
- •Тема 1. Российская идентичность
- •Тема 2. Россия: образ прошлого
- •Тема 3. Война и революция
- •Тема 4. Великая отечественная: против фальсификации истории
- •Тема 5. Россия и мир: сценарии будущего
- •Усиление многополярности
- •Усиление демографических диспропорций
- •Рост нестабильности, появление новых и эскалация старых конфликтов
- •Повышение значения информационных технологий
- •Исчерпание природноресурсного потенциала
- •Тема 6. Ключевые цели развития
- •Россия в мире
- •Экономика
- •Военная сфера
- •Социальная структура общества
- •Демография
- •Образование и наука
- •Культура
- •Тема 7. Что я могу сделать, чтобы будущее россии стало реальностью
Повышение значения информационных технологий
«Революции Фейсбука», дело Ассанжа и дело Сноудена наглядно продемонстрировали тот факт, что развитие информационных технологий становится новым вызовом как для политических элит, так и для простых граждан. С одной стороны, мы убедились, что претензии на власть правящей элиты могут быть поставлены под сомнение не оппозиционной партией или подпольной революционной организацией, но сорганизованными посредством социальных сетей группами «молодых рассерженных горожан». С другой, что каждый человек может стать объектом наблюдения со стороны государства, в том числе, иностранного. Вот так комментирует сложившуюся ситуацию министр экономики Германии Филипп Рёслер: «Все наше технологическое развитие зависит от продуктов, которые создаем не мы. В какой компании нет компьютера с программной оболочкой Windows? У нас отличная классическая промышленность, здесь мы мировые лидеры. Но в вопросе информационных технологий мы используем инструменты, которые не мы разработали и не мы произвели. Не существует немецкого мобильного телефона»8. Фактически, речь идет о том, что информационные технологии превращаются в мощное оружие в политической борьбе, использовать которое в своих целях смогут самые разнообразные политические силы. Результатом станет создание специальных правительственных подразделений по борьбе с киберугрозами.
Исчерпание природноресурсного потенциала
Ключевой геоэкономической проблемой современности является исчерпание природных ресурсов. Быстроразвивающаяся мировая экономика с каждым годом увеличивает потребление полезных ископаемых. Уже сейчас начинает ощущаться нехватка некоторых ресурсов, в частности, нефти. С течением времени данные проблемы будут усиливаться. По мнению некоторых исследователей, уже в середине XXI века человечество начнёт ощущать нехватку нефти. Если в ближайшие десятилетия потребление природных ресурсов будет расти в прежнем темпе, кладовые Земли грозят истощением. Следствием усиливающегося дефицита природных ресурсов становится увеличение числа геоэкономических войн (Ирано-Иракская война, война в Персидском заливе, Американо-Иракская война и пр.).
В этой связи, положение России неоднозначно. С одной стороны, она обладает самыми большими запасами природных ресурсов, являясь «кладовой мира». Имея чуть более 2% населения мира, наша страна обладает 30-40% мировых природных ресурсов, занимает первое место в мире по разведанным запасам природного газа (32% мировых запасов), каменного угля (23% мировых запасов), железных руд (28%), торфа (47%), поваренной соли, олова, цинка, титана, ниобия, никеля, алмазов, серебра, лесных ресурсов (23%) и питьевой воды (20%). Это позволяет России позиционировать себя в качестве «энергетической сверхдержавы» и оказывать значительное воздействие на геополитические и геоэкономические отношения.
Однако, с другой стороны, в условиях усиливающегося дефицита природных ископаемых богатая ресурсами Россия становится потенциальной сферой интересов для ведущих геоэкономических игроков, таких как США, ЕС, Китай, Япония и др. Борьба за раздел российских природных ресурсов в ситуации возможного ослабления российского государства может стать реальным сценарием ближайшего будущего.
В то же время, развитие современных технологий в сфере энергетики, прежде всего, так называемая «сланцевая революция», могут представлять иную опасность для нашей страны – вероятность проигрыша конкурентной борьбы на глобальном энергетическом рынке. Так, по мнению экспертов Национального совета по разведке США, «это может привести к коллапсу нефтяных цен и сильнейшему негативному эффекту для экономик, зависимых от экспорта нефти и газа»9.
Таким образом, наличие указанных глобальных тенденций позволяет обозначить в качестве основных проблем развития России в ближайшие десятилетия излишнюю зависимость бюджета страны от нефти и газа, замедление темпов роста экономики, демографический кризис, старение населения и, как следствие, усиливающееся замещение вакансий на рынке труда мигрантами. Серьезной проблемой, наконец, является меняющаяся геополитическая ситуация. По мнению американского политолога Томаса Грэма, «геополитический контекст резко изменился не в пользу России. Впервые с тех пор, как она стала великой державой, она оказалась окруженной (за пределами постсоветского пространства) странами и регионами, более динамичными, нежели она сама, в экономическом, демографическом и политическом отношении»10.
Будущее России: возможные сценарии
Перспективы развития России в XXI веке являются предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Результатом научных изысканий является конструирование образа России – 2020 – 2030 гг. Каким представляется будущее нашей страны современным футурологам?
Существующие сценарии будущего можно разделить на инерционные, катастрофичные и оптимистичные.
Инерционные сценарии основаны на сохранении сырьевой направленности российской экономики, отсутствии сколько-нибудь значительных инвестиций в высокотехнологичное производство, деградацию российского образования, науки, социальной сферы, углубление социально-демографического кризиса. Следствием этого, при благоприятной для России внешней среде, станет сохранение целостности страны, но превращение её в сырьевой придаток более развитых стран. При этом под последними понимаются как страны Запада, США и европейские государства, так и Востока, Япония, Китай, Южная Корея.
Вот так представляется будущее России в статье «Четыре возможных сценария развития России», опубликованной в американском журнале «The Globalist»: «Россия не может прийти в себя после распада империи и, не добившись успехов в переходном периоде, не превращается в стабильное и процветающее государство. Ситуация в экономике продолжает ухудшаться и отставание от стран Западной Европы, а также от стран Центральной и Восточной Европы, продолжает увеличиваться. Демократия превращается всего лишь в фасад. Государственные институты слабы, а законы в стране почти не соблюдаются. Армия обладает большой политической властью. В стране имеют место частые этнические конфликты и репрессии в отношении этнических меньшинств. Россия, углубившаяся в решение своих внутренних проблем, все больше отчуждается от внешнего мира»11.
По мнению авторов доклада Национального совета по разведке США «Глобальные тренды 2020» реализация инерционного сценария для России является наиболее вероятной. Его следствием станет следующее:
Негативные последствия сокращения численности населения и плохого здравоохранения.
Увеличение добычи нефти и газа и поставка их через территорию стран СНГ, а также споры вокруг их транспортировки.
Внутренние угрозы исламского экстремизма (реальные или мнимые) и реакция на них.
Проблемы во взаимоотношениях между Россией и странами СНГ, включая передислокацию войск США и НАТО и создание ими передовых баз.
В исследовании МГИМО «Альтернативные сценарии российского будущего» инерционный вариант представлен в сценарии «Российская мозаика» и предполагает децентрализацию, рост региональной и социальной дифференциации в условиях сохранения сырьевой ориентации экономики и падения цен на нефть.
Согласно данному сценарию, к 2020 году в мире развивается глобализация «по западной модели». «Страны-лидеры» (США, члены ЕС, Япония) задают экономические, технологические и социально-политические стандарты, к которым стремятся все другие. Китай, Индия и такие «новые гиганты», как Бразилия, ЮАР, Южная Корея, Индонезия, Турция, Таиланд и другие, сохраняют национальную специфику, но в целом идут вслед за Западом. Мировая экономика устойчиво растет. Цены на нефть относительно низкие благодаря новым технологиям.
Россия в новой международной системе играет «по правилам», которые была вынуждена принять. Она интегрирована в международные институты и стала членом западного сообщества, правда, не всегда на выгодных для нее условиях. Идёт вывоз капиталов и утечка мозгов. Происходит децентрализация и суверенизация российских регионов. Регионы всё в большей степени сами определяют свои стратегии развития, свою политику и правила, по которым живут. Одни, преимущественно дотационные регионы, сохраняют ориентацию на федеральный центр, другие опираются на собственные силы или поддержку партнёров извне. Между регионами усиливается конкуренция. Москва в это не вмешивается.
Государство больше не доминирует – и людям, и регионам предоставлен шанс жить «как им лучше». Растёт коррупция и разрыв в доходах, но для активных и успешных открылись большие возможности.
Государственный сектор и государственное регулирование в экономике незначительны. Прошла масштабная программа приватизации и реприватизации отраслей, которые были фактически национализированы в первом десятилетии XXI в. (энергетика, транспорт и др.). Преимущества для ускоренного развития получают столичные и портовые города, регионы, богатые ресурсами, некоторые приграничные регионы.
Россия становится все более «мозаичной» и децентрализованной. Это вполне устраивает как внешний мир, так и наиболее активные и успешные регионы, которые могут максимально воспользоваться своими преимуществами12.
По мнению Томаса Грэма, «развитие событий по инерционному сценарию ослабит Россию, если неабсолютно, то сравнительно с другими крупными державами, активизирует центробежные силы на всей территории бывшего советского пространства и уменьшит вес России в мировых делах». Это вовсе не означает, что в следующем десятилетии Россию ожидает катастрофа; скорее всего, ее не будет, считает эксперт13.
Катастрофичные сценарии, которые чрезвычайно распространены на Западе, предполагают распад России или потерю её суверенитета в условиях ухудшения внешней среды, возрастания существующих и появления новых внешнеполитических и внешнеэкономических угроз.
Катастрофичный сценарий, предложенный экспертами Национального совета по разведке США прогнозирует следующее:
Возврат к политической нестабильности: правление Владимира Путина прекращается досрочно вследствие его нездоровья или появления успешного политического соперника (возможно из олигархов), это может сопровождаться десятилетием политической нестабильности и авантюристического правления.
Экономическая стагнация или упадок: низкие цены на нефть или прекращение иностранных инвестиций ведёт к усилению депрессии с политическими последствиями.
Внутренний кризис безопасности: Россия переживает всплеск повстанческих действий чеченских сепаратистов на Северном Кавказе, действий исламистов в Центральной Азии и гражданских беспорядков на российском Дальнем Востоке вкупе с китайской иммиграцией и экономическим проникновением Китая.
Серьёзное ухудшение отношений с США и НАТО вследствие развёртывания элементов ПРО и военной интервенцией США и НАТО в некоторых регионах мира.
Польский эксперт Казимеж Вуйчицкий предлагает на выбор сразу три варианта катастрофичного сценария, результатом которых станет территориальный распад страны и «балканизация» пространства бывшей России, т.е превращение ее в зону нестабильности и хаоса14.
Оптимистичные сценарии развития России основаны на модернизации социально-экономической системы страны, активном применении в экономике инновационных технологий, реформировании вооруженных сил и усилении военного потенциала.
Так, по мнению экспертов Национального совета по разведке США, у России есть потенциал стать в 2025 году богаче, сильнее и более уверенной в своих силах, если она инвестирует в кадровые ресурсы, расширит и разнообразит свою экономику и интегрируется в мировой рынок.
Эндрю Качинс, директор Российской и Евразийской программы Центра стратегических и международных исследований и ведущий эксперт по проблемам России считает, что сценарий стабильности и непрерывного развития России является наиболее вероятным. Для его реализации в течение ближайших 10-15 лет России надо уделить особое внимание обеспечению ускоряющегося экономического роста.
Оптимистичный сценарий («Новая мечта») в исследовании МГИМО предусматривает следующее. В 2020 году устойчивый рост мировой экономики обеспечивают прежде всего высокие технологии. Потребность в энергоресурсах высока, но цены на нефть постепенно снижаются.
У России, наконец-то, появляются возможности сосредоточиться на внутренней модернизации. Снижение цен на нефть заставляет искать интенсивные пути развития, повышать производительность труда, инвестировать в высокие технологии и человеческий капитал. «Российский прорыв» – лозунг нового поколения политиков в стране. К власти пришла новая политическая коалиция, которая не помнит «Советской власти» и не участвовала в «дележе» и коррупции 1990-х гг. Её поддерживает молодая и наиболее активная часть населения.
В государственном управлении наводится порядок, закон стал не «диктатурой», а правилом жизни. Приходится платить все налоги. Ликвидированы излишние бюрократические препоны для предпринимательской деятельности. В России впервые за её историю возник влиятельный средний класс. Но разрыв между богатыми и бедными сохраняется. За медицину, образование, жильё тоже нужно платить самим, хотя есть система социального страхования и доступные кредиты. Личный успех – в твоих собственных руках.
Новое активное поколение России заинтересовано в открытой политической и экономической конкуренции. Это её «новая мечта», которая постепенно становится реальностью15.
Современное российское руководство хорошо понимает необходимость реализации последнего сценария. Ведь только в этом случае Россия может рассчитывать на возвращение позиции одного из мировых лидеров.