Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Что-то по древнерусской литературе можно почита...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.03 Mб
Скачать

3.1.2. Классицизм в русской литературе XVIII века.

В 1705 году Феофан Прокопович прочитал курс «О поэтическом искусстве», в котором сформулировал принципы, которые составили сущность классицизм. С этого момента в художественной практике отечественных литераторов стали вызревать контуры нового метода, который как зрелый просветительский классицизм окончательно сформировался к 40-50-м гг.XVIII в. В последние четыре десятилетия усложнился вопрос о природе классицизма как художественного направления. До этого на вопрос, что из себя представляет классицизм, наука отвечала следующим определением: это искусство сугубо рационалистическое, нормативное, абстрагирующее, морализующее, узкосословное. Это литературоведческое определение в трудах 70-80-х гг. было признано недостаточным, а в некоторых пунктах абсолютно неверным. В работах Л.И.Кулаковой, В.А.Западова и др. современных исследователей была выдвинута новая концепция классицизма, в соответствии с которой следует сделать некоторые дополнения и внести некоторые исправления в приведенное выше определение.

Прежде всего, отметим, что дворянско-абсолютистскую стадию – первую в истории европейского классицизма – русский классицизм не знал. Он сразу возник как просветительский, политической основой его являлась концепция просвещенной монархии. У нас идею ограниченной монархии разделяли все классицисты, начиная с Кантемира. Вторым и последним этапом в соответствии с изменением политической доминанты во взглядах писателя стал революционный классицизм, представители которого считали уже любую единоличную власть – замаскированной тиранией.

По поводу рационалистической философской основы классицизма тоже не все верно. Действительно, часть русских классицистов опирались на рационалистическую теорию Декарта. Они представляли рационально-логическую ветвь русского классицизма: обращаясь к читателям, прежде всего, взывали к логике, создавали в качестве доводов объективные образы – четкие и ясные. Этот тип воздействие на читателя был характерен для Ф.Прокоповича, Кантемира, Сумарокова. Другие же классицисты, такие, как, например, Ломоносов и Тредиаковский, стремились воздействовать на чувства читателей. Философской базой для их построений был сенсуализм Локка и представляли они в русском классицизме эмоционально-риторическое направление. При этом, конечно, были художественные принципы, которые разделяли представители обоих направлений: ясность, краткость и правдоподобие – вот чем должно было обладать произведение, соответствующее художественным представлениям классицистов. Таким образом, философской основой русского классицизма был сенсуализм Локка и рационализм Декарта.

Для классицистов главной задачей было просвещение читателей, но оказывать интеллектуальное воздействие они стремились не только на читателей-дворян. Большинство русских классицистов, как и их европейских коллег, разделяли идею естественного равенства людей, в соответствии с которой просвещать надо всех, а не представителей каких-то определенных сословий. Таким образом, воспитание оказывалось «почтеннее рождения». Сумароков подчеркивал, что только «малые души и безмозглые головы» могут выступать за сословно-ограниченное просвещение.

В связи с этой главной воспитательной функцией и были разработаны все многочисленные законы и правила, которые, действительно, делают искусство классицизма строго нормативным. При этом не стоит думать, что произведения классицистов состоят из голой дидактики:  они стремились к созданию произведений искусства не только полезных, но и прекрасных. Поэты и писатели XVIII в., как и их древнерусские предшественники, считали свое занятие чрезвычайно серьезным. Поэта воспринимали как голос нации и как глас народа, поэтому спектр решаемых им дел был необычайно широк – от дел государственных, в которые он считал необходимым и возможным вмешиваться, до разных мелких бытовых проблем. Личность, индивидуальные характеристики авторов никак не отражались в произведениях классицистов. «Пиит вообще» - это не конкретный человек, обладающий поэтическим талантом, а социально-значимая роль, точнее несколько ролей – советник монарха, гражданин, патриот.

Самой слабой у классицистов была их эстетическая позиция: они считали, что существуют «вечные» нормы хорошего вкуса, единый для всех времен и народов эстетический идеал. Так как к этому идеалу уже максимально приблизились предшественники и создали свои шедевры, то современным поэтам ничего не остается, как эти образцам подражать. Вопрос о творческой индивидуальности, о возможности по-разному решать одну и ту же поэтическую задачу, не ставился. Иногда подражание переходило в открытый плагиат: уже изобретенный «велосипед» в хозяйстве использовался как свой собственный. Сумароков замечал, что, например, Ломоносов «Гюнтера и многих обокрал, //И, мысли их писав, народ наш удивлял». Таким образом, он предостерегал от буквального подражания, обильного заимствования, скрытого и открытого цитирования.

Для эффективного эмоционально-воспитательного воздействия классицисты разработали строгую жанровую систему, соответствующую трем стилям. Высокий, средний и низкий стили были представлен жанрами, которые разделялись на группы, в зависимости от содержания возможного произведения. Так, например, решив написать, что-нибудь на тему политическую, решить в произведении проблему государственного масштаба, поэт оказывался перед выбором жанра, который ему мог предоставить высокий стиль, а выбор был у него не особо велик – или ода, или трагедия, или эпическая поэма. Низкий стиль был представлен большим количеством жанров, но большинство классицистов писать предпочитали изображать должное, идеальное, поэтому реальная действительность с ее бытовым очарованием – то, что составляло содержание произведений низкого штиля, - их не интересовала; исключением здесь является А.Кантемир, который ратовал за «реальное» искусство и писал сатиры. Низкий жанры, которые были пригодны для разработки бытовой тематики, восходят к народной, демократической традиции, это – сказка, басня, притча, песня, комедия. Средний штиль был рассчитан на решение этических проблем общечеловеческого характера, для чего рекомендовалось пользоваться формальными возможностями идиллии, эклоги и горацианской сатиры.

Определившись с содержанием поэт-классицист попадал под власть требований к нему определенного оформления: жанром дело не ограничивалось, даже стихотворный размер нередко предлагался определенный, с четко заданным количеством стоп. Так, например, содержание, связанное с чем-то благородным, возвышенным, механически требовало использование «поднимающихся» метров, к которым относили ямб и анапест. «Падающие» метры – ямб и хорей – рекомендовались для стихотворений эмоционального характера. Наиболее распространенным у классицистов были 6-стопный ямб – универсальный размер, одинаково подходящий и для трагедий, и для эпических, героических, дидактических поэм, и 4-стопный ямб – размер «высокой лирики», представленный прежде всего одами – торжественными, похвальными, победными. В завершении разговора на тему жанров и метров отметим, что в России жанровая систем не была иерархической, как, например, во Франции: все жанры считались равными. Известно, что большинство произведений классицистов были написаны в жанре трагедий, од, поэм. Но, например, родоначальник светской поэзии Кантемир считал, что наиболее достойный жанр – сатира, а ода, напротив, - жанр «гадкий». Реформа русского стихосложения прошла в три этапа, а не в два, как отмечено в некоторых учебниках: 1) в 1735 г. Тредиаковский выдвинул принцип стопы, то есть первым провозгласил, что ритмообразующую роль играет ударение; 2) в 1739 г. Ломоносов ввел силлабо-тоническую систему в виде «чистых» метров (ямб, хорей, дактиль, анапест); 3) в начале 40-х Сумароков открыл пиррихии «неправильные и вольные» метры и добавил амфибрахий.

В 50-60 гг. в русской литературе появилось еще одно художественное направление – сентиментализм, который литературоведы называют «классицизмом навыворот». Это тоже нормативный стиль, но, в отличие от классицизма, ориентирующийся на средний стиль, то есть на изображение чувств, красивых переживаний вместо проблем политических, вопросов государственной важности. Первые сентименталисты группировались вокруг журнала, издаваемого при Московском университете. Ранний сентиментализм 60-х гг. представлен двумя крупными явлениями – «Письмами Эрнеста и Доравры» Ф.Эмина и «слезными» или «серьезными» комедиями драматургов елагинского кружка. В 70-е гг. сентиментализм стал массовым явлением, захватил десятки поэтов, прозаиков и драматургов. В 80-е гг. он уходит с литературной арены: в период общественного подъема он уступает место революционному классицизму, предромантизму и первым реалистическим опытам. Когда движение пошло на убыль, когда все свободолюбивое и прогрессивное было изгнано из литературы, а в некоторых случаях даже сослано и убито, сентиментализм, далекий от политики, снова занял в литературе главное место. В 90-е гг. он выходит на первый план в форме «карамзинизма», то есть в дворянской форме.