Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0540362_B78A7_grechko_p_k_kurmeleva_e_m_obshaya...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.79 Mб
Скачать

343 Экштут с .А. Сослагательное наклонение в истории: воплощение несбывшегося. Опыт историософского осмысления // Вопросы философии. 2000. № 8. С. 79.

344 Подробнее см.: Нехамкин в. А. Проблема поливариантности исторического про­цесса: генезис, пути решения. М., 2002. С. 66-89.

345 Уваров п. Ю. Вступительное слово // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 7.

мышлениям о том, что было бы, если бы исторический выбор произо­шел иначе, более обоснованный характер»346. Например, стоивший много тысяч человеческих жертв распад Югославии, происходивший в мае — июне 1991 г., демонстрирует одну из моделей, по которой могли пойти события в СССР, если бы в августе 1991 г. представителям ГКЧП удалось удержать власть. Дело в том, что их попытка любой ценой со­хранить страну в прежнем унитарном состоянии неизбежно вызвала бы ответную реакцию, усугубленную тяжелым экономическим кризисом. Это привело бы к применению силы для подавления недовольных. Такое противостояние могло обусловить длительную гражданскую войну, как это и произошло в Югославии. В действительности (и к счастью) подоб­ный «вызов» прошлого для России нашел выражение лишь в художест­венных произведениях: повести А. Кабакова «Невозвращенец» и романе Э. Тополя «Завтра в России». Но он мог и воплотиться в жизнь.

Таким образом, не осуществленные в ходе социальной практики ва­рианты не уходят в небытие, не исчезают без следа в историческом про­цессе. Они могут оказывать существенное, длительное, перманентное влияние на настоящее. Ставить перед ним определенные проблемы, служить серьёзным «вызовом» современности, на который последняя должна дать адекватный «ответ».

Данная объективная ситуация индуцирует важный методологический вывод. Тезис о том, что реализация одной из возможностей исключает осуществление всех других возможностей, — не верен. Прав С. Экштут: «не реализованная (не до конца реализованная?) альтернатива очень час­то не умирает. Она может напомнить о себе спустя несколько поколений, несколько столетий, а может быть даже несколько тысячелетий»347.

2. Контрфактический вызов прошлого может проявляться и в том, что ранее не реализованные варианты начинают открытую борьбу за пер­венство между собой. Он трансформируется в «альтернативные истори­ческие ситуации», которые характеризуются борьбой социальных сил за реализацию различных возможностей исторического развития. Иногда их ещё называют «критическими» (Ю. Журов) или «сингулярными точка­ми истории» (А. Панов). Но наиболее часто для обозначения подобных ситуаций применяется заимствованный из синергетики термин «точка бифуркации». Причем подобных «точек», как правило, выделяется доста­точно много. Так, по мнению Т. Ворожейкиной, только за период 1989-1999 гг. в истории России можно обнаружить многочисленные «аль­тернативные ситуации»: в конце «перестройки» (в 1989, 1990, 1991 гг.) и после неё — в 1993, 1996, 1997, 1999 гг. Не меньшее их число можно найти и в другие исторические периоды.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 98. Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 62.

Возникает вопрос: где не реализованные на практике варианты на­ходятся все это время до того, как стать эмпирически фиксируемыми? Первый напрашивающийся ответ: в памяти (сознании) людей. Сразу придется уточнить, что речь идет не только об отдельных личностях, но и определенных группах. Так, свергнуть монархию в России пос­ле 1905 г. желали некоторые политические партии, поддерживавшая их часть населения страны. После поражения 1918 г. реванша над Францией хотели добиться и многие немцы. Кроме того, это желание воплощалось не только в «мыслях», но и в конкретных действиях: под­держке революционеров (в России), голосовании за определенные политические партии (в Германии) и т. д. Поэтому данные варианты и получили шанс осуществиться в историческом процессе ещё один раз: соответственно в 1917 и 1940 гг. Значит, не свершившееся в прошлом социальное событие «не переходит в чистое небытие. Оно продолжает жить, и подчас не только в сознании людей, но и в материальных про­цессах»348. Оставаясь «вызовом» настоящему, постоянно формируя новое будущее.

Однако контрфактический вызов прошлого реализуется не только на уровне общества, но и конкретного человека. Почему это возмож­но? Животное живет неисторически. «Оно растворяется в настоящем» (Ф. Ницше). Человек —единственное изживых существ на Земле, которо­му прошлое доступно и который может в своем мышлении переделывать, видоизменять его. Проводить «как бы мысленные опыты, представляя себе изучаемое явление в измененных условиях: если бы не было того-то, но было то-то, что из этого получилось бы»349. В языках многих наро­дов мира присутствует особая форма речи — сослагательное наклоне­ние (выраженное в конструкции «что было бы, если?»), способствующая проведению таких мыслительных операций. Следовательно, сама судьба дала человеку уникальную возможность с помощью собственного мыш­ления не только «увидеть» потенциальное прошлое, понять его «вызов» (порождаемые им проблемы), но и дать на него адекватный «ответ».

У данной способности есть объективная предпосылка. Дело в том, что жизненные трудности и неудачи, оказавшиеся недостигнутыми цели, вполне способны существенным образом изменить представле­ния человека о мире и самом себе. Прошлое никогда не исчезает из его настоящего. Тем или иным образом оно дает о себе знать, имплицитно присутствуя практически во всех делах и жизненных ситуациях челове­ка. Прошлое, даже не реализованное на практике, оказывает сущест­венное влияние на принимаемые человеком решения, его ценностные