
- •Автор-составитель канд. Искусствоведения а.В. Морозова
- •Санкт-петербургский государственный университет источниковедение истории искусства
- •Источниковедение истории искусства введение
- •Античность Изобразительные искусства Древняя Греция
- •Древний Рим.
- •Архитектура Древняя Греция
- •Древний Рим.
- •Заключение.
- •Средние века Раннее христианство
- •Византия
- •Западная Европа
- •Заключение
- •Список литературы по курсу “Источниковедение”
- •Средние века
Заключение.
Интерес к биографиям художников и математическим нормам во многом заслонял от древнегреческих исследователей изучение других важных проблем искусства, в том числе и проблемы его стилистической эволюции. Попытка Ксенократа затронуть эти проблемы в сфере изобразительных искусств осталась без последствий.
Для древнеримской литературы по искусству характерен ретроспективизм. Эта литература компилятивна, она представляет собой систематизацию достижений прошлого. Излюбленными жанрами римлян были биографии знаменитых людей (но не художников), в которых упоминались и архитектурные памятники, и энциклопедии.
В отличие от греков римляне большое значение придавали не подражанию природе, а воображению.
На закате существования Римской империи распространяются пессимистическо-спиритуалистические течения.
Средние века Раннее христианство
В эпоху раннего христианства, современную античности, намечается две линии отношения к последней. Выразители одной тенденции ценили мастерство античных скульпторов, но презирали созданных ими «идолов». Представители другой негативно относились к языческому искусству в целом. Вообще иконоборческие тенденции очень характерны для раннего христианства. Отразились они и в тексте Библии. Ополчаясь на статуи античных богов апологеты раннего христианства не допускали и возможности изображения своего христианского Бога.
Идеологи раннего христианства борются против языческого искусства, затрагивая ряд его особенностей. Они пишут о сюжетах античного искусства. Кроме статуй языческим божествам их возмущение вызывают изображения нечестивцев и представление непристойных сюжетов. И затем свой вывод о непристойности они распространяют в целом на все языческое искусство. Суеверные представления низших социальных слоев античного общества о статуе божества как о самом божестве апологеты христианства экстраполируют на все античное общество и, раскрывая их ложный характер, показывают «убожество» языческих верований в целом. При этом они привлекают сведения о технологии изготовления статуй и особенностях их бытования. (Античный мастер, работая над произведением, может поставить его вниз головой, но, увидя свое же творение в храме, падает перед ним ниц. Статуи засиживаются насекомыми и птицами, которые к тому же, наряду с грызунами, вьют гнезда внутри их.) Элементы протоистории искусства используются апологетами раннего христианства для доказательства того, что искусство есть создание смертных, имена которых даже дошли до нас. При этом точность атрибуции тех или иных статуй конкретным мастерам совершенно не важна. Античное понимание искусства как «подражания» природе позволяет христианским критикам доказать, что «боги» созданы с моделей, которыми служили смертные.
Архитектура для представителей иконоборчества была предпочтительней изобразительного искусства.
Августин Блаженный (IV в.) различает «внешнюю» и «внутреннюю» красоту. Почитание красоты внутренней, по его мнению, это почитание красоты Бога. Истинная красота неразрывно связана с понятием добра. Внешняя красота может отвлекать от поклонения Богу. Но внешняя красота тоже от Бога. Августин говорит об относительности красоты. В сравнении с человеком обезьяна ужасна. Но сама по себе она красива. И ее красота умалилась бы, если бы ее тело стало длиннее. Святой Августин не долюбливал живопись и скульптуру, но любил музыку и архитектуру. По его мнению, внешняя красота строится по законам симметрии, ритма, пропорциональности, контраста. Однако внешняя красота по-настоящему прекрасна только тогда, когда она одухотворена чувством божественного. Для Августина это одухотворение достигается через придание внешней красоте аллегоричности.
К моменту завершения эпохи раннего средневековья разрабатывается система семи свободных искусств, представляющая собой свод знаний, неободимых образованным людям. Архитектура и изобразительные искусства не вошли в это число и на протяжении всех средних веков либо относились к искусствам механическим, либо возносились до степени «нерукотворных» чудес.
Таким образом, в эпоху раннего средневековья апологеты христианства владели данными об античном искусстве, но использовали их в крайне тенденциозном плане и рассматривали это искусство как нечто цельное и неизменное, противопоставляя его христианству.