Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0676577_A008A_libero_dzheroza_kanonicheskoe_pra...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.9 Mб
Скачать

8. Миссионерство, образование и экуменизм

8.1 Кодексные нормы относительно миссионерской деятельности

Канонические нормы, касающиеся миссионерской деятельности Церкви, объединены церковным законодателем 1983 г. во втором титуле книги III. Они представлены в следующем систематическом порядке: сначала провозглашается миссионерский характер всей Церкви (кан. 781); затем формулируются критерии различных степеней ответственности в осуществлении миссионерского мандата (каноны 782_785 и 792); и, наконец, излагаются нормы, регулирующие собственно миссионерскую деятельность в ее наиболее специфичных формах (каноны 786_791).

Уже с первого канона этого раздела (кан. 781) становится очевидным, что церковный законодатель вполне усвоил как учение Второго Ватиканского собора о странствующей Церкви, то есть о том, что Церковь является «миссионерской по своей природе, поскольку она восходит к миссии Сына и Святого Духа, по предна чертанию Бога Отца» (AG 2, 1), так и учение о Евангелизации как основном долге Народа Божьего в целом и каждого его члена в отдельности30. Из систематической организации предмета (а не только из канона 787 § 1) явствует также, что источник миссионерской деятельности как в широком, так и в узком смысле — свидетельство жизнью и словом тех мужчин и женщин, которые благодаря крещению получили в своем человеческом естестве второе рождение и приобщились к Церкви как communio31. Церковный законодатель настаивает на искреннем диалоге с неверующими во Христа (кан. 787 § 1) и предписывает допускать к крещению только тех, кто «свободно «просил об этом (кан. 787 § 2) после того, как воспринял Евангельское провозвестие. Этот факт тоже подтверждает, что все кодексные нормы относительно миссионерской деятельности Церкви сформулированы в соответствии с соборным принципом религиозной свободы.

Центральное положение среди этих норм по справедливости занимают предписания, касающиеся наиболее важной и деликатной стороны собственно миссионерской деятельности: приобщения к Церкви тех, кто свободно принял христианское провозвестие. В соответствии с нормами канонов 787_789, после прекатехумената, состоящего в первичной проповеди, или керигме (kerygma), желающие принять веру во Христа допускаются посредством литургической церемонии к катехуменату. Этот период ответственного изучения христианской доктрины, подготовки к получению таинств и подлинного упражнения в христианской жизни регулируется статутами и правилами, которые издаются конференциями епископов32.

Вокруг этого центрального ядра церковный законодатель формулирует нормы, касающиеся миссионеров (кан. 784) и светских катехизаторов (кан. 755), как основных осуществителей миссионерской деятельности в собственном смысле (кан. 756). Последняя имеет конкретную цель: «Насадить Церковь среди народов и групп населения, еще не верующих во Христа» (AG 6, 3). Формула plantatio Ecclesiae (насаждение Церкви) из канона 786 повторяется во множестве папских документов о миссионерской деятельности Церкви, начиная с эпохи Фомы Аквинского. С одной стороны, она обозначает ответственность, которую такая задача возлагает «на вселенскую Церковь и отдельные Церкви»33 ; с другой стороны, указывает на тот долгий и сложный процесс вхождения Церкви в культуры различных народов, который именуется инкультурацией. Он представляет собой не «просто внешнее приспособление», но подразумевает «глубокое преобразование аутентичных культурных ценностей посредством интеграции христианской веры и ее укоренения в различных культурах»34. Совершая вместе с народами этот долгий и медленный путь, Церковь должна подкреплять свою миссионерскую активность специфичес кой образовательной деятельностью.