Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0540362_B78A7_grechko_p_k_kurmeleva_e_m_obshaya...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.79 Mб
Скачать

106 Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1968. С. 62. 107 Ясперс к. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 33.

ного к ярко выраженному индивидуальному авторству, от генетически-повествовательного «откуда», «от кого» к предельно-сущностному «поче­му», от бессознательного, слепого следования прошлому и его традициям к новациям и конструктивизму настоящего, к решительной открытости будущему, неисчерпаемому богатству его «горизонтных» возможностей.

Символическим воплощением этого перехода стали философы — люди, отважившиеся искать опору в самих себя, решившихся противо­поставить себя, свой внутренний мир всему остальному миру. В лице философа, внутренне возвысившегося «над миром и над самим собой», человек устремляется к впервые обозначившемуся идеалу человека, поднимается, и во многом, до Человека.

С VIII по II вв. до н. э. была заложена, как убедительно показал Ясперс, «духовная основа человечества», ставшая своеобразной осью всего его последующего развития. Отсюда и название данной исторической эпо­хи — «осевое время». К ней, этой основе, общество приникало, ею оно вдохновлялось в самые творческие, «ренессансные» моменты своей ис­тории. Не исключение в этом плане и современная эпоха: в её глубине по-прежнему теплится огонек того, осевого, времени.

«Осевое» вращение истории носит структурообразующий харак­тер, превращает хаос в космос, действуя сразу в двух тесно связанных между собой направлениях — онтологическом и гносеологическом: в смысле истории как некой объективно складывающейся целостнос­ти и в смысле истории как картины познавательного освоения всей социальной реальности, всего человеческого-и-общественного раз­вития. И то и другое, как показывает все та же история, имеет свои ограничения. О них убедительно свидетельствует сам факт «пост­осевого» расхождения исторических путей развития указанных куль­турных центров или миров.

Осевая духовная основа — это прежде всего сам человек в его «духов­ной открытости миру»108. Он, пожалуй, — самый убедительный продукт осевого времени с его непревзойденным пока скачком, или прорывом, в бытие как подлинное, истинное существование, как сокровеннейшую суть всей событийной канвы жизни. Главное измерение духовной от­крытости человека осевого времени — универсальность, переходящая в трансцендентность. Иными словами, это непрестанное — и теоретиче­ское, и практическое — расширение границ индивидуально-человече­ского существования, помноженное на проективную потребность, страс­тное желание знать: а что же дальше? что там, за горизонтом? Здесь также просматривается потребность иметь над собой нечто более вы­сокое и совершенное, чем «человеческое, слишком человеческое».

108 Ясперс к. Смысл и назначение истории. M., 1991. С. 53.

Осевое время: попытки объяснения

Характеристику осевого времени истории нельзя считать полной без идентификации его причин: чем, какой необходимостью оно вы­звано, как понять одновременность его начала и единообразие (сходс­тво) его протекания в разных культурных центрах мира. Поверим Ясперсу: ни одно из предложенных объяснений — ни субстанциальное единство народной жизни, ни действие таинственных законов или ка­кой-то высшей духовной потенции, ни однотипные изменения, кото­рые якобы претерпевают все народы, ни вторжение в евроазиатский мир кочевых народов из Центральной Азии, ни, наконец, божественное вмешательство — ничто не дает убедительного объяснения феномену осевого времени.

Однако неудача с попытками объяснить осевое время не оста­навливает, не отменяет, по мысли Ясперса, процесс его философско-исторического осмысления. Она лишь смещает или переключает внимание с поиска причины на выявление смысла. Надо сказать, что в этом исследовательском движении Ясперс не одинок. Ещё М. Шлик отмечал, что «задача науки заключается в «погоне за истиной», зада­ча философии заключается в «погоне за смыслом». Нет специфически «философских проблем»; задача философии — искать смысл всех про­блем и их решений. Её следует определить как деятельность по отыс­канию смысла»™9.

Итак, каков смысл осевого времени истории, чем оно значимо для нас? Во-первых, эмпирическая очевидность (ведь точно было) осевого времени, полагает Ясперс, с определенностью подтверждает веру лю­дей в единство человечества. Прецедент духовного единения людей в VIII — II вв. до н. э., принадлежащих к разным, по существу не соприка­савшимся культурам и цивилизациям, позволяет (можно даже сказать: заставляет) думать о сохранении такой возможности и в последующие периоды человеческой истории, включая, разумеется, и наше время с его множащимися контактами между странами, народами, простыми людьми, наконец. В данном плане перспективы на будущее кажутся ещё более богатыми и обнадеживающими.

Надо заметить, что возможность повторения дерзновенных ду­ховных устремлений осевого времени индуцируется не только глу­бинными, коренными связями истории, но и тем, что мы продолжа­ем думать — настойчиво и заинтересованно — в этом направлении. Не будет отступлением от истины сказать, что возможность входит в историю в том числе и через человеческую мысль о ней. Возмож­