Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы 28 Сергей.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.55 Mб
Скачать

1) Изъятия в стабилизационный фонд (резервный фонд и фонд национального благосостояния);

2) Выпуск облигаций Центрального банка;

3) Выпуск офз и иных казначейских инструментов,

так и внешних резервов в виде золотовалютных резервов ЦБ, облигаций иностранных государств и акций крупнейших мировых компаний. В результате денежная масса в обороте сжимается, провоцируя не снижение цен, а по российской традиции - расширение неучтенных средств обращения, в том числе поиск зарубежных заимствований.

Ряд особенностей российской экономики лежит и в другой части формулы Фишера – в товарной массе. Выход из кризиса 1998 года и последующее удвоение ВВП были следствием наличия огромных резервов неиспользовавшихся производственных мощностей. Считается, что эти резервы исчерпаны, а ситуация усугубляется постоянным их износом и связанной с ними инфраструктуры. А раз свободных мощностей нет, то рост денежной массы не может приводить к увеличению массы товаров (их не на чем производить), а лишь только к росту цен.

Однако исследования проводились только в отношении профильных мощностей. Вопросы перепрофилирования, задействования большого ресурса Brownfield-площадок, повышения энергоэффективности, снижения материалоемкости и т.д. не затрагивались. Между тем, это огромные резервы, особенно учитывая принципиальное отставание нашей страны в производительности труда от развитых стран.

Немало неожиданностей таит и изучение вопроса о том, как именно по факту влияет увеличение денежного обращения на инфляцию в России

Из приведенного графика видно, что о зависимости инфляции речь идти не может. Более тонкие исследования, проводимые российскими учеными, иногда выявляли некоторую слабую зависимость с лагом несколько месяцев, однако она не была устойчивой, а в ряде случаев объяснялась одновременным воздействием третьих факторов на обе переменные. Кстати, за период удвоения ВВП денежная масса выросла в 10 раз – с 2 до 21 трлн. рублей, а цены за этот период – лишь в 4 раза.

Российские особенности инфляции издержек: постоянная индексация тарифов, пенсий (даже в кризис!) и зарплат бюджетникам, повышающие налоговое бремя инициативы (реформа ЕСН), сохранение естественных монополий. Все это элементы экономической политики правительства. Таким образом, государство в России – главный источник инфляции издержек, задающий условия для ценообразования субъектам хозяйствования. Ценовые планы предприятий на очередной год отталкиваются от этих стартовых условий. Тут никакой сговор не нужен – государство само объявляет через индексации новые параметры для повышения цен на очередной год.

Значение импортируемой инфляции не только в экспортных доходах в виде нефтедолларов, объем которых прямо зависит от мировых цен на нефть. По множеству других товаров Россия весьма зависит от мировой конъюнктуры. Например, это видно из следующего слайда, который я бы назвал «минутой национального позора».

Вообще же продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства занимают 16% в нашем импорте.

Если ничего не предпринимать и дать возможность продолжения нынешней антиинфляционной политики, то мы получим принципиально ту же картину, что и сейчас, когда в результате сочетания многочисленных негативных факторов в России наблюдается:

  • сохранение высокой базовой инфляции в периоды между кризисами вследствие политики currency board (поддержки фиксированного обмена курса национальной валюты к иностранной) и давления «партии падающего рубля»;

  • cохранение высокой инфляции издержек вследствие политической зависимости от естественных монополий;

  • cохранение высоких рисков импортируемой инфляции;

  • сохранение умеренных темпов роста ВВП (товарной массы) вследствие застоя в экономической политике;

  • медленное снижение скорости обращения денег вследствие сдерживания развития банковской системы.

Когда на этом фоне чиновники Центрального банка говорят, что в любой момент могут снизить инфляцию до нуля – то это чушь. Имеется в виду, что они пустят курс рубля в полностью свободное плавание. Но тогда на очередном витке притока нефтедолларовых доходов и капитала Центробанк просто сделает экспорт неконкурентоспособным, доходы экономики упадут, уменьшится товарная масса, и цены вырастут! Нехватка денег внутри страны в качестве инвестиционного и оборотного капитала, отсутствие достаточных источников рефинансирования по низким ставкам приводит к иностранным заимствованиям и IPO.

Еще раз подчеркнем: приход валюты в страну тождественен или росту курса рубля, или валютным интервенциям с одновременной эмиссией рублей. Таким образом, эмиссии все равно происходят, но уже в вынужденном режиме, а не в качестве целенаправленной политики по удовлетворению внутреннего спроса на деньги. Не ужесточение эмиссионных механизмов, а рост выпуска импортозамещающих товаров, участие в усилиях мирового сообщества по противодействию международным картелям, реформирование естественных монополий, всемерное упрощение входа на рынки – вот основной путь.

Именно в этом суть коррекции антиинфляционной политики, ради которой нужно преодолеть отчужденность Минфина и Центробанка от насущных задач, стоящих перед нашей страной.

Во-первых, необходимо наладить особо жесткий контроль за ростом цен и тарифов естественных монополий как федерального, так и локального масштаба. Однако при этом существует целый ряд осложняющих факторов:

потребление услуг естественных монополий малоэластично. На тех предприятиях, где вводятся программы экономии электроэнергии и газа, потребление быстро восстанавливается на прежнем уровне вследствие роста производства и строительства новых цехов;

в отличие от денег, которым можно найти суррогатные и иностранные заменители, товары и услуги естественных монополистов плохо заменимы (быстро перейти, например, с газа на уголь - невозможно).

Не только рост цен на товары и услуги естественных монополий порождает инфляцию издержек. Следует отметить проблемы кооперации в оборонно-промышленном комплексе – цепочка кризисов привела к разорению многих предприятий-изготовителей отдельных элементов продукции ОПК и возникновению неестественных монополистов. Но даже на конкурентных рынках происходят постоянные сговоры, как, например, в крупных розничных сетях.

Во-вторых, нужно последовательно снимать барьеры входа на рынки, стоящие перед самыми разными предпринимателями. Это:

региональный фаворитизм;

отсутствие проектного финансирования;

«нестандартное» техническое регулирование;

проблемы подключения к инженерным сетям.

В-третьих нужно более широкое использование механизмов государственных финансовых гарантий. Использование бюджетных средств отнюдь не тождественно их прямому расходованию. Если вы предоставляете бюджетные гарантии, то это не способствует увеличению количества денег в обращении. Ведь под гарантии деньги привлекаются с рынка, например, в виде кредитных ресурсов. А это значит, что они уже были на рынке. Риск возникает только тогда, когда наступает гарантийный случай, т.е. государству приходится отвечать по выданной гарантии. Однако при софинансировании (согарантировании) такие случаи крайне редки – на уровне процента невозврата банковских кредитов. Таким образом, давая импульс экономическому развитию, государственные гарантии не влияют на инфляцию, естественно, при не коррумпированном механизме их предоставления.

В-четвертых, требуется точечная промышленная политика, нацеленная на расшивку узких мест и на рациональное импортозамещение. На поверхности инфляция – это избыток денег в обращении. Но в основе своей инфляция – это недостаток конкуренции, узость рынка товаров и услуг, сбои и ограничения в их производстве, транспортировке и продажах. Если дополнительные денежные средства способствуют росту производства и расшивки узких мест при доставке продукции потребителям, то инфляционный эффект носит краткосрочный характер, а в перспективе сменяется длительным дефляционным эффектом. Только всемерное стимулирование инвестиционного процесса и роста конкурентоспособности российских предприятий может победить инфляцию.

В-пятых, стоит всерьез рассчитывать на антиинфляционный эффект борьбы с коррупцией. Согласно социологическим опросам, до 10% доходов съедает административная рента. Считайте, что НДС не 18%, а 28%. Все это закладывается в цены. Высокий уровень поборов и взяток может быть снижен последовательной работой по борьбе с коррупцией, включая укрепление независимости и объективности судебной системы, а самое главное – пересмотром регламентов принятия решений и продолжением уточнения состава функций, выполняемых государственными органами.

Антиинфляционная политика. Под антиинфляционной политикой обычно понимают комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией.

Антиинфляционная политика предполагает контроль за уровнем цен, а в наиболее острых случаях, особенно в ситуации гиперинфляции, — осуществление мер, направленных на сокращение денежной массы в обращении.

Для регулирования инфляции используется два типа политики:

  • политика, основанная на кейнсианских рецептах регулирования рыночной экономики;

  • политика на основе монетаристской концепции.

Кейнсианцы главным рычагом роста экономики считают развитие предложения. Для этого необходимо стимулировать эффективный спрос предпринимателей посредством государственных заказов крупным частным фирмам. Это позволит создать мультипликационный эффект в экономике, приведет к росту производства, падению цен и снижению инфляции. Причем желательно инвестировать и отрасли, не поставляющие товары на рынок: в непроизводственную сферу, а также в военные отрасли. Государство, как считают кейнсианцы, должно допустить бюджетный дефицит в результате роста государственных расходов, в том числе и на организацию общественных работ. Дефицит госбюджета не должен покрываться за счет эмиссии денег (поскольку это даст рост инфляции); он покрывается за счет госзаймов, которые можно погасить после преодоления страной кризиса.

Монетаристы считают, что кейнсианские рецепты, досрочно выводя экономику из кризисных процессов, сохраняют старые диспропорции. На них накладываются новые диспропорции, и страна быстро втягивается в инфляцию и кризис. Недостаточность кейнсианских рецептов состоит в том, что идет быстрое нарастание госдолга, а дефицит госбюджета не позволяет государству нести дополнительные расходы. Наконец, в менее развитых странах экономика не может задействовать мультипликационный эффект. Поэтому, по мнению монетаристов, антиинфляционные меры должны быть связаны с ростом предложения, который не требует дополнительных инвестиций. Для этого государство должно применять следующие меры:

повысить товарность экономики, выбрасывая на рынок разнообразные товары-ресурсы, информацию и пр.;

  • провести наступление на монополии;

  • проводить разумную приватизацию;

  • снять барьеры движению капитала;

  • ограничить спрос через конфискационную денежную реформу, замораживание сбережений;

  • сокращать дефицит госбюджета, главным образом посредством сокращения социальных программ, снятия дотаций нерентабельным предприятиям либо за счет роста налогов;

  • ввести дорогой кредит, который разорит нерентабельные фирмы, а для рентабельных — понизить налоги.

Монетаристы отмечали, что меры, сдерживающие спрос, являются достаточно тяжелыми для населения, поэтому антиинфляционные программы должны дать эффект за короткий срок. В длительном периоде даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют монополии-фирмы и профсоюзы (через рост заработной платы и цен), поэтому кривая Филлипса становится вертикальной и не может использоваться для регулирования соотношения инфляции и безработицы. В связи с этим в политике борьбы с инфляцией делается упор на концепцию естественного уровня безработицы, разработанную американским экономистом М. Фридменом, которая провозглашает, что для эффективного развития экономики занятость должна быть оптимальной и соответствовать естественному уровню безработицы (его составляют фрикционная и структурная безработица при отсутствии циклической безработицы). Колебание безработицы происходит вокруг ее естественного уровня. При экономическом подъеме происходит падение безработицы ниже естественного уровня, увеличиваются издержки производства и растут темпы инфляции. Замедление экономического роста повышает уровень безработицы до естественного уровня. Однако инфляция остается инертной, сразу не снижается, поэтому в долгосрочном плане умеренный рост инфляции происходит и при достижении экономикой естественного уровня безработицы. Для снижения инфляции на 1% безработицу в течение года необходимо поддерживать на 2% выше естественного уровня, что по закону О’Кэна1 даст падение реального ВНП от его потенциального уровня на 4—5% в год. Однако вопрос, можно ли платить безработицей за снижение инфляции, решается неоднозначно. Это зависит в первую очередь от того, сколько лет потребуется экономике для адаптации к экономическим потрясениям, достижения естественного уровня безработицы. Не надо забывать также и о пределах терпимости населения к неурядицам в стране. Поэтому каждое государство применяет свои методы регулирования соотношения инфляции и безработицы.

При выборе варианта антиинфляционной политики необходимо в первую очередь правильно выявить ее источники.

Так, если мы имеем дело преимущественно с инфляцией спроса, основными направлениями антиинфляционной политики будут:

1) сокращение темпов роста денежной массы за счет осуществления ограничительной кредитно-денежной политики (повышения цены кредита, сокращения выпуска денег и т.п.);

2) запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита.

Данное направление носит название дефляционной политики. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

Если речь идет об инфляции предложения, то правительство будет осуществлять:

1) понижение налоговых ставок в целях создания стимулов для развития производства;

2) снижение степени монополизации экономики — осуществление активного антимонопольного регулирования;

3) повышение производительности факторов производства.

При осуществлении антиинфляционной политики важно также принимать во внимание степень инфляционных процессов и их продолжительность. Если инфляция носит умеренный характер, возможно, что государство не будет склонно принимать сильные антиинфляционные меры. Скорее всего, антиинфляционная политика в такой ситуации будет носить адаптационный характер: правительство постепенно индексирует экономику, привязывая рост цен к росту заработной платы; однако даже при частой индексации доходов она неизбежно отстает от роста цен.

Если правительство имеет дело с галопирующей2 инфляцией, а тем более с гиперинфляцией, мероприятия антиинфляционной политики должны быть более радикальными. Радикальная антиинфляционная политика связана с денежными реформами, которые практически либо аннулируют старые деньги, либо изымают лишние деньги из обращения, либо обменивают старые денежные знаки в определенной пропорции на новые. В качестве удачного примера осуществления таких радикальных мероприятий, когда была резко сокращена денежная масса и обращении, можно привести Польшу в начале 1990-х гг., когда благодаря жесткой политике правительства удалось преодолеть инфляцию, достигавшую, по разным оценкам, уровня 500— 550% в год.

При выборе антиинфляционной политики важно принимать во внимание конкретные экономико-политические условия, особенности и традиции данной страны, господствующие психологические установки, степень реализованности социальных преобразований.