Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Никифоров А.Л. Философия науки. История и теори...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2 Mб
Скачать

Глава V. Семантическая концепция понимания

До недавнего времени методология науки разрабатывалась почти ис­ключительно как методология естественнонаучного познания. В своих ис­следованиях структуры и методов науки методологи еще и сейчас, как пра­вило, ориентируются на математику, астрономию, физику, химию, короче, — на математизированные естественнонаучные теории. Область же обще­ственных наук почти не затрагивается, а если к ней изредка все же обраща­ются, то лишь затем, чтобы показать, что результаты методологии естест­вознания применимы и в этой области. Методами гуманитарных наук, или "наук о духе", с XIX в. отчасти занималась герменевтика, однако длитель­ное время методология естествознания и герменевтика развивались парал­лельно, почти не оказывая никакого влияния друг на друга.

В последние годы между ними наметилось определенное сближение. Выяснение причин этого заслуживает специального рассмотрения. Здесь же можно указать лишь на два обстоятельства, содействовавших пробуждению интереса к общественным наукам у методологов естествознания.

Во-первых, крушение неопозитивизма и его идеалов научности заставило их по-новому взглянуть на общественные науки: если ранее считалось, что история или со­циология в своем развитии просто еще не доросли до теоретической стадии и со временем по своим методам и структуре станут походить на теории мате­матического естествознания, то теперь все больше сторонников приобретает мысль о том, что общественные науки обладают определенной спецификой и их методология не обязана слепо копировать методологию естествознания.

И, во-вторых, обсуждение некоторых внутренних проблем самой методологии естествознания — таких, как проблема сравнения конкурирующих теорий, вопрос о возможности коммуникации между сторонниками старой и новой теорий, проблема значения научных терминов, проблема научной рациональ­ности и т.д. — приводит ее представителей к необходимости рассматривать естествознание в более широком контексте человеческой культуры и обра­щаться к понятиям, которыми традиционно занималась методология общест­венных наук, в частности, герменевтика.

Среди этих понятий одним из наиболее важных является, несомненно, понятие понимания. До сих пор оно практически не встречалось в методо­логии естествознания, да и в методологии общественных наук упоминается довольно редко. Отчасти это объясняется тем, что герменевтика, начиная с Ф. Шлейермахера, придавала понятию понимания тот психологический от­тенок, который вызывал настороженное отношение у методологов, при­выкших опираться на объективные методы анализа. Однако к настоящему времени накопилось уже немалое количество работ, в которых предприня­ты попытки философского и логико-методологического рассмотрения этого понятия1144. Такие попытки представляются чрезвычайно важными, прежде всего — с точки зрения общественных наук, изучающих человека, его дея­тельность, продукты этой деятельности, отношения между людьми, соци­альные учреждения и т.п. Изучение феноменов культуры опирается на по­нимание человеческой деятельности, поэтому в методологии общественных наук понятие понимания является одним из центральных понятий.

181

Но и для методологии естествознания оно может также представлять оп­ределенный интерес. И не только потому, что ученые должны понимать тек­сты своих теорий, понимать друг друга в ходе своей работы, в совместных дискуссиях и т.п. С этой точки зрения понятие понимания разрабатывается герменевтикой и методологией общественных наук. Гораздо более важно другое. Интуиция нам подсказывает, что наука дает — должна давать — не только описание и объяснение окружающего нас мира, не только знание фак­тов и законов, но и все более глубокое понимание явлений природы. Если со­гласиться с этим, то сразу же становится очевидным, что понимание — функ­ция науки и методология науки не может игнорировать анализ этой функции.

Исходным пунктом такого анализа по-видимому должен быть ответ на вопрос: что такое "понимание", что значит "понять"? Причем ответ должен быть таким, чтобы понятие понимания имело смысл как для методологии общественных наук, так и для методологии естествознания. Настоящая ста­тья посвящена решению именно этой задачи.