Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0540362_B78A7_grechko_p_k_kurmeleva_e_m_obshaya...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.79 Mб
Скачать

16 Ясперс к. Смысл и назначение истории. M., 1991. С. 67.

17 Кемеров в. Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. M., 2001. С. 238.

18 Энгельс ф. Диалектика природы // Маркс к., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 20. С. 510.

с успехом экспериментирует с биологическим, природным, выборочно «означая» и принимая его внутрь себя.

Индивидно-персоналистская интерпретация социального

Реификационный подход, как показано выше, предполагает жест­кую (детерминистскую) зависимость индивидуального от социального. Подход же персоналистский строится на прямо противоположной ос­нове — на идее полной зависимости социального от самореализации человеческих индивидов, от особенностей индивидуального бытия, от происходящих с людьми изменений. Наделение самостоятельностью социального, его объективированных систем или структур рассматри­вается здесь не иначе как результат фрагментации единого жизненного процесса, разрыва органической целостности человека и обстоятельств его деятельности. А необходимость и принудительность социального в отношении индивидуального объясняется в терминах отчуждения и культурно-исторической инверсии.

Палитра персоналистских интерпретаций социального довольно бо­гатая. Тон может быть и очень мягкий, в частности такой: «История чело­веческого общества показывает, что вся она соткана из индивидуальных поступков [выделено нами. — П. Г.] людей, преследующих всякий раз свои особые цели и стремящихся тем самым удовлетворить свои пот­ребности и желания, реализовать свои задатки и способности, иногда понятые ложно, иногда правильно»19. Или популистски-суггестивный, абстрактно-гуманистический — такой, например: «Личность сама по себе не менее ценна, чем общество на любом своем уровне (семья, трудовой коллектив, родная страна, все человечество, наконец). Поэто­му весь мировой прогресс не стоит слезинки ребенка»20. Или, наконец, классически-строгий, парадигмальный — как у В. Е. Кемерова, скажем, настаивающего на «личностной кристаллизации социальности», на том, что «взаимосвязанное индивидное бытие людей создает фундамен­тальный слой социального бытия, а формы индивидного бытия людей образуют "ядерные" силы и структуры социального процесса»21. Будучи одним из самых убежденных сторонников персоналистского подхода, В. Е. Кемеров пытается обосновать мировоззренческо-методологиче-­

19 Очерки социальной философии. Учебное пособие / в. Д. Зотов, в. Н. Шевченко, к. X. Делокаров и др. M., 1994. С. 38-39.

20 Очерки социальной философии: Учебное пособие / Под ред. К.С. Пигрова. СПб., 1998. С. 82.

21 Кемеров в. Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. M., 2001. С. 6, 102.

скую императивность возвращения человека в социальные структуры и функции, деавтоматизации механизмов социального, индивидно-лич-ностного декодирования всех социальных процессов, индивидную мер­ность всех структур социальности22.

Нам понятны и близки отрицательные «отталкивания» индивидно-пер-соналистской концепции социальности: редукционистская методология (люди как лишь системно-структурный ресурс общества), квазиприрод­ные («механизм», «машина») картины и схемы общества, кризис «струк­турной социальности», вещественные эталоны деятельности и т. д.

На наш взгляд, только в самом общем — общефилософском — пла­не можно говорить, что социальное — это все то, что вовлечено в «си­ловое поле» человеческой деятельности. В социально-философском же плане приходится уточнять, что в этой деятельности следует считать социальным, что — индивидуально-человеческим, а что — объектно-природным. Безусловно верна мысль, что общество есть результат вза­имодействия людей. Но только нужно добавить: результат особый, — уходящий в основание этого взаимодействия и направляющий его дальнейшее развитие. Онтологически он имеет статус эффекта це­лостности, т. е. новых свойств (дополнительной реальности) целого, не сводимых к свойствам (реальности) его частей. Детерминационная траектория этого эффекта имеет форму размыкаемого на следующий виток круга. Размыкание не отменяет непрерывность или континуаль­ность этой траектории, поскольку она обеспечивается, в конечном счете разумеется, её процессуальной самореферентностью. Обще­ство как результат взаимодействия людей не только не выводится из индивидуальных человеческих действий, но и принципиально нераз­ложимо на них. Иначе говоря, код социальной целостности нельзя рас­шифровать с помощью «индивидного» ключа.

Важно не упрощать ситуацию и не выставлять критикуемую сторону в удобном для «побивания камнями» виде. Когда, к примеру, В. Е. Кеме­ров пишет, что «само бытие человеческих индивидов образует и реали­зует динамику социальности, а не просто проводит её или адаптируется к ней23», то резонно спросить: «С кем, собственно, воюем, кто так лег­ко объясняет?». Не требуется особых усилий, чтобы понять: авторское «само» страдает здесь той же полемической односторонностью, что и критикуемое «просто».

Социальное (в нашей терминологии — общественное) и индивиду­альное — две стороны единого исторического процесса. Они предпола­