Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Меценатство.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
241.66 Кб
Скачать

30 Октября 1894 года Бахрушин организовал в родительском доме в Кожевниках выставку коллекции для желающих — этот день считается официальной датой открытия Музея.

Занятие Алексея Бахрушина встретило понимание у его же-ны, которая тоже увлеклась коллекционированием. Она была дочерью известного миллионера-суконщика В. Д. Носова. В биографиях их семей многое похоже - дед Веры Васильевны был простым ткачом, начал с маленькой фабрики.

Молодые жили в доме разорившегося купца Королева на Лужковской. Несколько комнат в этом доме было посвящено музею, но он постепенно разрастался. В коллекции музея были старинные музыкальные инструменты и ноты, автографы и ру-кописи актеров, писателей, драматургов; портреты, картины и театральные эскизы Кипренского, Тропинина, Головина, бра-тьев Васнецовых, Репина, Врубеля, Добужинского, Коровина, Кустодиева, собрания театральных биноклей, вееров, личные вещи актеров, предметы театрального быта. Под экспонаты му-зея постепенно занимались все комнаты. Как всякий истинный коллекционер, Алексей Бахрушин жалел деньги даже на хозяй-ство, стремясь все потратить на коллекцию.

Глубоко религиозный, как все Бахрушины, Алексей Алек-сандрович утро начинал с долгой молитвы. В 10 часов уходил на завод, возвращался в 13.00. После обеда он ехал по другим делам: в 1897 г. Бахрушин был избран членом Совета Россий-ского театрального общества, возглавил Московское театраль-ное бюро. Вечером с женой посещал театр.

С 1913 г. у Бахрушиных созрело решение — передать музей Российской академии наук. 22 ноября 1913 г. состоялась передача музея. Собрался весь цвет театральной Москвы: М. Н. Ермолова, А. М. Сумбатов-Южин, А.А. Яблочкина, К. К. Станиславский, В. Н. Немирович-Данченко. Приехали И. А. Бунин, известный меценат князь С. А. Щербатов, В. А. Рышков, С. И. Мамонтов. Все они вошли в состав Театрального музея, председателем кото-рого был А. А. Бахрушин, именовавшийся "почетным попечи-телем". Бахрушину был пожалован орден Владимира 4 степени. Академия выделила средства на содержание музея, а также трех его служащих.

После революции из Бахрушиных мало кто эмигрировал. Приобрел известность Сергей Владимирович Бахрушин (!882-1950 гг.), русский, а затем советский историк, ученик В. С. Ключевского.

В 1994 г. Театральному музею минуло 100 лет, он пополняется, ведет исследовательскую работу. Музей и улица Лужков-ская названы именем Бахрушина.

8. Морозовы.

Династию хлопчатобумажных фабрикантов Морозовых основал вышедший на оброк крепостной крестьянин Московской губернии Савва Васильевич, сколотив-ший первоначальный капитал благодаря повышенному спросу на хлопчатобумажные изделия после войны 1812 г. Выделялся ой среди других и качеством товаров, прежде всего выделкой ажурных тканей. Скупщики, зная дни приезда Морозова в Москву, заранее выходили ему навстречу, чтобы перехватить у конкурентов изделия, высоко ценимые за чистоту работы и прочность окраски.

„.В 1820г. старший Морозов вышел на волю вместе с сыновьями за 17 тыс. руб. ассигнациями и уже через пять лет основал в Москве мануфактуру с ручными станками; еще через 13 лет Савва Васильевич построил самую крупную по тому времени в России Никольскую механическую ткацкую фабрику, а спустя 9 лет воздвиг рядом с фабрикой огромный пря-дильный корпус.

Тимофей Саввич - младший сын Саввы Васильевича - не жалел средств на модернизацию оборудования. приглашал анг-лийских специалистов на помощь русским, молодым инжене-рам, посылал их стажироваться за границу, выпускал техни-ческую литературу на русском языке. Тимофей Саввич содер-жал при фабрике школу, где 14 учителей обучали 550 человек рисованию, черчению, арифметике, счетоводству и другим предметам.. При Посол е действовали кузнечная, столярная, ткацкая, токарная по дереву и металлу, мастерские. При фабрике была оборудована больница, "колыбельная" (ясли), библиотека. "При библиотеке находится читальня, — свидетельству-ет один из современников, - в которую имеет доступ каждый рабочий и в которую выписывается много различных газет и журналов”.

Брат Тимофея Саввича - Захар Саввич, основав Богородско--Глуховскую мануфактуру, построил здесь казармы на 4 тыс. человек, больницу, родильный приют, '2-классное училище, баню, здание для собраний с библиотекой на 4 тыс. томов. За-хар Саввич успешно занимался рекультивацией торфяных бо-лот. На то место, где брали торф, насыпали слой плодородной земли и вносили удобрение - навоз, а также отходы мануфак-турного производства, затем получали большой урожай хлеба, трав, овощей, вплоть до хмеля, который заслужил золотую ме-даль на выставке в Киеве.

Третье поколение Морозовых было многочисленным, имело несколько" вещей (Тимофеевичи, Абрамовичи, Викуловичи), было хорошо обеспечено посредством сваей предпринимательской деятельности. Наличие свободных денег позволяло "сит-цевым королям" и самим жить с размахам и быть щедрыми жертвователями, Савва Тимофеевич, внук основателя династии, по образованию химик-технолог, уделял особое внимание со-циальным вопросам, сооружая капитальные казармы, налажи-вая медицинскую помощь для своих ткачей. Выступления ра-бочих в 1904 г привели младшего Морозова к убеждению о необходимости привлечения их к управлению предприятиями и распределению прибылей. Но мать Саввы Тимофеевича как главная пайщица и директор распредилительница. Никольской мануфактуры не одобрила этот план и в апреле 1905 г. отстранила сына от управления фабрикой. Это считается одной из причин самоубийства Саввы Тимофеевича в мае того же года.

Десятки тысяч тратили Морозовы на культурные программы. Савва Тимофеевич выдерживал Московский Художественный: театр. Его брат, Сергей Тимофеевич, основал и построил в Леонтьевском переулке в Москве Кустарный музей."Тверские Морозовы — Абрамозичи — жертвовали изрядные суммы на ну-жды культуры и искусства. Викуловичи субсидировали прессу-' –«Голос Москвы» , « Русское слово».

В Твери представлял династию Абрам Абрамович (Моро-зовы традиционно называли детей ветхозаветными именами, хотя к старообрядцам не принадлежали). Он женился на Вар-варе Хлудовой — из интеллигентной купеческой семьи. Хлу-довская библиотека староверческих печатных и рукописных книг была, в числе богатейших в России, она легла в основу Отдела рукописей Исторического музея. Хлудовы собирали картины, щедро жертвовали на больницы, школы и приюты. Молодые Хлудовы: учились в Петербургском университете, а затем в Европе.

Варвара Хлудова-Морозова после преждевременной смерти мужа взяла производство — "Товарищество Тверской мануфак-туры" — в свои руки. По воспоминаниям очевидца, Хлудова утром щелкает в конторе костяшками на счетах, вечерами из-влекает теми жестами волшебные шопеновские мелодии, беседует о теории: Карла Маркса и зачитывается новейшими философами". Тогда же она занялась благотворительностью. Вторым мужем Варвары Хлудовой-Марозовой был редактор "Русских ведомостей" В. М. Соболевский, который оказал влияние на ее увлечения. В доме Морозовых' собиралась либе-ральная профессура, а также цвет литературы и искусства-А. П. Часов, В.. Г. Короленко, В. Я. Брюсов, К. С. Станиславский: Варвара Морозова была учредительницей первого жен-ского клуба. Она считала, что если жертвовать на благотвори-тельность, то, чтобы «учить и лечить народ». На ее средства бы-ла построена Первая раковая клиника. на Девичьем поле, богадельня и школа в Твёри, здание Тургеневский библиотеки - читальня у Мясницких ворот.

Ее сыновья были другими. Но тоже занимались благотворительностью и меценатствам Самый известный из них - Михаил (Мика Морозов) в. день своего. совершеннолетия, в 21 год, сде-лался архимиллионером, женился, на. 18-летней красавице решить больные вопросы века. В 1918 г. ее особняк был нацио-нализирован, в нем разместился Отдел по делам музеев и охра-не памятников искусства и старины. Маргарита Кирилловна бедствовала, продавала последнее.

В конце 1930-х журнал "Красный архив" подвел некоторые итоги деятельности этой ветви Морозовых и разоблачил Варва-ру Алексеевну Хлудову-Морозову, которая завещала большую часть своего состояния — пай фабрики - ее же рабочим. Автор не сомневался, что своей филантропией она лишь пыталась "завуалировать эксплуататорскую деятельность предпринимате-лей". Досталось и ее сыну — Михаилу Абрамовичу, который делал взносы в литературные и ученые общества "с целью от-крыть себе вход в литературную среду, поскольку он мнил себя великим ученым и незаурядным литератором".

Третья ветвь Морозовской семьи — Викуловичи были старо-обрядцами. Все они носили большие черные бороды, не курили и ели непременно каждый своей собственной ложкой. У Алек-сея Викуловича была полная и прекрасно подобранная коллек-ция русского фарфора. В Москве эту коллекцию знали мало, так как владелец не очень любил ее показывать. Было у него и хорошее собрание русских портретов. Другие Морозовы, менее известные в истории, по мере желания и возможности тоже занимались благотворительностью и меценатством.