Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перекисное окисление липидов мембран.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
19.01.2020
Размер:
45.42 Кб
Скачать

Механизмы перекисного окисления липидов

В процессах перекисного окисления липидов активатором молекулярного кислорода являются ионы Fe2+ и металлы переменной валентности (Сu, Mn, Co).

При взаимодействии ионов Fe2+ с молекулярным кислородом образуются активные формы кислорода, а те, в свою очередь, связываясь с жирными кислотами, образуют органические гидроперекиси:

Fe2+ + ROOH → Fe3+ + RO. + OH-, (1)

RO. + RO. → Молекулярные продукты,(2)

RO. + RH + O2 → ROH + ROO., (3)

ROO. + ROO. + H+ → ROH + RO + O2. (4)

Радикалы ROO., которые образуются в ходе реакции, способны инициировать новые цепные реакции окисления липидов.

ROO. + RH → R. + ROOH, (5)

R. + O2 → ROO.. (6)

Рассмотренные выше реакции можно разделить на две группы: реакции разложения гидроперекисей (1 – 4) и цепные реакции окисления липидов (5-6).

Кроме того, участие ионов Fe2+ в процессе переокисления в качестве инициатора заключается в способности к образованию разветвлённых цепей.

Перекисное окисление липидов в клетках можно определять самыми разнообразными методами. Начальным этапом перекисного окисления ненасыщенных жирных кислот являются диеновые коньюгаты жирных кислот. Они имеют максимум поглощения в УФ – области (232 – 233нм). Этот образующий продукт является следствием мигрирования двойных связей в молекулах ненасыщенных жирных кислот. Средним этапом перекисного окисления принято считать образование гидроперекисей липидов. Существуют много методов, которые позволяют определять эти продукты. И конечным этапом данного процесса является образование малонового диальдегида – короткоцепочного продукта жирных кислот. Этот продукт также определяться различными методами. Наиболее известным методом определения МДА является образование триметинового комплекса МДА – тиобарбитуровая кислота. Метод прост в исполнении, очень чувствителен и активно используется для определения интенсивности ПОЛ. Для более точного определения конечных короткоцепочных продуктов in vivo можно определять с помощью газовой хроматографии в выдыхаемом воздухе концентрации этана и пентана.

Антиоксидантная система клеток

Антиоксиданты – соединения, способные в малых концентрациях тормозить свободнорадикальное неферментативное окисление энергетических субстратов, в первую очередь ненасыщенных жирных кислот, углеводов, углеводородов и некоторых аминокислот. В нормальных физиологических концентрациях антиокислители необходимы для осуществления функции ферментативного окисления – дыхания, брожения – и, как правило, или стимулируют, или нормализуют его.

Антиоксидантная система клетки делится на неферментативную и ферментативную: к неферментативной относятся жирорастворимые и водорастворимые биологические компоненты клеток, а к ферментативной системе относится ряд ферментов, которые осуществляют превращение и защиту от свободных радикалов.

К жирорастворимым неферментативным антиоксидантам можно отнести витамины группы Е (токоферолы), большинство фосфолипидов, витамины группы К, витамины группы Р – флавоноиды (рутин, квартецин), билирубин, биливердин. Антиокислительным действием обладают также коэнзим Q10 – убихинон и некоторые стероидные гормоны.

К водорастворимым неферментативным антиоксидантам относят аскорбиновую, лимонную и никотиновые кислоты, мочевину, серусодержащие аминокислоты (цистеин, цистин), трипептид глутатион, ряд других аминокислот, адреналин, катехин, бензойная кислота и др.

К ферментативной антиоксидантной системе относят супероксиддисмутазу, каталазу, глутатионпероксидазу, другие пероксидазы и глутатионредуктазу.

Механизм действия неферментативных антиоксидантов

Первичный механизм действия антиокислителей заключается во взаимодействии с продуктами или катализаторами свободнорадикальног окисления: а) с активными радикалами R. , ROO. ; б) с гидроперекисями ROOH-; в) в блокировании катализаторов свободнорадикального окисления, прежде всего ионов металлов переменной валентности.

Антиоксидантная активность большинства соединений определяется наличием у них подвижного атома водорода с ослабленной связью с углеродом. Взаимодействие их со свободными радикалами осуществляется по следующей схеме:

ROO. ROOH

+ AH → + A.

R. RH

Происходит замена активных радикалов субстрата ROO., R. на малоактивный радикал антиокислителя А.. Этот радикал не способен к продолжению цепи и превращается в стабильные молекулярные продукты.

Серусодержащие аминокислоты являются хорошими антиокислителями, которые хорошо реагируют с гидроперекисями липидов. Разлагая гидроперекиси липидов, они исключают диссоцивцию гидроперекиси на два активных радикала, которые могли бы начать новые цепи окисления. Подобная реакция протекает по следующей схеме:

O

R – S – R + ROOH → R – S – R + ROH

Ряд соединений способные образовывать комплексы с металлами переменной валентности также оказывают антиоксидантное действие.

Образовавшиеся радикалы антиоксидантов в отличие от свободнорадикальных продуктов являются малоактивными и могут накапливаться в клетках в больших количествах. Данные продукты называют стабильными радикалами. Их наличие в клетки можно определить методом ЭПР. Исследования показали, что в основном стабильные радикалы являются производными токоферолов, флавинов и других антиоксидантов. Хотя радикалы биоантиокислителей и малоактивны, тем не менее, их накопление в клетках не желательно, а выведение из организмов и клеток, как активных радикалов, так и избытка радикалов биоантиокислителей возможно лишь в форме молекулярных продуктов. В клетке имеется несколько систем, способных превращать радикальные продукты в молекулярные и таким образом освобождать организм и клетки от высокореакционных продуктов. К таким системам в первую очередь относится система SH – соединений. Аминокислота цистин и служит одной из молекулярных инертных форм, благодаря которой выводятся из организма и клеток продукты свободнорадикальных превращений. На основании этого можно предположить, что сульфгидрильные соединения в клетке кроме метаболической, выполняют ещё и антиокислительную функцию. Помимо сульфгидрильных соединений в клетках ещё существуют несколько систем, способных к выведению конечных продуктов свободнорадикального окисления в виде малоактивных молекулярных форм. Такими являются системы: аскорбиновая ↔ди-

гидроаскорбиновая ↔ дикето – 1 – гулоновая кислота; полухинон ↔ хинон (для токоферолов, убихинона, витаминов К).

Ферментативная антиоксидантная система

Кислород служит конечным акцептором электронов при аэробном дыхании и поэтому необходим всем аэробным организмам. Кислород является токсичным для всех анаэробных организмов, но О2 является токсичным и для аэробных организмов. Как уже отмечалось выше, активные формы кислорода могут вызывать различные свободнорадикальные процессы и модифицировать и разрушать мембраны и другие структуры клеток. Поэтому у большинства организмов имеются ферменты, способные защищать клетку от токсичных продуктов, которые образуются из О2. Данная группа ферментов называется антиоксидантной, антирадикальной ферментной системой.

В биологических средах следует различать три вида активации кислорода в зависимости от числа электронов, одновременно переносимых на молекулу кислорода:

  1. О2 + 4е → О2- + О2-

(2) О2 + 2е → О22-

(3) О2 + 1е → О2-

Реакцию (1) катализирует цитохромоксидаза – конечный фермент электрон – транспортной цепи. Здесь одновременно происходит перенос четырёх электронов, и в результате получается два иона О2-, каждый из которых при взаимодействии с двумя протонами образует воду. Из всех ферментов только цитохромокисдаза и некоторые ферменты, содержащие медь (синие ферменты), такие как тирозиназа, лаказа способны переносить сразу четыре электрона на О2.

Реакция (2) характерна для некоторых ферментов, содержащих флавин (глюкозооксидаза, оксидазы аминокислот, ксантиноксидаза). Эти ферменты одновременно переносят два электрона и восстанавливают О2 до иона пероксида О22-, который реагируя с протонами, образует перекись водорода. Она для клетки очень токсична, так как способна окислять SH –группы белков. Сам по себе пероксирадикал кислорода способен запустить перекисное окисление липидов. Поэтому, в клетках существуют ферменты, которые оказывают защитное действие это каталазы и пероксидазы.

Каталаза это фермент, который в качестве простетической группы содержит протопорфирин. Основная реакция каталазы превращения перекиси водорода в воду и в молекулу кислорода:

2О2 →→→ 2Н2О + О2

Данная реакция является каталазной, но в некоторых случаях данный фермент способен катализировать реакции окисления перекисью водорода разнообразных эндогенных и экзогенных субстратов (пероксидазная реакция). Каталазная активность преобладает при высоких концентрациях пероксида водорода, а при низких его концентрациях преобладает пероксидазная активность.

Помимо каталазы в антиперекисной защите играет фермент глутатионпероксидаза. Существуют две формы данного фермента: селенсодержащая глутатион пероксидаза и селен – независимая глутатионпероксидаза. Селенсодержащая глутатионпероксидаза катализирует следующую реакцию:

Н2О2 + 2 GSH →→→ GSSG + 2H2O

Она преобразует перекись водорода до воды с образованием окисленной формы глутатиона.

Селен – независимая глутатионпероксидаза в основном превращает органические перекиси в частности перекиси жирных кислот. Реакция протекает по следующей схеме:

ROOH + GSH →→→ ROH + GSSG

По мере того как, количество пероксида водорода резко снижается, в клетке накапливается большое количество окисленного глутатиона. Одновременно с этим процессом происходит восстановление глутатиона с помощью НАДФН с участием фермента глутатионредуктазы. Необходимый для реакции НАДФН генерируется преимущественно в реакциях глюкозомонофосфатного шунта, в частности с помощью фермента глюкозо – 6 – фосфатдегидрогеназы.

В реакции (3), катализируемой многими оксидазами (ксантинокисдазой, альдегидоксидазой, НАДН – оксидазой и др.), переносится только один электрон. При этом образуется супероксидный радикал О2-, который является очень реакционноспособным. Он способен также реагировать с перекисью водорода с образованием ОН- радикала тоже очень высокореакционного продукта. Реакция протекает по следующей схеме:

О2- + Н2О2 + Н2 → О2 + Н2О + ОН.

Для разрушения супероксидного радикала в клетках всех организмах существует фермент, который называется супероксиддисмутаза. Она катализирует следующую реакцию:

2- + 2Н+ →→ Н2О2 + О2

Супероксиддисмутаза это ключевой фермент, который превращает супероксид анион в другие активные формы кислорода и контролирует тем самым скорость перекисного окисления липидов. Хотелось бы отметить, что без участия супероксиддисмутазы супероксид анион способен превращаться в перекись водорода и в самый токсичный высокореакционный продукт синглетный кислород ( O2 ).

Фермент был открыт в 1969 году. Он встречается у всех организмов, которые потребляют кислород. Все супероксиддисмутазы являются металлопротеинами. Существуют три вида СОД: Медь – и цинк содержащие; железо – содержащие; марганец- содержащие ферменты. Медь – цинк содержащие встречаются в цитозоле всех эукариот; Марганец- содержащая характерна для прокариот и ещё она найдена в митохондриях эукариот; Железо – содержащая самая примитивная и найдена только у прокариот. СОД является самым первым звеном вместе с витамином Е и аскорбатом в инактивировании свободных радикалов, а каталаза и глутатионпероксидазы являются вторым звеном обезвреживания окислительных продуктов, таких как перекись водорода и органические гидроперекиси и перкиси жирных кислот. Окислительная способность перекиси водорода в 15 раз ниже, чем супероксид аниона. Таким образом, мы видим, что клетка при помощи этой системы сохраняет свою целостность.