
- •Тема 1. Объект и основные проблемы общего языкознания
- •Тема 2. Языкознание в системе наук
- •Тема 3. Структура и система языка
- •Тема 4. Виды отношений между языковыми единицами
- •Тема 5. Уровневая модель языковой структуры (Уровни и единицы языка)
- •Отношение единиц и уровней в языке
- •Тема 6 . Социальная обусловленность языка
- •Язык как этнический признак
- •2. Предмет, задачи и проблемы социолингвистики
- •3. Языковая ситуация как объект социолингвистики
- •4. Языковая политика.
- •Тема 7. Концептуальная и языковая картины мира
- •Тема 8. Проблема соотношения языка и мышления.
- •Тема 9. Текст и коммуникация
- •Тема 10. Методы изучения языка
- •Психолингвистический метод
Тема 8. Проблема соотношения языка и мышления.
Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.
Научная точка зрения на язык и мышление была сформулирована К.Марксом и Ф. Энгельсом, которые писали, что язык по отношению к мышлению (сознанию) выполняет орудийную функцию: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание». Мышление и язык между собой гибко связаны, они соотносительны, но не тождественны.
Эта точка зрения легла в основу концепции известного русского психолога Л.С.Выготского: «Мысль не выражается, но совершается в слове…».
Неоднородность мышления, обладающего чувственно-наглядным и абстрактным содержанием, объясняет гибкость его связи с языком. Все ли в мышлении связано с языком? Ученые отмечают, что мысль или отдельный ее элемент может быть словесно и не выражена, может оставаться в имплицитной (не выраженной) форме. Поэтому возможны развернутые и сокращенные способы передачи одного и того же содержания.
Важный элемент системы «мышление - язык» - внутренняя речь. Это основное и универсальное средство умственной деятельности и сознания человека, речевой механизм мышления. Внутренняя речь стала объектом экспериментального обследования. Так, русский психолог Н.И. Жинкин показал, что мышление человека реализуется в двух динамических звеньях – предметно-изобразительном и речедвигательном коде. Мысль задается в первом звене, передается во второе и снова задается для первого звена.
Мысль, возникшая на уровне предметно-схемного кода, еще не считается готовой, это – интенция, намерение. Именно здесь существует то, что «вертится на языке». Нерасчлененная мысль на этом уровне основывается на своеобразных индивидуальных схемах, образах.
По мере того, как мысль крепнет, складывается, формируется, все большей становится ее зависимость от языковых средств, осуществляется переход в рече-двигательный код и подготовка к речевому воспроизведению. Здесь роль языка становится максимальной. Экспериментальные исследования показывают, что процесс мышления сопровождается беззвучным движением мышц губ и языка.
Внутренняя речь на уровне речедвигательного кода фрагментарна и отрывочна. Семантика слов более контрастна, идиоматична, возможна фонетическая редукция, выпадение фонем, обычно – гласных. Словарь внутренней речи очень индивидуален, субъективен и дополняется различными наглядными образами. Все это объясняет тот факт, что мы думаем быстрее, чем говорим. Запоминание мысли также не обязательно связано с запоминанием слов.
Однако внутренняя речь зависима от внешней и является ее производной.
Многие вопросы, возникающие при исследовании внутренней речи, входят в проблематику психолингвистики, которая составляет теоретическую базу методики преподавания языка.
В.Гумбольдт впервые высказал мысль о том, что влияние языка на человека настолько сильно, что оно определяет его мышление, его познавательную деятельность. Отсюда следовал вывод: разнообразие языков, определяющих мышление, означает многообразие типов мышления.
Теория определяющей роли языка нашла свое крайнее выражение в так называемой гипотезе Сепира-Уорфа (теории лингвистической относительности). Американский лингвист Э.Сепир и инженер Б.Уорф аргументировали тезис В.Гумбольдта, проанализировав лингвистические факты. Уорф исходит из признания полного сходства структуры языка и структуры окружающей действительности, признания лингвисти-ческой обусловленности мировоззрения и поведения людей.
Эта гипотеза привлекла внимание многих лингвистов, философов, психологов и этнографов, однако позже она была признана ошибочной, т.к. ее сторонники не различали две вещи – содержание мышления и технику мышления. Язык влияет лишь на технику мышления, а не на его содержание.
Логическая картина мира у всех людей примерно одинакова, а языковая – национальна и в известной мере индивидуальна. ( ср.: язык Пушкина, мир Достоевского).
Поскольку определяющей является логическая картина мира, лежащая в основе языковой, возможен более или менее адекватный перевод с одного языка на другой.