Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тревожность.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
101.76 Кб
Скачать

1 Теоретические аспекты профилактики эмоциональной тревожности у будущих первоклассников

1.1 Основные подходы к определению тревожности в психолого-педагогической литературе

Интерес психологов к проблеме тревожности связан, прежде всего, с тем, что это негативное эмоциональное состояние является серьезным риск-фактором для развития многих психосоматических отклонений. Тревожность является сложной реакцией, мобилизующей организм в условиях ожидаемой угрозы. Анализ роли тревожности при психопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выраженные нарушения психической адаптации, дает основание рассматривать тревожность причиной большей части расстройств, в которых проявляются эти нарушения [9].

А.М. Прихожан рассматривает тревожность как показатель преневротического состояния и отмечает её большую роль в нарушениях личностного развития, деятельности и общения. По ее мнению тревожность, становится самостоятельным образованием и начинает выполнять функцию мотива, тем самым становится одним из ведущих личностных образований [41].

Термин «тревожность» используется в разных значениях. Это и «промежуточная переменная» и психическое состояние, возникающее под воздействием стресса, и фрустрация значимых потребностей, и свойство личности, и реакция на конфликтную ситуацию, и мотивационный конфликт. Отсюда трудность изучения тревожности, заключающаяся в том, что большинство исследователей определяют тревогу как сложный личностный процесс с множественными компонентами и при этом стремятся учесть аспекты теоретических положений психологических школ, в рамках которых работают. В настоящее время распространены следующие модели тревожности: биологическая (Г. Акинщикова, С. Шехтер и др.); межличностная (Дж. Боулд, А. Майер, Г. Салливан и др.); психоаналитическая (Р. Мэй, Г. Тиллих, З. Фрейд, К. Хорни, и др.); когнитивная (А. Бек, Р. Лазарус и др.). Тревожность является одной из центральных проблем в философии. Она появляется, с философской точки зрения, тогда, когда человек осознает свое бытие на фоне фатальной возможности небытия. С. Къеркегор утверждает, что тревожность есть субъективный «страх перед ничто». П. Тиллих считает тревожность экзистенциональным осознанием небытия, т.е. состоянием, в котором бытие осознает возможность своего небытия. К. Гольдштейн определяет тревожность как страх перед бессмысленностью существования. Р. Нибур называет тревожность состоянием внутреннего искушения, внутренней предпосылкой греха [2].

Традиционно тревожностью называют склонность человека к отрицательному эмоциональному переживанию, связанному с предчувствием реальной или мнимой опасности. Тревожность в отличие от страха не имеет объекта. Ее объект представляет собой отрицание любого объекта. Единственный объект - угроза, а не источник угрозы. Основными психологическими показателями, отличающими тревожность от других состояний, выступает оценка ситуации как содержащей опасность и осознание возможности неуспеха. От других эмоциональных состояний тревожность отличает субъективная оценка ситуации, содержащей опасность, предвосхищение неуспеха в значимой для индивида деятельности (И.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская). Она является одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективным проявлением неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Состояние тревоги выступает первой эмоциональной ситуативной реакцией на различные стрессоры и потому является неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участника любой значимой для субъекта деятельности [32].

В психологической науке имеется значительное количество работ, посвященных различным аспектам проблемы тревожности (Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, В.Р. Кисловская, В.В. Плотников, A.M. Прихожан, Л.А. Сулейманов, В.В. Суворова, Ю.А. Ханин, Г. Айзенк, Ч. Спилбергер, Дж. Тейлор, X. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.). В их исследованиях рассматриваются различные определения тревожности, причины ее возникновения и усиления, ее влияние на деятельность, а также формы проявления тревожности.

По мнению Ч. Спилбергера, тревожность – это отражение эмоционального состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у субъекта, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную [46]. И.П. Павлов оценивал тревожное состояние как показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов. Н.Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями [36]. А.М. Прихожан определяет тревожность как эмоционально личностное образование, имеющее когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты [41]. Л.В. Бороздина и Е.А. Залученова с понятием тревожности связывают беспокойство сохранности собственной позиции, желание избежать риска, установку на поведение перестраховки [11].

Таким образом, мы видим, что существует большое количество различных теорий и взглядов на феномен тревожности, что свидетельствует об отсутствии единого представления о сущности этого явления. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека. Тревожность исследуется большинством авторов в тесной взаимосвязи со страхом, так как страх является объективным выражением тревоги. При этом одни исследователи указывают на тревогу как первичную реакцию, другие на страх как фактор, вызывающий состояние тревожности. Делая вывод, можно охарактеризовать тревогу следующим образом: тревога – это неадекватная реакция на ситуацию внешней угрозы; тревога – это реакция аналогичная страху, но при отсутствии ситуации внешней опасности; тревога проявляется как состояние беспомощности перед лицом угрозы.

Существуют различные подходы к классификации видов тревожности. Чаще всего тревожность рассматривают как черту, свойство личности - личностная тревожность, и как вызванную различными ситуациями - ситуативная тревожность [37]. Личностная тревожность обозначает мотив или поведенческую диспозицию, которая вызывает у субъекта восприятие широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу. Степень выраженности такого восприятия не соответствует объективной величине опасности. Ситуативная тревожность характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с возбуждением автономной  нервной системы. Она обычно возникает как кратковременная реакция на какие-то конкретные ситуации, объективно или субъективно угрожающие человеку. Личностная тревожность, по Ч. Спилбергеру, является предрасположенностью субъекта эмоционально реагировать в ситуациях даже с незначительной опасностью [46]. Таким образом, имеется взаимосвязь между личностной и ситуативной тревожностью. Однако, существует проблема первичности ситуативной или личностной тревожности в различных угрожающих благополучию субъекта ситуациях. Взаимоотношение ситуативной и личностной тревожности неоднозначно. Первичной считают ситуативную тревожность, поскольку жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование личностной тревожности. (Ю.А. Ханин, Ч. Спилбергер). Сложная взаимосвязь ситуативной и личностной тревожности приводит к затруднениям в их прямой диагностике, что нередко вызывает сложности практического характера. Различая тревожность как свойство и как состояние, Н.Д. Левитов предложил схему тревожности как положительной и отрицательной черт характера [36].

Также различают общую и частную тревожность. Общая тревожность имеет глубинный характер и поэтому труднее поддается изменениям. Она может прикрепляться к конкретным ситуациям, колебаться в определенных пределах по степени интенсивности. Частная тревожность является примером взаимодействия тревожности как состояния и свойства. Например, А.М. Прихожан говорит о системе «тревожность как состояние-свойство» [41].

Соотношение общей и частной тревожности широко обсуждается в научной литературе (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Ч. Спилбергер и др.). Проблема состоит в основном в том, насколько частные, специфические виды тревожности (школьная, межличностная, профессиональная и др.) представляют собой замкнутые переживания на какой-либо отдельной сфере деятельности и насколько они могут проявляться формой выражения общей тревожности, которая зафиксирована на наиболее значимой в настоящий момент деятельности человека.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение [27].

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени [14].

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности мер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Особое значение при изучении феномена тревожности имеет степень ее выраженности у субъекта. Тревожность обычно повышена при нервно-психических заболеваниях, у здоровых людей, переживших последствия психотравм, и у лиц с отклонениями в поведении [9].

К. Хорни отмечает, что интенсивность тревожности пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация, т.е. чем более значима для субъекта ситуация или вид какой-либо деятельности, тем выше у него будет уровень ситуативной тревожности [52]. У субъекта, имеющего высокий уровень личностной тревожности, в ситуациях угрожающих самооценке ситуативная тревожность проявляется заметнее, чем у субъектов с более низким уровнем личностной тревожности. Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать ситуативную тревожность. У людей с повышенным уровнем тревожности наблюдаются сходные черты характера. Они обычно беспокойны и склонны к цикличности мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым страхам. В характеристике таких людей наблюдается стремление к полной определенности во всем и завышенные требования к себе и окружающим. Одобрение окружающих и попытки постоянного самоконтроля становятся важнейшим критерием их самооценки. Постоянное ожидание, замешанное на страхе негативных событий, занимает значительное место в их сознании, и при малейшей угрозе или необычных обстоятельствах оно проявляется в слишком бурной реакции на происходящее. Такой тип сознания человека и порождает биохимические реакции, вызывающие тревогу. Лучше всего контролируют свое психическое состояние лица с умеренным уровнем тревожности. Лица с низкой тревожностью легко впадают в сонное состояние, у них снижается способность к самоконтролю. Высокая тревожность дает достаточно высокий уровень самоконтроля. Высокотревожные более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из состояния фрустрации, при этом у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротического характера. Низкотревожные характеризуются более высокой подвижностью личностных характеристик и психических функций, что указывает на широкие возможности адаптации [41].

Определенный уровень тревожности свойственен любому человеку и является необходимым ему для нормальной адаптации в окружающей социальной и предметной среде. Отсутствие тревожности затрудняет нормальное общение с окружающими и препятствует формированию социально адекватного поведения. Отмечено, что низкий уровень тревожности необходим для нормального приспособления к среде, а высокий характеризует дискомфорт человека в окружающем его социуме. Существует и другая точка зрения на функциональную роль низкой тревожности, согласно которой она также может свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии индивида. По этому поводу А.В. Лукасик заметила, что низкий уровень тревожности не является оптимальным для психологического благополучия человека, так как у низкотревожных субъектов, как правило, завышена самооценка и развиты эгоистическая направленность и эгоцентризм. Низкий уровень личностной тревожности свидетельствует о нарушении психического самоуправления, особенно на этапах целеполагания и прогнозирования [37]. Отсутствие тревожности затрудняет нормальное общение с окружающими и препятствует формированию социально адекватного поведения. По нашим наблюдениям у низкотревожных военнослужащих часто имеют место проблемы с моральной нормативностью.

В настоящее время принято говорить о мобилизующей и расслабляющей тревоге: расслабляющая парализует личность в ответственный момент; мобилизующая – дает действиям дополнительный импульс. Существует понятие «оптимальная ситуативная тревога», которая характеризует индивидуальный уровень ситуативной тревожности, способствующей достижению конкретным человеком наивысшего возможного для него результата. С точки зрения Ю.Л. Ханина оптимальная ситуативная тревожность обеспечивает надежное, стабильное и качественное выполнение деятельности с достижением доступных для человека результатов. Таким образом, тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень является естественным и необходимым условием активности личности [50].

Таким образом, тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.