
Песни социального содержания
В традиционных лирических песнях нашли определённое отражение антикрепостнические настроения народа. Эта тема получила довольно специфическую форму выражения. Можно указать лишь немногие песни, полностью посвящённые этой теме. В большинстве же случаев эта тема выступает вместе с традиционной семейно-бытовой тематикой. Ярким примером может служить песня «Слобода моя, ты слободушка». Песня начинается строками, в которых говориться о тех притеснениях, которым подвергались крестьяне со стороны старост и приказчиков:
«Слобода моя, ты слободушка!
Слобода моя, Подмосковная,
Подмосковная, разорённая!
Разорил тебя злой приказчичек,
Разорил-то он вместе со старостой»
А далее в песне идёт хорошо знакомый по традиционным семейно-бытовым песням мотив – жалоба молодки на старого, постылого мужа. Надо сказать, что слияние в рассматриваемой песне этих двух мотивов (социального и семейного) представляется вполне органичным, жизненно и художественно мотивированным: невыносимые условия жизни русской женщины – крестьянки как раз тем и определялись, что она одновременно испытывала на себе гнёт социальный и семейный. Такое объединение бытовых и социальных мотивов можно обнаружить и во многих других крестьянских песнях.
Помещик был полновластным хозяином крепостных крестьян: он мог по своему усмотрению сдавать их в солдаты, отправлять на фабрики, заводы или на другие работы. Так, крепостные девушки одной нищей «слободы» жаловались:
Разорил нашу сторонку
Злой боярин – господин,
Как повыбрал он, злодей,
Молодых наших ребят (2)
Во солдатушки,
А нас, красных девушек,
Во служаночки,
Молодых молодушек (2)
Во кормилочки
А матушек с батюшками
На работушку.
Аналогичными по своему содержанию являются также песни «Злодей ты наша барыня» и «Калинушку с малинушкой водой залило». Особенно тяжёлым был барщинный труд. Крепостных крестьян на заре насильно выгоняли на работу, и под присмотром помещика или его представителей они, полуголодные, должны были работать до самого позднего вечера. Крестьяне жаловались:
Что пропали наши головы
За боярами, за ворами!
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранёшенько,
А с работушки позднёшенько.
На работу гонят рано,
С собой хлеба дают мало.
Меткую характеристику социального звучания крестьянских лирических песен дал А.И. Герцен: «Это – песня женщины, угнетаемой своим мужем, и мужа, угнетаемого своим отцом, деревенским старостой, наконец, всех, угнетаемых помещиком или царём».