Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
письменные консультации.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
690.69 Кб
Скачать

«Облако в штанах» (1915)

Первоначальное название поэмы - «Тринадцатый апостол». Маяковский работал над этой поэмой в 1914-1915 годах. Поэт писал в предисловии ко второму изданию: «Облаков штанах»...считаю катехизисом сегодняшнего искусства. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой четыре крика четырёх частей».

Этот авторский комментарий и определял впоследствии деление поэмы на четыре главы. Однако произведение следует воспринимать как целостное, в его основе - эмоциональный монолог лирического героя.

Сюжет поэмы, на первый взгляд, несложен - лирический герой болезненно переживает измену любимой (Мария - собирательный образ) - он слишком любит, слишком ненавидит и слишком страдает. Постепенно от интимных переживаний герой переходит к резким обвинениям миру, где возможно предательство любимых, где процветает искусство на потеху пошлой публике, где проповедуется смирение перед пороком. Этому миру и прокричал герой четырежды: «Долой!».

В первой части поэмы описываются ощущения человека, ожидающего свою возлюбленную. Его мучают ревность, сомнения, мука душевная достигает невероятной силы. Автор использует приём олицетворения: «Больной с кровати, спрыгнул нерв», нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги». Приходит Мария, «резкая, как «нате!», и сообщает, что выходит замуж - за другого. Измена возлюбленной потрясла героя, в поэме появляется метафорический образ - «пожар сердца» («сердце горящее»).

Во второй части герой, обманутый любимой, отвергает все, что создано в этом мире:

Я над всем, что сделано,

Ставлю «nihil».

В первую очередь, он отвергает искусство, далекое от людей, воспевающее лживые отношения («из любвей и соловьев какое-то варево»), герой стремится разрушить границы искусства для избранных и дать язык «улице»; он теперь певец площадей и городского «дна», но толпа не понимает и не принимает его. Он пугает людей силой своих прорицаний («в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год»), он, «обсмеянный у сегодняшнего племени», освистан толпой - такова участь всех пророков (вспомним образ «осмеянного пророка» у М.Ю.Лермонтова).

В третьей части поэмы герой взволнованно продолжает говорить о тех, кто недостоин истинной любви, он мечется по улицам города в поисках отзывчивых слушателей, но «опять голгофнику оплёванному предпочитают Варавву». В этой части лирический герой называет себя «тринадцатым апостолом».

Четвёртая часть - героем снова овладела тоска по возлюбленной («Мария, видишь - я уже начал сутулиться... »), но в ответ - молчание. Это и вызвало дерзкое обращение к Богу, который сотворил этот несовершенный мир. Постепенно любовная драма превратилась в социальную драму, а свой гнев лирический герой («тринадцатый апостол» - символ отрицания и бунта) обратил против дисгармонии мироустройства. Поэма заканчивается гневным обращением к Богу:

Я думал - ты всесильный Божище,

А ты недоучка, крохотный божик...

Эй, вы!

Небо!

Снимите шляпу!

Я иду!

Новаторство поэзии в.В.Маяковского

Напряжённость чувств, экспрессия требовали особых слов, особой синтаксической организации, иных ритмов. Уже в «Облаке в штанах» проявляются основы новых принципов стиха, которые сделали поэзию В. Маяковского новаторским явлением:

- поэт освободил стих от обязательных канонов размера;

- создал новую систему стихосложения - акцентный стих, в котором между ударными слогами может быть любое количество безударных;

- поэт акцентирует смысловую ударность, усиливая внимание к содержанию неожиданной рифмой;

- новым был и графический облик - его знаменитая «лесенка»;

- необычна метафорическая речь поэта-новатора; в поэзии Маяковского появляются неожиданные сравнения, метафоры: «в норах мистики вели ему мышиться», «скомкав фонарей одеяла», «трамвай с разбега взметнул зрачки»;

- Маяковский по-новому использовал возможности звукописи: «И жуток шуток клюющий смех», «слезают слёзы», «рука реки», «у вас в усах капуста»;

- в стихах усилено значение слова, паузы; отдельное слово иногда равно целой фразе;

- новое содержание требовало новых слов - неологизмов (прозаседавшиеся, змея двухметроворостая, грудь испешеходилась).

Эти принципы оказали воздействие на развитие русской поэзии ХХ века.