каких-либо сроков пребывания в стационаре пациента в статусе недобровольно госпитализированного; однако Законом предусмотрены процедуры контроля сохранения оснований для такого пребывания. Контроль осуществляется в форме регулярных врачебных освидетельствований госпитализированного с целью решения вопросов продления госпитализации или выписки.

В течение 6 месяцев комиссионное врачебное освидетельствование (не менее чем двумя психиатрами) должно проводиться не реже 1 раза в месяц. При продлении госпитализации более 6 месяцев освидетельствование комиссией врачей проводится не реже 1 раза в 6 месяцев (ч. 2 ст. 36 Закона).

По истечении первых 6 месяцев с момента недобровольной госпитализации комиссионное врачебное заключение о необходимости ее продления направляется администрацией стационара в суд по месту нахождения стационара. Судья в порядке, установленном ст. 302-305 ГПК, рассматривает это заключение и выносит решение о продлении госпитализации (либо об отказе в нем). В дальнейшем решение о продлении недобровольной госпитализации принимается судьей ежегодно (ч. 3 ст. 36 Закона).

При отпадении оснований для недобровольной госпитализации пациент подлежит выписке по заключению врачебной комиссии. Пациент подлежит выписке и тогда, когда недобровольная психиатрическая госпитализация не была продлена судом (ч. 3 ст. 40 Закона). В ряде случаев могут отпадать основания для недобровольного содержания больного в стационаре при сохранении оснований для его возможного пребывания там в добровольном порядке. Например, показанный по состоянию здоровья курс лечения предпочтительнее провести в стационарных условиях. В таких случаях больного можно оставить в стационаре только с его согласия или с согласия его законных представителей.

Наркологическая зависимость – психическое расстройство или нет?

Среди специалистов не утихает дискуссия по вопросу о том, распространяются или нет нормы Закона на лиц с наркологической зависимостью (алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией). Мнения лиц, принявших участие в дискуссии, разделились.

На мой взгляд, принципиальный подход к решению этой проблемы заложен в самом Законе. В нем используется термин «психические расстройства», который в соответствии с действующей классификацией болезней (МКБ-10) охватывает в числе прочего все состояния, вызванные употреблением алкоголя, наркотических веществ и иных ПАВ. Следовательно, Закон относит состояния зависимости от ПАВ к числу психических расстройств, а пациенты с указанной зависимостью подпадают под действие данного Закона.

При более внимательном анализе проблемы выясняется, что центральным в развернувшейся дискуссии является не этот, а другой вопрос: применимы ли нормы Закона, касающиеся недобровольных психиатрических мер, к больным с наркологической патологией и, в частности, с состояниями зависимости от ПАВ? Ответ на него представляется следующим.

Если злоупотребление ПАВ вызывает тяжелое психическое расстройство, т.е. расстройство, настолько выраженное по глубине поражения психических функций, что больной утрачивает способность к свободному волеизъявлению (например, алкогольный психоз), то такие болезненные состояния подпадают под критерии, содержащиеся в ч. 4 с. 23 и ст. 29 Закона. Значит, они могут служить основанием для недобровольного психиатрического освидетельствования и недобровольной психиатрической госпитализации. При менее тяжелом (глубоком) характере наркологической по своей природе психопатологии недобровольные психиатрические меры неприменимы. К этой категории расстройств относится подавляющее большинство состояний зависимости ПАВ.

Видимо, одной из причин расхождения во мнениях по рассматриваемому вопросу является то, что содержание термина «тяжелое психическое расстройство» не раскрывается в самом тексте Закона (хотя и вытекает из его концепции, о чем уже говорилось выше). Для устранения отмеченного недостатка в Закон надлежит внести соответствующие изменения.

Что касается возможности недобровольного лечения лиц с состояниями зависимости от ПАВ, то для его легализации необходимы выработка и включение в законодательный текст иных критериев, отличных от тех, что содержатся сейчас в ст. 23 и 29 Закона. Соответствующие нормы могли бы войти в этот Закон (в рамках новой самостоятельной главы) или в другой законодательный акт, специально посвященный вопросам недобровольного лечения больных с состояниями наркологической зависимости.

Вопрос о целесообразности легализации такого лечения, о критериях состояний зависимости, требующих его применения, и ряд других связанных с этим вопросов, нуждаются в специальном обсуждении.

Соседние файлы в предмете Медицинское право