
- •Глава 7. Благотворительность и меценатство в истории России.
- •Меценатство
- •1.Меценатство.
- •2. Особенность русской торгово-промышленной среды.
- •3. Меценатская деятельность во второй половине XIX в.
- •4. Крестовниковы.
- •5. Третьяковы.
- •6. Мамонтовы.
- •7. Бахрушины.
- •30 Октября 1894 года Бахрушин организовал в родительском доме в Кожевниках выставку коллекции для желающих — этот день считается официальной датой открытия Музея.
- •8. Морозовы.
- •9. Харитоненко.
- •10. Прохоровы.
- •11. Найдёновы.
- •12. Щукины.
- •13. Алексеевы.
- •14. Солдатенковы.
- •15. Боткины.
- •16. Шелапутины.
- •17. Абрикосовы.
- •26. Рябушинские.
- •27. Шереметьевы.
- •28. Тенищевы.
- •29. Фон Мекк.
- •30. Выводы.
16. Шелапутины.
Шелапутины Происходят из покровских купцов, они пере-селились в Москву в конце XVIII в., торговали в «светочном» ряду. Внуки родоначальника Прокофий и Антип были очень богатыми людьми и имели звание коммерции советников. Про-кофий Дмитриевич за свое пожертвование "минерального кабинета в пользу Московской Медико-хирургической академии" получил диплом на дворянское достоинство и был награжден орденом. Внук Антипа Дмитриевича, Павел Григорьевич, со-орудил Гинекологический институт при Московском универси-тете и построил гимназию имени Григория Шелапутина. Им же было создано ремесленное училище имени Анатолия Шелапу-тина. Полмиллиона рублей он дал на устройство женской учительской семинарии, 60 тыс. рублей на постройку дома при-зрения для престарелых рабочих, 30 тыс. рублей - институту врачей. Предполагалось, что сумма его пожертвований была свыше 5 млн. рублей, но учесть все пожертвования было не-возможно, так как он (потерявший одного за другим трех сыно-вей) скрывал эту сторону жизни даже от близких людей.
17. Абрикосовы.
Эта семья, в представлении жителей Москвы, была связана с конфетным производством. Абрикосовские конфеты, особенно абрикосовская пастила, яблочная и ряби-новая, пользовалась заслуженной славой. Абрикосовы проис-ходят из крестьян села Троицкого, Чембарского уезда, Пензен-ской губернии, которое принадлежало Анне Петровне Балаше-вой. Родоначальником семьи был Алексей Иванович Абрико-сов, организовавший конфетные фабрики в Москве и Симферополе. Паевое Товарищество А. И. Абрикосова и сыно-вей было создано в 1880 г. Семья была очень многочисленной. Вот как описывает представителей Абрикосовых Немирович-Данченко в своих воспоминаниях "Из прошлого": они "...принадлежали к той категории московских купцов, которые тянулись к наукам, искусству и политике, отправлялись учиться за границу, в Лондон, говорили по-французски и по--английски. От диких кутежей их отцов и дедов, с разбиванием зеркал в ресторанах, не осталось и следа. Абрикосов, кондитер-ский фабрикант, участвовал в создании журнала философии и психологии, а у его красивой жены был салон. Здесь можно было встретить избранных писателей, артистов, ученых. В ее полуосвещенной гостиной раздавался смех Владимира Соловье-ва, тогдашнего кумира философских кружков...". Часть пред-ставителей этой семьи ушла в католичество.
18. Вишняковы.
Самым известным представителем этой семьи был Алексей, Семенович, много сделавший для дела распро-странения коммерческого образования. Он организовал Обще-ство распространения коммерческого образования. Сначала были созданы бухгалтерские курсы, потом коммерческое училище для мальчиков и для девочек, Коммерческий институт. При институте был ряд лабораторий и других вспомогательных учреждений'. Все аудитории, классы были, построены на частные средства: и носили имя жертвователей. Очень много было помещений "им. А. С. Вишнякова".
19. Руковишниковы.
Видный представитель этой семьи — Кон-стантин Васильевич, был. крупным общественным деятелем конца XVIII в. и активными благотворителей. Им самим и его семьёю был создан: ряд учреждений, в частности - Рукавишни-ковский приют для малолетних и: ремесленная школа. Из среды семьи' вышел "декадентский" поэт и писатель Иван Рукавиш-ников. Он в весьма мрачных красках. рисует сваю семейную хронику, озаглавив: ее "Проклятый род". Этого поэта не очень принимали всерьез, так как положительной деятельностью он себя не зарекомендовал.
20. Ушковы.
Появились в Москве в середине XIX в., происходи-ли из крестьян помещика Демидова. Ушковых было два брата: Петр и Константин. Константиновичи. О меценатстве К. К. Ушкова фаворит в своих воспоминаниях Немирович-Данченко. "Среди директоров. фирмы. был. богатый купец Ушков. В каби-нете — подлинный Рембрандт, в зале пол обложен перламутро-вой. инкрустацией… сам Ушков являл из себя великолепное соединение простодушия, хитрости и тщеславия...". Немиро-вич-Данченко. попросил купца пожертвовать денег на декора-ции, Ушков отвечал: "Хороша. Я тебе эти пятьсот дам, но смотри, скажи обязательно великой княгине что это я пожерт-вовал ". Вот он-то и записался первым пайщиком в Театральное общество в размере пая четырёх тысяч рублей. Впоследст-вии он не раз просил подчеркивать, что был первым.
21. Тарасовы.
Одна из: самых интересных фигур этой незауряд-ной семьи - Николай Лазарович. Он очень любил искусство, театр, был близок: художникам. Неоднократно помогал матери-ально Художественному театру например, заплатил 30 тыс. рублей, что бы театр благополучно закончил свою гастрольную поездку. Позднее был одним из пайщиков, членом дирекции театра.
22. Губонины.
Губонин Известный железнодорожный строитель, постро-ивший ряд новых линий, выполнивший много частных, подря-дов и сделавший себе огромное состояние, исчислявшееся, в период его расцвета, в десятках миллионов рублей. Петр Ионо-вич Губанин родился в крепостной крестьянской семье. С мо-лодых лет занимался подрядами: по каменным работам. Разбо-гател,, получая концессии: на строительство железных дорог: Губонин был заметным меценатам. Так, в. значительной степе-ни на его средства было выстроено Комиссаровское Техническое .училище в Москве, которое долгое время готовило техников, очень ценившихся в промышленности. Принимал большое участие в постройке в Москве Храма Христа Спасите-ля. Выйдя из крепостных крестьян, он прошел через купечество и вышел во дворянство. Дворянство было ему дано "в воздая-ние пожертвований с 1870 - 79 гг. на устройство и обеспечение бывшей в сем году Политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием со-действовать общественной пользе".
23. Куманины.
С течением времени все члены этой семьи пере-шли во дворянство. Константин Алексеевич был городским головою (1824 — 37 гг.). Его брат, Валентин Алексеевич, потом-ственный дворянин, занимался общественной деятельностью: был членом Московской мануфактуры и коммерческих советов, директором Попечительства о тюрьмах и т. д. Николай Гордиа-нович Куманин был казначеем городской Распорядительной думы, на его средства основана Петро-Николаевская богадельня. П. И. Куманин на благотворительные цели выделил 500 тыс. рублей серебром и такую же сумму завещал.
24. Якунчиковы.
В 1881 г, во время сильного голода, Мария Фе-доровна Якунчикова организовала столовые в Тамбовской гу-бернии; ей пришла мысль раздавать бабам работы и скупать их старинные местные вышивки. Дело это впоследствии приняло обширные размеры, стало известно в Европе.
25. «Кроме семей».
Предприниматели Попов К. А и Рыкалов К. Д. выделили для призрения бедных 230 тыс. рублей.
Большие деньги московские купцы А. Ферапонтов и С. Малютин внесли на содержание православных и приходских школ на территории Польши. Огромные суммы московское, петербургское и ярмарочное купечество собрали накануне и в период войны 1877 — 78 гг.
Исследователь Сибири, предприниматель А. М. Сибиряков пожертвовал 500 тыс. рублей на Сибирский университет. Его брат, К. М. Сибиряков потратил огромные средства на изыска-ние Северо-Восточного морского пути, им содержалась библио-тека и читальня для народа в Петербурге, он финансировал журнал "Слово". Почти полтора миллиона рублей отдала на благотворительные заведения семья Мазуриных. На ее деньги были созданы Дом призрения Мазуриных, а в 1907 г. — дом бесплатных квартир имени Н. А. и А. А. Мазуриных.В 1868 г. московские капиталисты собрали значительную сумму в помощь населению губерний, пострадавших от неурожаев.
Петербургские купцы — А. Золотов и Г. Елисеев в 1870 г. со-брали 10 тыс. рублей на строительство в Шлиссельбурге здания для хранения катера, на котором царь Александр 1 совершал морские прогулки.
После убийства Александра II московские купцы собрали более 35 тыс. рублей на сооружение ему памятника в Кремле. Еще 100 тыс. рублей были выделены на еженедельные литургии по Александру II. Для строительства храма в память Александра П в Петербурге И. Г. Харитоненко пожертвовал 15 тыс. рублей, Петербургское общество взаимного кредита - 5 тыс. рублей, правление Рязанско-Моршанской железной дороги - 3 тыс. рублей и т. д.
Большие суммы денег жертвовали купцы не только за "упокой", но и за "здравие".
Но купцы жертвовали не всегда. Не было собрано денег на восстановление сгоревшей Карамзинской библиотеки; на со-оружение памятника Ермаку в Новочеркасске собрано всего 30 рублей; на памятник генералу Хрулёву. герою Севастополь-ской войны, по подписке - 8 рублей. Подписка на сооружение памятника Б. Хмельницкому была прекращена, так как жерт-вователей не оказалось. На памятник Пушкину в 1871 году собрали всего 13 рублей. Купцы в провинции жертвовали деньги хуже.
Жертвования на общественные культурные нужды были незначительны, по сравнению с церковными дачами. Пожерт-вования на Церковь одобрялись общественным мнением. В 1865 г. по данным Московской консистории десятки купцов пожертвовали на Церковь от 300 до 1000 рублей. Чем богаче Были купцы, тем щедрее они были к Церкви.
Занимались благотворительностью и финансисты. На деньги С. С. Полякова было открыто первое железнодорожное ремес-ленное училище в Ельце, он также пожертвовал деньги на клас-сическую гимназию. Гинцбурги играли значительную роль в культурной жизни столицы. Гораций был известным гебраис-том, его сын Давид - ученым-востоковедом. Гораций поддер-живал близкие отношения с издателем газеты "Порядок" М. М. Стасюлевичем и участвовал в финансировании газеты. В круг знакомств Гинцбургов входили В. В. Стасов, А. Г. Рубин-штейн, И. С. Тургенев.