Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Разделение властей-2.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
394.14 Кб
Скачать

2.4. Роль судебной власти в механизме разделения властей в Российской Федерации

Анализ ст. 80 и 85 Конституции РФ, наделившей Президента России полномочием по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, по использованию согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Федерации с правом передачи разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда в случае недостижения соответствующего решения, позволяет судить об особом месте  судебной власти в системе разделения властей46.

Конституцией Российской Федерации первой из действующих ранее российских конституций было применено такое понятие как «судебная власть». Главная задача судебной власти заключается в разрешении споров и конфликтов, которые имеют место в государственной и общественной жизни, восстановление прав, которые нарушены, наказание преступивших порядок лиц и нарушивших закон. Судьи выступают в качестве носителей судебной власти. Принципам властного разделения и верховенства закона, идее сильной и независимой судебной власти стала характерной особая актуальность для России в условиях реформ, а также перехода к становлению демократических устоев от тоталитаризма47.

Судебная власть, согласно статья 10 и 11 Конституции РФ, является разновидностью государственной власти, осуществляемой судами РФ. При этом, только суду предоставлено право на осуществление правосудия (ч. 1 ст. 118 Конституции). Судебная власть находит свое проявление в правосудии. В качестве основной функции суда как независимого и самостоятельного органа государственной власти выступает правосудие. Основные отличия правосудия заключаются в ряде специфических признаков: ее осуществление происходит от государственного имени, исключительно специальными органами власти - судами, путем рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел в судебных заседаниях в законодательной процессуальной форме. В основе построения правосудия в России находятся конституционные принципы, отражающие задачи и сущность правового, демократического государства. Определение пределов произведения судебной власти произведено судебной системой РФ, согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Особо оговорено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) недопущение создания чрезвычайных судов. В пределах действия принципа Конституции о разделении властей в качестве наиболее важного критерия независимости и самостоятельности судебной власти выдвигается независимость подчиненность судей и непосредственно судей лишь Конституции РФ и федеральному закону (часть 1 статьи 120). В Конституции Российской Федерации не упоминается ничего относительно независимости суда, являющегося органом власти. Как вытекает из принципа властного разделения – данный орган судебной власти, безусловно признан независимым и самостоятельным, но, главное его отличие от органов иных отраслей государственной власти - исполнительной и законодательной – в основе независимости суда находится как раз независимость судьи. Вместе с тем, как мы считаем, независимость суда, являющегося органом судебной власти, правосудия, выносящим приговоры и принимающим решения, вызывает необходимость специального законодательного и конституционного закрепления48.

Судебной власти, что ее отличает от иных властных ветвей, характерны специфические особенности, к которым принадлежат:

1. Данную власть могут осуществлять исключительно суды, и в данном смысле ее обособление от иных форм власти государства можно наблюдать особенно четко в связи сосредоточением ее в рамках системы судебных органов. Этим принципиально исключается возможность перераспределения полномочий власти с иными госорганами. Это обуславливает отсутствие разграничений функций органов суда с органами законодательной, президентской, или исполнительной власти.

2. С точки зрения власти, правосудие является непосредственным соединением права и власти, обуславливающим два начала: власть в строгих правовых рамках, за пределами данных рамок – произвол; реализующее себя во власти право. Правосудие находит свое воплощение в соединении данных двух начал.

3. Существует возможность осуществления правосудия только в случае неукоснительного соблюдения законодательно установленных процессуальных норм - судопроизводства, соответственно гражданского, конституционного, уголовного и административного. Судопроизводство следует рассматривать как правовую технологию формирования власти суда, в случае рассматривания правосудия как процесса достижения справедливости и нахождения истины независимым и объективным судом при соблюдении законных интересов и прав лиц, принимающих участие в суде.

4. Имеет место жесткая предопределенность применения власти суда необходимостью разрешения спора либо юридического конфликта. В случае отсутствия такого спора и конфликта пусть даже в потенции, отсутствует возможность и осуществления правосудия, судебной власти.

Правосудие следует рассматривать как властное, осуществляемое от государственного имени и в законодательно установленных процессуальных формах, и беспристрастное судебное разрешение спора, либо конфликта посредством объективной оценки его сущности и истоков, представленных доказательств суду и позиций сторон, сложившаяся в результате спора или конфликта ситуация и ее последствия, вынесение в соответствии с законодательством властного, т. е. обязательного к исполнению вердикта (решения, приговора) с восстановлением справедливости и законности, с возмещением потерпевшему ущерба и наказанием виновного.49.

5. Направленность равноправия сторон в процессе суда заключается в формировании характерных правосудию - судебной власти качественных характеристик, а именно: справедливость и объективность. Власть суда, которая лишена справедливости и объективности, не являясь правосудной, превращает данный государственный орган в орудие репрессий.

Говоря о вопросе, касающемся равноправия сторон судебного процесса, необходимо отметить, что в суде, являющемся государственным органом непосредственно государство, только в лице определенного конкретного органа либо организации обязано лишаться собственных властных прерогатив, обладая аналогичным правовым статусом, другой стороны судебного состязания. Так и обстоит дело с представителем государства принимающим участие в судебном процессе – т. е. прокурором.

Итак, это является свидетельством того, что только благодаря полному законодательному утверждению и оформлению прокурора как равноправной стороны судебного процесса откроется путь к демократизации суда и реорганизации судопроизводства и т.п. При этом, не имеют места доводы.

Данный принципиальный подход действует в России до сегодняшнего дня, и по существу его не коснулись меры, направленные на проведение судебной реформы.

6. Судебная власть - власть системная и в этом одна из ее главных качественных специфик, которые отличают судебную власть от иных ветвей государственной власти. Каждый из судов, которые составляют отдельные звенья общей судебной системы, независим и самостоятелен в исполнении правосудия от кого бы ни было, исключая закон, в том числе от судов вышестоящих. Но итог исполнения данной власти - приговор или решение суда - может быть отменен или изменен судом вышестоящим (надзорная и кассационная инстанции).

Верховный Суд России считается не только высшим судебным органом по уголовным, гражданским, административным и другим делам, подсудным судам единой юрисдикции, да и производит в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью (статья 126 Конституции)..

Правосудие в полном объеме, следовательно, осуществляет вся судебная система в общем. О судебной власти во всей ее полноте может идти речь применительно к судебной системе в целом.

7. В отправлении правосудия (чего нет ни в одной из других отраслей государственной власти) могут участвовать непосредственно граждане, в соответствии с частью 5 статьи 32 Конституции. Составную, но очень своеобразную часть судебной системы РФ являет собой Конституционный Суд России. «Конституционный Суд России - судебный орган конституционного контроля, без помощи других и самостоятельно исполняющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства», - говориться в статье 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» (1994 г.)50.

Конституционный Суд не только лишь особенный судебный орган. Он, беря во внимание возлагаемые на него функции и возможности по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, равновесия властей, выступает сразу и как высший конституционный орган 1-го значения с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей». Важнейшим полномочием Конституционного Суда РФ считается истолкование Конституции РФ.

Современный суд в РФ - орган закона, но не во всем и далеко не всегда - права51. В то же время правовое государство не тождественно режиму формальной законности. Оно олицетворяет верховенство права и правосудие как одно из важных форм воплощения такового верховенства. Вот отчего проблема соответствия права и закона, будучи наиболее актуальной в условиях изменения российской судебной системы, не утрачивает собственной значимости относительно всех ветвей власти, систем разделения властей, в общем. Судебная власть занимает как в теории, так и на практике в области разделения властей особенное место. В рамках действия конституционного принципа разделения властей важным аспектом самостоятельности и независимости судебной власти выступает независимость судей и подчиненность их только Конституции РФ и федеральному закону. Конституция РФ не говорит ничего о независимости самого суда как органа власти. Из принципа разделения властей вытекает признание самодостаточности и независимости данного органа судебной власти, но в различие от органов иных отраслей государственной власти независимость суда основывается именно на независимости арбитров. Все же, независимость суда как органа правосудия, судебной власти, требует, с нашей точки зрения, особого конституционного и законодательного закрепления.