Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тревожность.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
101.76 Кб
Скачать

1.2 Особенности тревожного состояния детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте активно формируются базовые эмоции и состояния в виде принятых в обществе форм выражения переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок развивает в себе способность управлять собственными эмоциями, овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным [29].

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [3]. Тревожные дети это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д. Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь [10].

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер [27]. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других [33]. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры [6].

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий» [16]. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности. Фантазии влияют на реальность – ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности – и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя [41].

Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов [42]. Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным [42].

Механизмы возникновения тревожности у детей дошкольного возраста были объектом анализа отечественного исследователя Б. Кочубея. По его мнению, тревожность у детей вызывается внутренним конфликтом, столкновением в душе ребенка двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. С его точки зрения, когда ребенку предъявляются противоречивые требования, он пытается совместить в своем поведении несовместимые правила и идеалы. В случае предъявления завышенных требований ему приходится страдать от невозможности достичь тех высоких стандартов, которые он сам считает обязательными. Внутренние конфликты такого рода очень часто сопровождаются осложнениями во внешних отношениях между родителями, между семьей и образовательным учреждением, между ребенком и другими сверстниками.

Б. Кочубей настаивает на том, что не каждого ребенка можно назвать тревожным. Тревожность возникает лишь тогда, когда и та, и другая, противоположная первой оценка или нравственная норма стала частью его внутренней эмоциональной жизни; тем самым и создаются условия для развития тревоги. Продолжая анализ механизмов тревожности, автор подчеркивает, что тревога определяется теми отношениями, которые являются значимыми для ребенка. Если ребенку не дорого мнение воспитателя, то и после конфликта с ним душевные терзания у него не возникают. Чем шире круг «значимых» отношений, тем больше ситуаций, которые могут быть основанием для тревоги. Конфликт часто не ведет к тревоге, когда есть много точек опоры. Тревога проникает в душу тогда, когда конфликт пронизывает всю жизнь индивида, препятствуя реализации его важных потребностей [33]. К этим потребностям психолог относит потребность в физическом существовании (вода, пища, отсутствие физической угрозы и т.п.); потребность в близости, привязанности к человеку или группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «Я», потребность в самореализации; потребность в цели, смысле своей жизни, потребность в достижении успеха и т.д.

Механизмы формирования тревожности рассматривал также А.И. Захаров. Процесс формирования тревожности, по его мнению, является клинико-психологическим выражением проблем трех поколений: прародители, родители и дети. Отношения между супругами предопределяются их опытом отношений с родителями, вследствие чего один или оба супруга неосознанно переносят на отношениядруг к другу свои проблемы детства. Как правило, один или каждый из супругов ждет от другого тех чувств, тех отношений, которые были недополучены в детстве. Если эти ожидания не оправдываются, между супругами начинаются конфликты. Ребенок рано или поздно становится эпицентром этих конфликтов. Каждый из родителей «видит» ребенка похожим на себя и воплощает в нем идеализированный образ своего «Я». В результате ребенок становится очень тревожным, не зная, как угодить каждому из родителей [25].

А.Л. Венгер тревожность и постоянное ожидание неудачи описывает как основной симптом синдрома «хронической неуспешности». Формирование синдрома «хронической неуспешности», а, следовательно, и тревожности, по мнению ученого, происходит в кризисные периоды психического развития ребенка в рамках его «ведущей жизненной сферы». В дошкольном возрасте, отмечает автор, этой ведущей сферой являются непосредственные взаимоотношения ребенка с окружающими (родителями и другими детьми) [13].

Помимо механизмов формирования тревожности, в литературе описываются также защитные реакции организма на это состояние. Отметим некоторые из них. С точки зрения Б. Кочубея и Е. Новиковой, на начальном этапе тревожность может проявляться в чувстве страха: ребенок боится оставаться в темноте, опоздать, отвечать у доски и т.п. Страх – первая производная тревоги. Помимо страха, тревожность может трансформироваться в ритуальные, магические действия, которые защищают от возможной опасности, например, не наступать на люки и т.п. Кроме того, спасаясь от тревоги, ребенок может уйти в мир фантазий. Там ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, удовлетворяет неудовлетворенные потребности. С фантазиями тревожных детей сопоставимы и односторонние увлечения некоторых из них, которые полностью захватывая воображение ребенка, не оставляют места ни для каких других интересов [33].

Характеристику возрастной динамики объекта тревоги и страхов дошкольников содержат работы А.И. Захарова. В возрасте от 3 до 5 лет у детей формируются такие эмоции как любовь, нежность, жалость, сострадание, сочувствие. Поэтому к возникновению тревожности может привести частое употребление в отношении ребенка фраз: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить» и т.п. В 3-4 г. очень эмоционально реагируют дети на разлуку с родителем противоположного пола. Нежные чувства, испытываемые ребенком к родителю другого пола, требуют ответных чувств, поэтому дети испытывают беспокойство, когда меняется эмоциональное состояние одного из родителей, когда он не приветлив, не ласков с ними [24].

В младшем дошкольном возрасте тревожность у детей может сформироваться в результате следующих неправильных педагогических воздействий со стороны родителей: чрезмерная строгость, принципиальность родителей, которые никогда не улыбаются, не играют, обладают тревожными чертами характера; гиперопека, в результате которой у ребенка создается ощущение слабости и беззащитности в окружающем мире, полном опасности; уступчивое, нерешительное поведение родителей; неправильные наказания (закрывают ребенка одного в темной комнате и т.п.); попытки родителей изолировать ребенка от общества сверстников. У дошкольников, как и у детей более старшего возраста, тревога и даже страх может возникать в результате каких-то непредвиденных обстоятельств (ребенок становится свидетелем автокатастрофы и т.п.). Возрастные страхи в 3-4 года – страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. Ребенок, внезапно оказавшийся в ситуации, которая способствует проявлению его возрастных страхов, сильно пугается, что приводит к стрессовому перенапряжению его психических процессов. Это может быть толчком для развития заикания, проявляющегося в дальнейшем при отсутствии поддержки со стороны взрослого (аналог страха одиночества), среди незнакомых тесно обступивших людей (аналог страха замкнутого пространства) или в большой, обезличенной и поэтому пугающей аудитории (аналог связанных между собой страхов одиночества и открытого пространства) [38].

Неправильное поведение родителей по отношению к ребенку может провоцировать страхи Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея; ребенок отождествляет родителя со сказочным персонажем и переносит на него страх перед родителем. В этом случае ребенок не испытывает по отношению к родителю недружелюбных чувств, а панически боится сказочного персонажа. Если в младшем дошкольном возрасте дети пытаются установить эмоциональный контакт с родителем другого пола, причем речь идет не столько о привязанности, сколько о выраженной в этом возрасте потребности в любви, то в старшем дошкольном возрасте дети испытывают потребность в любви к сверстникам другого пола, что дает им возможность приобрести эмоциональный опыт межличностных отношений. Но главной особенностью того возраста является нарастающее стремление к общению со сверстниками того же пола, что позволяет утвердиться в соответствующей полу роли мальчика или девочки. В это время исключительным авторитетом начинает пользоваться родитель одного с ребенком пола. Ребенок ему во всем подражает, в том числе и привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любит [47].

При отсутствии в семье модели поведения, соответствующей полу ребенка (для мальчика – отец, для девочки – мать), у него теряется уверенность в себе. Мальчики часто становятся боящимися, а девочки – тревожными. У детей теряется жизнерадостность, в настроении появляется депрессивный оттенок; они ощущают никчемность, состояние неопределенности своих чувств, желаний.

В 5-летнем возрасте характерны и в то же время проходящи навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем – детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего («А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?»), в 7-летнем – мнительность («А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»)… В возрасте 5-7 лет мальчики и девочки могут бояться страшных сновидений, смерти, болезни, несчастья и т.д. Как правило, дети сами справляются с подобными возрастными проявлениями навязчивости, тревожности и мнительности, если в семье жизнерадостная атмосфера, родители спокойны, уверены в себе, учитывают в воспитании индивидуальные особенности и пол ребенка, не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер, и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться [47].

Таким образом, особенностями тревожного состояния детей дошкольного возраста являются: частные проявления беспокойства и тревоги, большое количество страхов, особая чувствительность, низкая самооценка, острая реакция на неудачи, различное поведение на занятиях и вне их. Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [савва, С.88], а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.