Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
34. Проблема движения и развития.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
26.05.2014
Размер:
63.49 Кб
Скачать

Механицизм и энергетизм. Их методологическая основа.

История философии и науки знает не мало концепций, в которых материя и движение рассматривались не в их сущностном единстве, а в качестве двух самостоятельных и обособленных субстанций. При таком понимании для того, чтобы привести эту мертвую и костную материю в движение, требовался «божественный первотолчок». В науках, искавших механические принципы возникновения и существования явлений, это учение приняло форму представления о скрытых силах (перводвигатель, форма, бог, жизненный порыв, дух и т.д.). в наше время значительно более влиятельными оказались концепции, которые возникли не как следствие идеалистической позиции своих авторов, а как результат развития самого естествознания.

Наиболее влиятельной оказалась концепция энергитизма, который фактически уже полностью преодолен современной наукой, однако порой его рецидивы еще встречаются. Возможность рассмотрения движения как обособленного от материи начала мира основывалось в энергитизме на том, что естественнонаучное понятие энергии как общей меры движения позволяло описывать с единой точки зрения многие физические процессы, которые ранее считались совершенно различными и не сводились друг к другу. Например, в механистическом понимании материи неприменимо обоснование внутриатомных взаимодействий, поэтому следует заменить понятие материи понятием энергии, придав последнему статус изначальной субстанции. Энергия стала мыслиться как общий знаменатель всех процессов природы, и поэтому многие физики сочли, что нет надобности рассматривать конкретные механизмы различных физических процессов, если все они могут быть «схвачены» понятием энергии. Энергия с этой точки зрения суть единственная объективная субстанция, а материя – лишь вторичное и случайное ее следствие.

Открытие закона сохранения и превращения энергии и успех термодинамики дали повод к настойчивому возрождению попыток превратить «чистую» энергию в абсолют, конечное содержание всего, что вообще существует. Но «чистая» энергия – всего лишь абстракция. Энергия – это одна из характеристик интенсивности взаимодействия материальных объектов, это движение, которое также невозможно без материального носителя, как мысль – без мыслящего мозга или синева – без того, что синее.

Высшие формы движения материи нельзя свести, редуцировать целиком и полностью к низшим формам. Например, нельзя описать биологические процессы, исходя только из физико-химических свойств, не учитывая качественную особенность биологического уровня организации, игнорируя процессы биоэволюции, естественного отбора и т.д. Точно так же развитие человеческого общества невозможно понять, опираясь только на биологические закономерности, не принимая во внимание особенности социального развития.

Редукция высших форм движения к простейшим называется механицизмом. Последний может выступать не только в форме сведения социальных, биологических, химических процессов к механическому движению и его законам, но и в более тонких формах. Попытки объяснить биологические процессы только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные процессы только из особенностей биологического развития человека – тоже разновидности механицизма. Можно, например, расценить как вариант механицизма современные взгляды сторонников так называемой социобиологии, поскольку они основаны на редукции социальных процессов к биологическим. Это касается прежде всего попыток сведения нравственных качеств человека (альтруизм и т.д.) к биологическим (в частности, генетическим) проявлениям «человеческой природы».

Но, критикуя механицизм и его различные появления, нельзя забывать и об органической связи между различными уровнями организации материи, о том, что каждая высшая форма рождается из низшей и поэтому ее нельзя понять, если игнорировать эти ее генетические связи с низшей формой. Диалектико-материалистическая методология выступает как против ограниченностей редукционизма, так против и односторонностей антиредукционизма, который, подчеркивая качественную специфику форм движения, отрывает их друг от друга, не принимает во внимание взаимосвязь и преемственность этих форм. Игнорирование генетических связей между качественную специфику форм движения может привести к серьезному искажению истины при научном исследовании тех или иных объектов материальной действительности. Например, противопоставление сторонниками Т.Д.Лысенко биологического исследования методам физико-химического анализа явлений жизни, одностороннее преувеличение специфики биологического движения послужило одним из оснований для запретов на исследования в области генетики, что принесло большой ущерб советской биологической науке. Сторонники Лысенко, насаждая свои идеи, выступали от имени материалистической диалектики, которая, однако, требует обратного – не разрывать генетические связи между различными уровнями организации материи и различными формами ее движения, а прослеживать эти связи. Поэтому методология Лысенко и его сторонников была типичным проявлением метафизики, а не диалектики.

Развитие и естественнонаучный принцип сохранения.

Не нашла материала.

Понятие круговорота в развитии.

Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, когда представления о развитии как таковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретных знаний о развивающихся объектах (геологических, биологических и др.).

Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Но представляя весь мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то нового, необратимого. Это объясняется особенностями их культуры, мировоззрения. Для греческой культуры высшей ценностью была яркая жизнь, наслаждение прекрасным; в это мировосприятие плохо вписываются представления о неизбежности смерти. Выход был найден в концепции великого круговорота. Согласно ей, все в мире повторяется, и после великого года, равного многим тысячелетиям, все снова возвращается «на круги своя». Получалось, что в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям.

Большой шаг в понимании развития как процесса качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым, был сделан в средние века в христианской философии. Для христианского мировоззрения жизнь – напряженное ожидание будущего (грядущего пришествия спасителя, мессии), она устремлена вперед, от прошлого к будущему. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни. Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости, смерти. Рождение человека он сопоставлял с началом истории, а смерть – со страшным судом. Эта схема в известной степени преодолевала цикличность античной модели.

Важный шаг к идее развития мира сделал Декарт. Бог, создавая мир, полагал он, дал ему импульс, толчок, получив который природа начала «распутывать первоначальный хаос», порождая новые формы. У Декарта понятие развития не распространялось на общество. Но эпоха буржуазных революций заставляла задумываться и об этом, побуждала интерес к истории. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, включающего и этапы революционных преобразований. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития. Движущими силами развития общества у всех этих мыслителей оказались духовные факторы (моральные, религиозные и другие идеи).

Синтез разных догадок и формирование теории развития (идеалистическая диалектика) были осуществлены в немецкой классической философии, важную роль в формировании которой сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы, открытия в области математики, астрономические эмбриологические, геологические теории.

Основоположник немецкого идеализма, И. Кант (1724-1804), сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Применив понятие развития к Солнечной системе и к другим звездным мирам, Кант вместе с тем поставил вопрос и о развитии человека. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении рас.

Ученик Канта Гердер предпринял первую попытку последовательного рассмотрения исторического развития народов и культур. Целостную концепцию развития, прежде всего исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель. В идеалистической философии Гегеля диалектика предстала в виде стройной теоретической системы. Постоянное движение, изменение философ находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества, прежде всего в духовной культуре.