Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История социальной работы, Кузьмин К.В., Сутыри...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.28 Mб
Скачать

О. Кузьмин б.А. Сутырин

Учебное пособие

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

(С ДРЕВНОСТИ И ДО НАЧАЛА XX ВЕКА)

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы при Министерстве образования РФ в качестве учебного пособия для студентов, изучающихся по специальности «социальная работа»

Москва Академический Проект

УДК 36 ББК 65.27 К 89

Разделы I, II, V, VII, IX - К.В. Кузьмин,

БЛ. Сутырип

Разделы III, IV, VI. VIII - К.В. Кузьмич

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор, заведующий

кафедрой востоковедения Уральского государственного университета Кузьмин В.А.;

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Российского государственного профессионально-педагогического университета

Леднев В.П.;

доктор исторических наук, профессор, заведующий

кафедрой отечественной истории Уральского государственного педагогического университета Попов М.В.

Кузьмин к.В., Сутырип б.А.

К89 История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала XX века): Учебное пособие M.. Академический Проект; Трикста, 3 изд., доп. и испр. - 624 с. -Caudeamus»).

Ishn 5-8291-0476-8 (АкадемическийПроект)

Isi1n 5-902358-38-8 (Трикста)

В пособии рассматриваются проблемы эволюции форм и средств социальной помощи и поддержки на материале российской и западноевропейской истории, показаны основные тенденции и закономерности разви­тия социальной работы, а также особенности и специфи­ка в решении социальных проблем, которые присущи Рос­сии. Пособие охватывает временной промежуток с древнейших времен развития человеческой цивилиза­ции до начала XX века, то есть до того времени, когда социальная работа вступает в принципиально новый этап своего развития.

•Пособие предназначено для студентов, обучающихся .'па специальности «социальная работа», при изучении курса «История социальной работы», а также для интересующихся дайной проблематикой.

УДК 36 ББК 65.27

(с) Кун.мин К.В., Сутырин Б.А., 2005

(

ISHN 5-8291-0476-8

ISI1N 5-902358-38-8

с) Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2005

(с) Триста, 2005

От авторов

Настоящее учебное пособие стало результатом практического преподавания нами учебных курсов «История социальной работы в России» и «История социальной работы за рубежом» в течение ряда лет на социально-педагогическом факультете Уральско­го государственного педагогического университета и в Социальном институте Российского государ­ственного профессионально-педагогического уни­верситета (г. Екатеринбург). Предназначено пособие для студентов, обучающихся по специальности «со­циальная работа».

После выхода первого издания в 2002 г. появи­лось немало новой литературы, посвященной тем либо иным аспектам истории социальной работы как за рубежом, так и в России. Особо здесь стоит отме­тить работу Центра развития некоммерческих орга­низаций в Санкт-Петербурге, приложившего немало усилий к объединению исследователей, занимающих­ся изучением истории российской благотворитель­ности. Данный факт поставил перед нами задачу дополнить и расширить содержательную часть учеб­ного пособия, включив в него целый ряд новых сю­жетов. Надо заметить, что в результате проделанной работы необходимые дополнения были внесены практически во все разделы пособия. Кроме того, были устранены досадные неточности, вкравшиеся в первое и второе издания. Соответственно был суще­ственно расширен и список рекомендованной лите­ратуры.

Остановимся на принципиальных особенностях, которые присущи представляемой работе.

Во-первых, мы исходили из того убеждения, что целью социальной работы является поддержание со­циального мира и равновесия в обществе. К сожале­нию, вопрос о цели и средствах социальной работы до сих представляется не до конца проясненным в современной литературе, посвященной проблемати­ке теории и практики социальной работы.

[3]

Так, в учебном пособии «Социальная работа как профессия» под общей редакций д. и, и., проф. 3. X. Саралиевой (Нижний Новгород, 1996) отмечает­ся, что «цель социальной работы заключается в пре­доставлении непосредственной помощи отдельной личности, семье, коллективу в нахождении выхода из проблемной ситуации, снижении остроты или лик­видации самой проблемы, а также в достижении успехов в тех областях, где желательно усиление со­циального функционирования».

Несколько иначе к определению цели социаль­ной работы подошли авторы пособия «Обучение со­циальной работе: преемственность и инновации» под редакцией Ш. Рамон и Р. Сарри (М., 1996): «Уникаль­ность социальной работы заключается в том, что за­пятые ею люди пытаются оказывать помощь отдель­ному конкретному человеку путем объединения, а можот быть, точнее, формирования определенного равновесия всех психосоциальных уровней его су-iii.i i m щ.пшч, но такие задачи под силу только про-фессионалам, выступающим в роли посредников между клиентом и государством... Их наипервейшая задача — защитить уязвимых людей в нашем обще­стве».

В пособии «Обучение практике социальной ра­боты: международный опыт и перспективы» под ре­дакцией М. Доэла и С. Шардлоу (М., 1997) отмечает­ся, что «своеобразие социальной работы заключает­ся в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с целью обеспечения психосоциальной гармонии существования человека. Эти услуги оказываются профессионально подготов­ленными людьми, которые одновременно выступают посредниками между потребителями услуг и государ­ством».

Иными словами, исходя из приведенных выдер­жек, цель социальной работы фактически заключа­ется в функционировании социального работника; цель попросту сливается с содержанием и, перефра-

[4]

зировав процитированное, можем сделать вывод: цель социальной работы — социальная работа.

Кроме того, совершенно неясно, каковы же фун­кции социального работника: то ли его роль концен­трируется вокруг оказания конкретной помощи кон­кретному человеку или конкретной группе, то ли он попросту посредник между личностью или группой и государством. Не менее сложной представляется проблема благ, которые социальный работник обязан предоставлять или пытаться предоставлять нуждаю­щимся слоям населения. И эта проблема имеет прин­ципиальный характер, ибо позволяет приблизиться к пониманию цели социальной работы.

Если обратиться к философскому истолкованию понятия «благо», мы можем увидеть сосуществова­ние и противоборство двух основных линий (по мень­шей мере начиная с рубежа XVIII —XIX вв.): понима­ние блага как разумного начала и понимание блага как эмоционально-чувственного начала. Здесь про­блема в осознании «блага»: или человеческие добро­детели формируются под воздействием внешней среды, под влиянием общества («благо как разумное начало»), или они суть врожденные качества каждо­го конкретного человека («благо как эмоционально-чувственное начало»).

Именно на базе указанного противопоставле­ния двух традиций в понимании блага во второй половине XVIII в. оформились два основных под­хода в трактовке общественного долга помощи нуждающимся слоям населения: общественный долг как долг общества в целом и общественный долг как долг общественного человека. Появление двух трактовок в понимании общественного долга стало, на наш взгляд, основным конституирующим фактором в формировании профессиональной социальной работы, заложив основу для развития в дальнейшем двух основных моделей практики современной социальной работы — репродуктив­ной и радикальной.

[5]

Это противопоставление (разумное — эмоцио­нально-чувственное) отнюдь не случайно, ибо оно ставит точки над «i» при ответе на вопрос о цели социальной работы. Не случайно английский поэт и критик Сэмюэль Джонсон (1709—1784) замечал: «Если бы в эту комнату ворвался сумасшедший с палкой, мы бы с вами, разумеется, пожалели бы его, однако первым нашим побуждением было бы поза­ботиться не о нем, а о себе; сначала мы бы повалили его на пол, а уж потом пожалели».

И в этой фразе, на наш взгляд, заключено основ­ное — социальная работа нужна не конкретному ин­дивиду, не конкретной группе, а обществу-государ­ству в целом. Иными словами, социальная работа не ограничивается лишь достижением узкопрактичес­ких целей, а несет в себе цивилизационное назначе­ние: она обеспечивает поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, недопу­щение и предупреждение социальных конфликтов, нейтрализацию дестабилизирующих факторов. Имен­но под этим углом зрения следует в целом рассмат­ривать социальную работу, выполняющую роль об­щественного амортизатора. Слои, нуждающиеся в помощи, будь то нищие, безработные, девианты и т. п., несут в себе разрушительный заряд, нарушающий стабильность общества: отсюда необходимость пре­вентивных мер для поддержания равновесия и ста­бильности.

Нуждающиеся слои населения суть факторы, на­рушающие стабильность общества-государства. Пос­леднему они вовсе не нужны и поступать с ними го­сударство вольно так, как ему заблагорассудится. Но рассудок должен заставлять действовать в направ­лении обеспечения социального мира, ибо в против­ном случае общество обрекает себя на самоуничто­жение. Средства к достижению желаемого мира могут быть самыми разнообразными и кое-какие из них ныне могут внушать ужас. И не следует сводить средства социальной работы к реализации христи-

[6]

анских заповедей сострадания, милосердия и помо­щи ближнему, как нередко случается в наших учеб­никах. Средства социальной работы в ходе челове­ческой истории постоянно меняются, происходит это в том числе и потому, что меняются представления о сущности социальной помощи, о смысле сострада­ния, о добре и зле.

Если кратко пробежаться по ходу человеческой истории, мы увидим все разнообразие средств под-держания социального мира.

Требование «хлеба и зрелищ» можно рассматри-п.гп, как лозунг социальных работников древнего Рима; идеализация нищенства в период раннего и классического средневековья приводит к формиро-п,шик) особых правил подачи милостыни, исходив­ших из принципа «Бог все видит— Он и рассудит»; можно физически уничтожать «изгоев» общества, и «охота на ведьм» в XVI — первой половине XVII вв. в Европе выступает средством социальной работы; есть возможность «уничтожить» нищету путем изо­ляции бедняков в работных и смирительных домах во второй половине XVII —XVIII вв.; наконец, можно поддерживать более или менее достойный образ жиз­ни нуждающихся за счет имеющихся у общества амортизационных фондов.

Нельзя судить о цели социальной работы, исходя из современных представлений о средствах и фор­мах помощи и поддержки нуждающихся слоев обще­ства. Бессмысленно рассуждать о степени гуманно­сти того или иного общества, опираясь на нынешние представления о человечности, сострадании и т. п. И здесь, на наш взгляд, курс истории социальной работы только выиграет, если он будет наполнен изменчивым с течением времени содержанием, по­казывающим человека в истории.

Итак, социальная работа оказывается как бы на грани разумного и эмоционально-чувственного вос­приятия. В основе всего «равновесие» — равнове­сие между разумным и эмоционально-чувственным.

[7]

Без этого немыслимо существование общества, и в поддержании равновесия заключается цель социаль­ной работы, а средства к поддержанию мира, к дос­тижению указанной цели могут быть самыми разны­ми и могут изменяться с течением времени, что мы и стремились показать в настоящем пособии.

Другой особенностью данного учебного пособия является то, что при рассмотрении проблем эволю­ции форм и средств социальной помощи мы особое внимание уделяли общему историческому фону, со­средоточившись на тех экономических, политичес­ких и социальных изменениях и потрясениях, кото­рые были характерны для того или иного периода в истории западноевропейской и российской цивили­зации.

В то же время, как уже сказано выше, мы пыта­лись показать человека в истории, именно поэтому в пособии значительное место отводится вопросам социальной психологии и философскому осмысле­нию проблем социальной помощи. В конечном счете, взгляды человека на мироздание и на свое место в нем во многом определяли и те трактовки содержа­ния и направленности социальной помощи, которые господствовали в те или иные исторические проме­жутки времени. В связи с этим вовсе не случайно широкое обращение к исследованиям, которые по­казывают «историю снизу» (в частности, к работам М. Фуко, Ф. Арьеса, Ж. Ле Гоффа, А. Люшера, Б. Ге-ремека, Э. Ле Руа Ладюри, Ж. Делюмо, Т. Зелдина идр.).

И, наконец, третья особенность представляемо­го учебного пособия: мы попытались увязать исто­рию социальной работы в России с историей соци­альной работы за рубежом, показав как общее, при­сущее и российской, и западной цивилизации, так и то особенное, что было характерно для эволюции со­циальной помощи в нашей стране, определенное уни­кальным геополитическим местоположением России, помещенной на границе Европы и Азии, Запада и Во­стока. В тех разделах пособия, которые посвящены

[8]

истории отечественной социальной работы, мы останавливаемся на том, как заимствовался евро­пейский опыт решения социальных проблем и что в результате появлялось в качестве результата сме­шения цивилизации Запада и самобытной культуры России.

Надо также заметить, что при написании пособия нами использован широкий круг литературы и источ­ников, включающий в себя не только научные исследо­вания отечественных и зарубежных авторов, но также законодательные, статистические, религиозные, художе­ственные и публицистические тексты. Хотелось бы под­черкнуть, что при работе над пособием было использо­вано исследование Бронислава Геремека «История бед­ности» («Poverty: A History»), еще не опубликованное на русском языке.

В нашем пособии мы изложили собственное ви­дение истории социальной работы за рубежом и в России, дойдя лишь до первых лет XX столетия и полагая ныне продолжить свою работу написани­ем второй части — «История социальной работы'за рубежом и в России (с начала XX в. до наших дней)».

В заключение хотелось бы выразить нашу глубо­кую признательность и благодарность всем, кто по­могал нам при написании настоящего пособия сво­ими советами: кандидату социологических наук Ла­рисе Евгеньевне Петровой, кандидату исторических наук Владимиру Николаевичу Земцову, кандидату ис­торических наук Галине Степановне Сутыриной, кандидату педагогических наук Алевтине Ивановне Ткаченко, кандидату философских наук Илье Евгень­евичу Левченко. Особенную признательность мы вы­ражаем старшему преподавателю кафедры всеобщей истории УрГПУ Галине Ивановне Крутиковой, а так­же благодарим за участие и помощь преподавателей и сотрудников кафедры отечественной истории Уральского государственного педагогического уни­верситета. Мы признательны за ценные замечания, высказанные по первому изданию пособия членом

[9]

Правления Союза писателей России Еленой Иванов­ной Трофимовой. Мы благодарим Александра Левчен­ко, который приложил немало усилий к тому, чтобы работа над учебным пособием была наконец-то за­вершена.

К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин

[10]