Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Синдром Диогена (Referat by Cavin).rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
178.47 Кб
Скачать

Что делать?

Наш совет постараться договориться с собирателем старых вещей, необходимо направить его страсть к накопительству в мирное русло. Нужно поставить перед собирателем конкретную цель на конкретные вещи, чтобы они имели схожесть с коллекционированием, с каким-то хобби, что, возможно. выведет собиратели из "зациклинности", заставит общаться с окружающими людьми, у него появится для этого тема. Следует помогать собирателю с уборкой в доме, уговаривать постепенно выбрасывать или отдавать те или иные ненужные вещи. Проводить мирные беседы, рассказывать, как по-другому можно обойтись со старыми предметами, организовать благотворительность, например. Собиратель должен чувствовать, что ему есть место в нормальном мире людей, что вещи - это не главное в жизни. Накопителя старых вещей надо любить и уважать его интересы.

Если у вас не получается самим справиться с проблемой патологического накопительства у себя, своего родственника или друга, обращайтесь к нам! Мы поможем составить план необходимых действий на основе вашего конкретного случая, поможем разобраться в проблеме психологически, найдем причины патологии и способы борьбы с ней. Главное - вера в положительный исход!

***

ВОПРОС ПСИХОЛОГАМ

Спрашивает: Наталья (2010-04-14 14:43:14)

Мне 31 год, имею дочь 12 лет, и супруга (он не является отцом моей дочери). Живем мы все в 2-х комнатной квартире вместе с моей мамой. Проблема в том, что мама уже около 20 лет стаскивает в дом разный хлам (кто-то отдает ненужные вещи, что-то тащит с улицы и т.д.), причем она ими не пользуется, а просто складирует на "всякий случай" или бедным родственникам в Украине обещает передать. Кроме меня есть еще двое старших детей сестра и брат и мы уже устали ее убеждать в том, что это все не нужно и нужно или все раздать, или выбросить. Она на все наши предложения помочь с уборкой отвечает истерикой, не соблюдает личную гигиену, целый день "висит" на телефоне, и при этом говорит, что мы не даем ей ничего делать. Постоянно обвиняет меня и моего мужа, в том что мы хотим ее отравить.

С мужем я познакомилась 5 лет назад, и до того как официально оформить отношения мы два года встречались. Конечно до того как я с ним познакомилась я не вела монашеский образ жизни, но я всегда избегала знакомить своих молодых людей с мамой, так как мне было стыдно, что у меня в доме обстановка как на помойке. А те с кем она все-таки общалась никогда ее не устраивали и она всеми правдами и неправдами добивалась того, чтобы я с ними расставалась. Но в тот момент когда я познакомилась со своим будущим мужем , я уже приняла решение пожить немного отдельно от нее и сняла для себя и дочери маленькую квартирку. Мы там прожили почти год, я поддерживала свою любимую чистоту и порядок.

Но пришло время переезжать обратно (банальная нехватка денег),и когда я вернулась домой мне пришлось освобождать ту комнату которую я занимала от вновь поступившего хлама. К слову - моя мама занимает большую комнату с балконом и от двери до балкона ведет "тропинка" около 70-80 см все остальное заставлено, а мы с дочерью маленькую комнатку. Когда мы с мужем оформили отношения, он переехал к нам так как собственного жилья у него нет. Начали делать ремонт и кое-как со скандалами отвоевали кухню, коридор, и санузел (она больше их не заставляет всяким хламом). Некоторое время мы питались вместе, но она все время считала, что мы ее кормим "недоедками", после чего мы разделились совсем.

Ситуация в том, что она практически не может сама себя обслуживать ей уже 74 года, но при этом надеется на то, что она все разберет и нас никого к своему "добру" не подпускает, говорит, что мы ничего не понимаем, и что может наступить такое время когда все это понадобится. В то время как на улице весна, солнце - она не открывает окна, в своей комнате и на балконе хранит овощные отходы, все это преет и гниет.

Мы через ее комнату отправляем дочь открыть окна на балконе, она злится и говорит, что воткнет ребенку спицу в живот. И еще массу всякой грязи на нас льет всем своим знакомым. Мы переругались с братом и сестрой - мама брату говорит гадости на меня и сестру, сестре на меня и брата, а мне на них. Слава Богу недавно помирились! 

Подскажите, как нам себя вести в данной ситуации? Ведь в таких условиях жить невозможно, а купить отдельное жилье нам не по карману! Да и дочь глядя на нее, учиться не тому, что я пытаюсь в нее вложить (не хочет соблюдать гигиену, убирать, помогать по хозяйству, ходит неопрятная)

P.S.: На даче у нее два домика примерно по 15 м2, заложены от пола до потолка тем же хламом!

Шендерова Елена Сергеевна

Психолог Москва

Здравствуйте, Наталья! Вам с мамой (либо отдельно) необходимо проконсультироваться у врача-психиатра, так как это уже его поле професиональной деятельности!!! Во-первых возраст матери и возможные старческие изменения как в личности, так и в мышлении! во-вторых, возможны разного рода бредовые идеи - и Вам необходимо знать что происходит с личностью Вашей матери, как эта болезнь сказывается на человеке (что сейчас по сути Вы живете не совсем с "человеком в норме", а так скажем с его "болезнью"!!!), Вам также необходимо понимать как можно с ней взаимодействовать, и какое ей необходимо медикаментозное лечение, для этого Вам нужно обратиться в ПНД по месту жительства (там есть и дневной стационар и участковые врачи, которые выезжают на дом) - и там Ваша мать может встать на учет и получать бесплатное лечение (что может скорректировать её поведение и мыслительные функции!), также там есть и соц. работники и юристы, у которых Вы сможете узнать, что можно сделать в такой ситуации, чтобы жить возможно раздельно (полагается ли ей отдельная площадь?)!

***

У нас в городе таких людей немало, и следует отметить, что даже тогда, когда соседи «звонят во все колокола» и обрывают звонками телефоны коммунальных служб, последние зачастую на эти сигналы не реагируют. В описываемом мной случае было как раз наоборот. Седьмого августа квартиру такого «коллекционера» несколько часов освобождали от накопившегося мусора работники ООО «Уютный дом». До последнего дня, невзирая на многочисленные звонки соседей в разные инстанции, ни одна из служб на сигналы не реагировала в связи с тем, что доступ в квартиру был закрыт. Несколько лет Геннадий Тимофеевич, которому в этом году исполнилось 70 лет, носил в свою квартиру мусор, который собирал на помойках. В итоге его квартира была завалена хламом почти до потолка. Он передвигался в ней по-пластунски, не имея возможности даже попасть в туалет. Все двери были утрамбованы мусором настолько, что местами мужчина рыл туннели, чтобы попасть в другую комнату. Нужду он справлял в полиэтиленовые пакеты. Что творилось у соседей в квартире – представить несложно.

Пока коммунальщики вытаскивали мусор из этой злополучной квартиры, я пообщался с ее владельцем, но не смог получить ни одного внятного ответа. К каждому вопросу мы возвращались по несколько раз в течение разговора, и вот что получилось в итоге.

– Геннадий Тимофеевич, зачем вам столько мусора?

– Живу я бедно. Мне кто-то обувь, кто вещи дает поносить, вот и храню.

– Ладно вещи, а пакеты из-под молока, чипсов и сухариков вам зачем?

– Раньше я был и летчиком, и на заводе работал, но когда начались сокращения в перестройку, многих сократили. И меня тоже. А чем мне заниматься, когда у меня никого нет? Почти все родственники умерли, а жениться я не мог. Всем женщинам нужны деньги, а откуда они у меня?

– Думаете, какая-нибудь женщина согласилась бы жить в такой квартире, как у вас?

– Почему бы и нет?

– Как же вы питаетесь?

– Пенсия у меня маленькая. Я обычно хожу на рынок – продавщица меня уже знает – и покупаю чебурек за 23 рубля и стакан кофе за 8 рублей. Мне хватает.

– Скажите, будете ли вы снова захламлять свою квартиру после того, как ее очистят рабочие?

– Нет. Я понял, что жить богато у меня уже не получится.

Так мы поговорили с Геннадием Тимофеевичем. А после того, как рабочие вынесли мусор, он появился дома с несколькими полиэтиленовыми пакетами. В них опять был мусор, заботливо набранный им в контейнере и на улице.

Конечно, такие люди оказывают помощь уличным уборщикам, делая наши улицы чище, но соседям таких Плюшкиных жить совсем непросто. Тараканы, вонь и грязь отравляют жизнь…

Для того, чтобы избавить общество от таких людей, есть два пути. Первый – если есть родственники, которые согласны на переселение такого человека в клинику для душевнобольных. Второй – когда родственников нет и определить больного в клинику можно только с его согласия либо по решению суда. Так как у Геннадия Тимофеевича нет никакого желания признавать себя психически больным, то сейчас жильцы, консультируясь с лыткаринским ДЕЗом, составляют исковое заявление в суд для проведения медицинской экспертизы и признания этого человека недееспособным. Если решение суда будет в пользу жильцов, то Геннадия Тимофеевича «переселят» к людям, которых он будет понимать лучше, чем своих соседей, которым «почему-то» не нравится интерьер его квартиры.

В Лыткарине уже были прецеденты с людьми, больными синдромом Диогена. К примеру, на улице Сафонова было две таких квартиры. Но из одной квартиры бабушку, которая там жила, удалось уговорить переехать в реабилитационную клинику, где ей хотя бы обеспечили медицинский уход, горячую пищу и общение с другими людьми.

Еще у одного местного Плюшкина с Октябрьской улицы была открытая форма туберкулеза. Но об этом узнали только после того, как его поместили в клинику. Кстати, туберкулез – самая распространенная болезнь среди больных синдромом Диогена.

Если среди ваших соседей попадаются такие люди – сообщайте о них в обслуживающие организации, администрацию города или нам в редакцию.

Павел Выгонцев.

***

Дарья, 32 года: «Моему отцу 68 лет. Последние 7-8 из них он только тем и занимается, что целыми днями таскает домой с помоек всякий хлам. К сожалению, наши жилищные и материальные условия стеснены, так что жить мы вынуждены в небольшой двухкомнатной квартире вчетвером: отец, я, мой муж и наш сын. И если на нашу комнату отец не покушается, то свою он так завалил найденным на свалке «добром», что до своего лежбища (язык не поворачивается назвать ЭТО кроватью) вынужден пробираться по узкой тропинке.

Чего у него только нет! Старые сломанные велосипеды, сгоревшие утюги, лыжи, санки, доски, ящики, коробки, выброшенная кем-то изношенная одежда и обувь, гитара без струн… Все это можно было бы как-то стерпеть, если бы в последнее время он не начал активно осваивать под склад и другие помещения квартиры. Так, на кухне появился древний неработающий холодильник (кто-то из соседей выставил его на лестничную клетку, а отец - прихватил), ободранная хлебница, какие-то сковородки…

Но чаша нашего терпения переполнилась, когда, придя с работы, мы обнаружили, что весь коридор заполнен оконными стеклами! Ведь это небезопасно, так как в квартире живет ребенок! Сейчас многие ставят пластиковые окна, а старые – выбрасывают. А отец – тут как тут! На вопрос: «Зачем тебе понадобились эти стекла?» он ответил, что когда-нибудь построит из них парник на даче. А еще когда-нибудь он: починит все сломанные утюги с велосипедами и приделает струны на гитару. Но время идет, ничего такого не происходит, и ясно, что уже никогда не произойдет. Между тем, горы хлама продолжают расти…

Все наши попытки объяснить отцу, что такое количество вещей ему никогда не понадобится, приводят только к скандалам. Он становится очень агрессивным, отстаивая свои «сокровища». Ему кажется, что мы покушаемся на его «добро», хотим его присвоить себе… А после того, как мы, пользуясь тем, что он отправился за очередной «добычей» на помойку, вывезли подальше от дома те злосчастные стекла, он кричал и возмущался целую неделю. А потом и вовсе перестал с нами разговаривать. Больше мы не общаемся…»

10