Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

35. Принцип детерминизма

.doc
Скачиваний:
83
Добавлен:
26.05.2014
Размер:
37.89 Кб
Скачать

35. Принцип детерминизма в философии. Механистический детерминизм и его естественнонаучные истоки. Диалектико-материалистическое решение вопроса о причинности. Соотношение необходимости и случайности. Индетерминизм в субъективно-идеалистических учениях, его истоки и сущность.

По словам Николая Гартмана, «наука – великая вещь, но на вопросы: откуда, куда и почему - она не даёт ответа». Человеческий интеллект подчас ставит под сомнение не столько ответы на эти вопросы, сколько вообще принципиальную возможность их задавать. Постановка тех или иных проблем предполагает определённое видение мира, где явления и процессы связаны между собой определённым образом. Вместе с тем существует и альтернативный вариант, справедливо учитывающий невозможность логически доказать какую-либо версию мироосмысления. Данные противоположные учения называются детерминизмом и индетерминизмом.

Термин «детерминация» в переводе с латыни означает «определять», «отделять», «отграничивать» и в этом смысле означает операцию определения одного предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Философское осмысление данного понятия связано не столько с определением или отграничением, сколько с обусловливанием одних явлений, состояний и процессов другими явлениями, состояниями и процессами.

Детерминизм можно определить как систему философских взглядов об объективной, закономерной и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира. Философский детерминизм предполагает определённую концепцию природы, что отражается главным образом в учении о причинности, необходимости и случайности.

Современный детерминизм включает в себя два противоположных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений. Первый тип – это причинная детерминация. В отечественной литературе вообще имеет место стойкая тенденция к отождествлению принципа причинности и принципа детерминации, что, с одной стороны, имеет исторические корни и заключает в себе глубокий рациональный смысл, с другой же стороны, содержит серьёзные неточности. Учение о причинности действительно лежит в основе принципа детерминации и первое невозможно без второго. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определённых условий с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Причина есть взаимодействие. Возможны два типа таких взаимодействий: 1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существующих объектах (например, воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание); 2) порождающее новые объекты, которых не было до начала действия причины (например, взаимодействие электрона и позитрона, порождающее два фотона).

Второй тип детерминации явлений носит непричинный характер. Непричинные отношения между явлениями можно определить как такие отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии. Наиболее характерным примером непричинного обуславливания является функциональная связь между отдельными свойствами или характеристиками предмета, выражаемая, в частности, какой-либо формулой. Другим видом непричинной обусловленности является так называемая связь состояний. Выделяют также телеономную, целевую детерминацию.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.

Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном именно так, а не иначе.

Случайность – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос о познавательном статусе категории случайности. Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, то и случайные связи следует считать причинно обусловленными. Следовательно, случайность тоже необходима, и объективное противопоставление необходимости и случайности лишено смысла. В истории философии предлагались два выхода из данной ситуации: 1) случайность выводится за рамки действия принципа детерминизма; 2) случайность объясняется лишь временным незнанием причин того или иного явления. Первое решение ведёт к отрицанию принципа детерминизма, второе – к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Диалектический подход выделяет в целом следующие моменты, характеризующие взаимосвязь необходимости и случайности. Во-первых, необходимость и случайность есть парные категории, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия. Во-вторых, случайность можно рассматривать как форму необходимости (необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей). В-третьих, случайность есть дополнение необходимости. Они превращаются и переходят друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем.

Противоположная детерминизму точка зрения называется индетерминизмом. Объединённые данным термином концепции предполагают отрицание объективной причинной или вообще закономерной обусловленности явлений природы, общества и мышления. Позиции детерминизма придерживались, в частности, Д. Юм и И. Кант, проводившие субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости и закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру. В неопозитивизме и прагматизме наблюдается тенденция ограничить область действия причинности логической сферой, исключив онтологическую. Например, М. Шлик говорит о понятии причинности не более как о «возможности калькуляции» тех или иных событий в будущем.

С вопросом о детерминации явлений и процессов действительности связана также проблема соотношения свободы и необходимости. Для понятия «свободы» существует множество определений. Гегель говорил, что «ни об одной идее нельзя с таким полнымм правом сказать, что она неопределённа, многозначна, доступна величайшим недоразумениям, как об идее свободы…» Свободу можно трактовать, например, как возможность человека поступать так, как ему хочется, т.е. свобода – это прежде всего свобода воли. С другой стороны, известно определение свободы как осознанной необходимости (Энгельс). В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Проблема свободы встаёт прежде всего как практическая проблема – в связи с вопросом об ответственности человека за его действия. Допущение свободы воли есть необходимое основание нравственности и поэтому занимает центральное место в этике.

Наиболее яркие свои трактовки свобода, являясь частью духовного мира человека, получает в субъективном идеализме. Одной из наиболее разработанных является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева. Подлинная, действительная свобода есть прежде всего творчество. Какой бы момент свободы мы не имели в виду – выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации – везде обнаруживается творчество человека. Лишь свободный человек может творить.

Философская категория необходимости имеет следующие основные аспекты: 1) существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения действительности; 2) главный вектор данного процесса, основная тенденция его развёртывания, генеральная линия развития; 3) действительность в своём наивысшем развитии и полноте бытия; 4) способ превращения в действительность единственной в данных условиях возможности, реализация которой и есть необходимость.

Проблема соотношения свободы и необходимости неоднократно затрагивалась в философских исследованиях относительно объективных и субъективных факторов в общественно-исторических процессах. С этим связаны понятия фатализма и волюнтаризма. Фатализм – это вера в рок, судьбу, предопределение, философское воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного развёртывания событий, что исключает свободу выбора и случайность. Возникает и развивается на основе абсолютизации положений механицизма. Волюнтаризм есть признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Элементы волюнтаризма можно найти в христианской догматике, в учениях Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Ницше. Воля считается слепым иррациональным первоначалом мира, диктующим человеку свои законы.

Термин «детерминизм» в целом весьма многозначен. Существуют, например, понятия «механистический детерминизм» (общее обозначение ряда концепций, распространяющих стиль мышления классической механики на всю науку в целом и считающих, что всё в конечном итоге определяется ньютоновскими законами), «географический детерминизм» (социально-философская концепция, трактующая все общественно-исторические процессы как определяемые географическими параметрами).