
«Доктор смерть»
В 1999 году суд присяжных приговорил 70-летнего Джека Геворкяна к десятилетнему тюремному сроку за помощь в самоубийстве человеку, много лет страдающему рассеянным склерозом. В 2008 году Геворкян был освобожден досрочно в связи с собственной неизлечимой болезнью. В июне 2011 года «Доктор смерть» скончался. Его смерть вызвала новую волну обсуждений проблемы эвтаназии.
Кеворкян родился в 1928 году в США и с 1958 года являлся популяризатором эвтаназии. Он принимал участие в корейской войне, а затем работал патологоанатомом в различных больницах.
Занимаясь врачебной практикой, он стал выступать за эвтаназию в тех случаях, когда больному уже нельзя оказать медицинскую помощь и его страдания не стоят того, чтобы продолжать жить.
Начинал он с теории эвтаназии – публиковал статьи в американских и немецких журналах. Первые эксперименты на практике он думал проводить в тюрьмах над смертниками. Но его запросы в исправительных учреждениях отклонялись. А Джеку нужно было работать с живым материалом. Тогда в 1987 году Кеворкян дал первое объявление в детройтской газете, простое и лаконичное: врач-консультант дает советы, как добровольно расстаться с жизнью. Он стал первым в мире, кто официально рекламировал помощь в самоубийстве.
В 80-х годах прошлого столетия он собственноручно разработал и построил так называемый «мёрситрон» (англ. Mercitron, от mercy — милосердие) «машину самоубийства», подающую смертельную дозу анальгетиков и токсичных препаратов в кровь больного, для пациентов, не способных покончить с собой иными способами. В аппарате было предусмотрено и специальное устройство для прерывания процедуры в случае, если доброволец неожиданно изменит свое решение.
После долгих переговоров одна из газет все-таки решилась опубликовать объявление Джека Кеворкяна примерно такого содержания: «Если вы решили умереть и хотите это сделать безболезненно, я подарю вам легкую смерть».
4 июня 1990 используя «мёрситрон», с собой покончил первый пациент, страдавший болезнью Альцгеймера. Первым его пациентом стала 54-летняя Джанет Аткинс, страдавшая неизлечимой болезнью. В своем оборудованном под лабораторию стареньком автобусе Кеворкян привел в действие «машину смерти», и последнее, что услышал от Джанет, - это «спасибо». Устройство типа капельницы привела в действие сама Джанет. Зарегистрировав ее смерть, Кеворкян известил полицию и представил записанные на видеопленку разговор с больной и акт самоубийства. Семья подтвердила решение Джанет умереть и передала полиции её предсмертную записку:
Кеворкяна арестовали, но отпустили по решению судьи, объяснившего прессе, что факт самоубийства доказан, что самоубийство - не преступление, и ассистирование ему не является соучастием в преступлении. Сам же Кеворкян, человек убежденный и страстный, так сформулировал свое кредо в речи перед судьей на одном из 4-х своих судебных процессов: «Называйте это убийством из милосердия. Я называю это медицинским обслуживанием. Долг врача, много лет помогавшего пациенту сохранять здоровье, - помочь ему быстро и безболезненно умереть, когда положение пациента безнадежно и впереди его ничего не ждет, кроме долгой агонии. И если Закон стоит на пути врача, верного своей профессии, значит, закон требует от него бесчестия. Потому что если я отвернусь от пациента тогда, когда я ему больше всего нужен, это будет трусостью и предательством».
Буквально через несколько дней выпущенный на свободу доктор Кеворкян помог еще одному безнадежно больному уйти из жизни. И снова – видеозапись, на которой больной сам включает «мёрситрон». Америка всполошилась. В Мичигане верующие пикетировали дом, где Кеворкян снимал квартиру. Журналисты дали ему прозвище «Доктор смерть». Позже в 2008 году журналисты спросят его, как он относился к этому прозвищу. «Доктор смерть» ответил им: «Я спокойно отношусь к этому. Друзья так называли меня всю жизнь… Еще до всей истории с эвтаназией. Потом подхватила пресса. Все эти прозвища — Доктор Смерть, Доктор Капельница… Это же пресса — она меня демонизировала. А пресса всегда заодно с властью».
По его собственным словам, помогать уходить людям из жизни, ему было не страшно. Он относился к этому как к долгу помогать пациенту. У пациента до последних минут оставался выбор – жить или умереть.
В 2010 году Аль Пачино увековечил образ доктора в художественном фильме «Вы не знаете Джека». В этом фильме, созданном Барри Левинсоном по документальным материалам, показано, что доктор Кеворкян строго следовал разумным требованиям такого опасного дела, как ассистирование самоубийце. Он настаивал, чтобы больные после своей просьбы ждали две недели – на тот случай, если они передумают. Он изучал историю их болезни, он беседовал с родными в присутствии больного. Всё это записывал на пленку его друг и ассистент Нил Никол. Перед тем, как разрешить больному включить «мёрситрон», ему еще раз предлагали отказаться от рокового шага. Однако эксперты, изучавшие дело Кеворкяна, считали, что он неосторожен и некомпетентен.
В общей сложности в 1990—1998 гг. «мёрситроном» воспользовалось более 130 человек.
Деньги Джека вообще никогда не интересовали. Он снимал дешевые квартиры, ездил на подержанных машинах, а одежду принципиально покупал в секонд-хендах. Хотя некоторые родственники пациентов переводили на его отдельный счет солидные суммы денег. Из этих денег Кеворкян на себя не истратил ни цента - они предназначены на претворение его вышеупомянутой идеи в жизнь, когда власти наконец поймут, какую «глупую ошибку они сделали», запретив ему практиковать.
Сам Джек Кеворкян говорит, что переворот в нем, после которого он и занялся своей нынешней деятельностью, произошел в 1986 году, после возвращения из Нидерландов - единственной страны в мире, где врачам разрешено проводить эвтаназию неизлечимо больных по просьбе последних.
По статистическим данным Ассоциации американских больниц, в больницах США ежедневно умирает шесть тысяч человек. 70% из них уходят из жизни добровольно, попросив лечащего врача отключить систему жизнеобеспечения или дать смертельную дозу лекарства. И врачи выполняют их просьбы. Верится с трудом, но так пишут американские газеты.
Говорят, что никто не любит жизнь так, как человек, решившийся на самоубийство. Он и решает покончить с собой, потому что любит тот образ жизни, которого лишился навсегда, - по крайней мере, он так думает.
Идея жизни Кеворкяна - учредить новую медицинскую специальность. По-английски она звучит как «obituary doctor». На русский перевести это довольно трудно, ибо язык не выговаривает: «доктор для похорон». Медик, помогающий безнадежным пациентам покончить жизнь самоубийством, самым что ни на есть легким способом. Он говорил : «В Америке не хотят легализовать эвтаназию, потому что на этом завязаны огромные деньги. Они же миллионы зарабатывают на больных и умирающих — эти фармацевтические компании, доктора, адвокаты, частные лечебницы, хосписы… В Америке выгодно быть умирающим, а не мертвым».
Вопрос, ангел милосердия Джек Кеворкян или маньяк, герой или серийный убийца, сейчас, после его выхода на свободу, тревожит американскую общественность больше, чем раньше. В тот момент, когда Джек покидал тюрьму, мичиганские католики обратились к американской прессе с призывом не героизировать Кеворкяна: самый большой грешник - это человек, решивший побыть немного Богом. Но в героя Джек превратился еще несколько лет назад, попав в классику американской литературы ХХ века. Последний сборник своих рассказов Курт Воннегут так и назвал - «Дай вам Бог здоровья, доктор Кеворкян». Сборник вышел в 2001 году, когда Джек еще отбывал срок.
В альтернативной культуре Кеворкян – тоже герой. Для существовавшей до недавнего времени радикальной Церкви эвтаназии, борющейся с перенаселенностью планеты (ее главный девиз: «покончи с собой и спаси планету!»), Джек Кеворкян совершенно естественным образом стал одним из апостолов. В английском языке «кеворкинизация» распространилась даже в среде хакеров: не так давно появился термин «кеворк» — «кеворкнуть» можно, например, сайт или целый проект. Значение ясно и без перевода. Жаргонное словечко уже вошло в третье издание нового словаря хакеров. Необычная на слух армянская фамилия Джека и неоднозначность его фигуры всегда привлекала внимание маргиналов: в честь Доктора Смерть слагали песни Public Enemy («Kevorkian») и хард-кор-группа Anal Cunt («Jack Kevorkian Is Cool»).