Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анатомия беспозвоночных 1.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
11.01.2020
Размер:
2.56 Mб
Скачать

9.3. Проявления диссимметрии у членистоногих

Среди Arthropoda проявления диссимметрии как во внутреннем строении, так и в наружном, многочисленны, в особенности в классах Crustacea и Insecta. Наоборот, среди трилобитов, пантопод, хелицеровых3 и многоножек диссимметрия встречается редко. У насекомых часто встречаются мелкие нарушения симметрии, например, в строении мандибул (рис. 62, А), где они имеют тот же смысл, что и у Eunicidae – коаптация обеих мандибул к совместной работе. Существуют также случаи диссимметрии в строении мужских совокупительных органов у многих жуков, и т.д. По существу более значительную, хотя внешне мало заметную диссимметрию представляет задний конец брюшка самцов многих двукрылых, у которых два последних сегмента тотчас после выхода из куколки испытывают поворот вокруг продольной оси на 180°, так что их тергиты оказываются на брюшной стороне, а стерниты – на спинной. Диссимметричен конец брюшка у самцов водяного клопа Corixa, у самцов эмбий (Embioidea), у постельного клопа (Cimex) (рис. 62, 5); у последнего диссимметрия вызвана асимметрией симбиотического органа4.

У трипсов (Thysanoptera) наблюдается резкая диссимметрия в строении головы, обусловленная редукцией одной из мандибул (рис. 62, В); на внешних очертаниях головы эта диссимметрия, однако, почти не отражается.

Рис. 62. Проявление диссимметрии у насекомых и ракообразных

А мандибулы Xylotrupes gideon, (Coleoptera) (по Berlese); Б – задний конец брюшка постельного клопа Сгтех lectularius (Hemiptera) с брюшной стороны; 1 пенис; 2задний проход; 3дыхальца (по Martini); В голова Aeolothrips fasciata (Tnysanoptera) со спинной стороны лба: 4 единственная мандибула; 5 максиллы I; 6 – щупальца максилл I; 7 щупальца нижней губы (максилл II); 8 парные колющие щетинки (внутренние лопасти первых максилл); 9 – верхняя губа (по Handlirsch); Г Gyge brапchialis (Isopoda, Epicarida), самка с брюшной стороны: 10 оостегиты грудных ножек; 11 жабры на абдоминальных конечностях (из Glaus); ДGelasimus vocans (Decapoda Brachiura), пример гетерохелии (по Cuvier)

У части Hemimetabola (тараканы, богомолы, привиденьевые, клопы) частичное взаимное налегание сложенных крыльев, всегда совершающееся в одном и том же порядке, вызывает диссимметрию крыльев; у кузнечиков и сверчков эта же диссимметрия передних крыльев усилилась благодаря развитию за счет крыльев голосового аппарата. Можно было бы привести ряд других примеров, но и этого достаточно чтобы видеть, что диссимметрия встречается у насекомых в виде множества разрозненных проявлений, но не отражается сколько-нибудь глубоко на общей организации животного и возникновение ее не создает сколько-нибудь значительных рядов развития.

У ракообразных мы также встречаемся с многочисленными и разнообразными проявлениями диссимметрии. У Ostracoda наблюдаются довольно часто незначительные проявления асимметрии створок раковины.

У Copepoda диссимметрия чаще всего охватывает конечности самца, измененные в качестве совокупительных придатков (последняя пара ног) и органов придерживания самки (антенны); нередко те же конечности развиты диссимметрично и у самок, а иногда эта диссимметрия проявляется уже у неполовозрелых особей. Иногда в корреляции с диссимметрией половых конечностей развиваются асимметрические выросты на боках последнего сегмента груди и первого сегмента брюшка или диссимметрическая форма хвостовой вилки; очевидно, это должно компенсировать при плавании нарушения прямолинейного движения, вызванные диссимметрией конечностей. У Botryllophilus (Copepoda), паразитирующего в жаберной полости асцидий, диссимметрично развиты торакальные ноги: на одной стороне тела они имеют строение плавательных ног, на другой стороне – крючковидное строение. Эта диссимметрия, очевидно, вызвана приспособлением к жизни в узких пространствах полостей хозяина. Резкую диссимметрию всего тела мы наблюдаем у Phryxus (семейство Bopyridae) и других паразитических Isopoda, живущих в жаберных камерах десятиногих раков; в этом случае диссимметрия паразита также обусловлена необходимостью применяться к асимметрической форме тесной полости, в которой он живет (рис. 62, Г).

Аналогичное происхождение приписывается обыкновенно диссимметрии брюшка раков-отшельников (Decapoda Paguroidea), прячущих брюшко в раковины брюхоногих моллюсков.

Среди отшельников представители семейств Pylochelidae и Pomatochelidae имеют первично-симметричное брюшко, несущее нормально развитые придатки, и прячут его в столь же симметричные раковины Dentalium (Scaphopoda) или в утонувшие кусочки бамбука (рис. 63, А). Представители семейства Paguridae обладают мягким брюшком, которое они прячут в трохоидно завернутых раковинках брюхоногих и которое, в соответствии с этим, асимметрически искривлено и имеет асимметрически развитые тергиты (рис. 63, В); плеоподы 2–5 правой стороны у самок отсутствуют (у самца они отсутствуют с обеих сторон). Coenobitaприбрежные и береговые отшельники Индийского и Тихого океанов – имеют такое же диссимметричное брюшко, как и Paguridae; плеоподы самки, помимо 6-го сегмента, имеются только на 2 и 3-м сегментах правой стороны. Наряду с этими формами, прячущими брюшко в трубку, существуют параллельные им группы, ведущие свободный образ жизни и подгибающие брюшко под гнатоторакс, наподобие крабов. Среди них семейство Lomisidae имеет вполне симметричное брюшко и явно связано с Pomatochelidae. Род Birgus (пальмовый вор) (рис. 63, Г), относящийся к семейству Coenobitidae, имеет почти симметричное строение брюшка, но асимметрия плеопод выдает его родство с ценобитами. Birgus, пройдя личиночное развитие (стадии zoea и leucothoe), покидает море. В литоральной зоне личинка надевает раковинку на еще симметричное брюшко и выходит на берег. После нескольких линек брюшко становится резко диссимметричным; одновременно развиваются легкие, а органы чувств перестраиваются на воздушный лад. Личинка живет в раковине до тех пор, пока находятся раковины достаточной величины. А когда поместительных раковин больше не оказывается, приходится обходиться без них. Время освобождения от раковины зависит от местной фауны наземных моллюсков и в соответствии с этим колеблется в пределах от 6 до 14 месяцев. После освобождения брюшко подгибается на брюшную сторону тела и становится внешне симметричным. На раковинной стадии своей жизни Birgus не отличается от типичных ценобит. Сем. Lithodidae своим коротким панцирем и подогнутым брюшком имитирует крабов (рис. 63, В). Однако тергиты брюшка резко асимметричны, и расположение их указывает на родство литодид с Paguridae; как и у этих последних, самки литодид имеют 3 левые плеоподы. С исторической и экологической точек зрения эти факты из сравнительной анатомии Paguroidea естественней всего объясняются предположением, что диссимметрия брюшка возникла у Paguridae и Coenobitidae вследствие приспособления к жизни в трохоидно-завитых раковинах улиток. Сохранение диссимметрии у Birgus, ведущего во взрослом виде свободный образ жизни, легко объясняется жизнью личинки в трохоидно-завитых раковинах. Для Lithodidae приходится принять, что их диссимметрия унаследована от предков, живших в раковинах.

Другой широко распространенный случай диссимметрии у десятиногих раков представляет гетерохелия, т.е. различная форма и величина обеих клешней на первой паре грудных ног (рис. 62, Д).

У примитивных, гомойохольных форм обе клешни являются хватательными, у гетерохельных одна из них принимает форму так называемой дробящей клешни и более крупные размеры. Дробящей может быть или правая клешня или левая, или же особи с правыми и левыми дробящими клешнями встречаются в более или менее одинаковом числе. Гетерохелия встречается во всех группах десятиногих, кроме креветок (Natantia). Действительно, асимметрия клешней может развиваться только у донных видов, которые не нуждаются в точном балансировании при плавании. У тех из крабов, которые вторично перешли к плавающему образу жизни, гетерохелия сохраняется в форме клешней, но размеры их выравниваются. Гетерохелия встречается во всех семействах ползающих раков но наряду с этим в большинстве семейств есть и гомойохельные формы. Палеон-тологически гомойохелия древнее; для каждой современной гетерохельной формы, у которой нет современных гомойохельных родственников, они находятся в ископаемом состоянии (Homarus Eryma -j-, Nica Blaculla -j-).

Рис. 63. Диссимметрия брюшка у раков-отшельников

(Anomura Paguroidea)

А Pylodielea priersii симметричен, живет в утонувших кусочках бамбука и т.п. (по Smith) Б – Pagurus bernhardus асимметричен, живет в раковинах брюхоногих (по Cuvier); В Lithodes maja, самка с брюшной стороны – асимметричная, свободношивущая; 1 и 5 латеральные склериты III и V сегментов брюшка; 2 – маргинальные складки; 3 последняя пара плеопод; 4 тельсон и 6-й сегмент брюшка (по Smith); Г – Birgus latro, пальмовый вор, самка с брюшной стороны – наземный, свободноживущий асимметричный вид (по Smith)

Почти в каждом из семейств, известных с мезозоя, мезозойские представители являются гомойохельными, затем в конце мезозоя или в третичную эпоху появляются гетерохельныо формы; отдельные роды почти в каждом семействе эпистатически5 остаются гомойохельными до наших дней. Гетерохелия в большинстве рядов исторически появляется раньше у самцов, позже – у самок. В настоящее время у ряда форм гетерохельны оба пола.

У обычно гомойохельных самок рода Xantho мужской признак дробящей клешни встречается изредка при нормальном развитии женских половых органов.

Таким образом, среди десятиногих раков мы встречаемся со значительным развитием диссимметрии в двух различных частях тела – в клешнях многих форм и в брюшке – у части Anomura.