
- •Правовой режим различных видов деятельности в мировом океане
- •Введение
- •1 Правовое регулирование морского торгового судоходства
- •1.1 Регулирование торгового судоходства в открытом море
- •1.2 Регулирование торгового судоходства в морских пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию прибрежных государств
- •1.3 Регулирование торгового судоходства в части защиты и сохранения морской среды
- •2 Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе торгового мореплавания
- •2.1 Общие положения
- •2.2 Регистрация судов и прав на них
- •2.3 Экипаж судна
- •2.4 Договор морской перевозки груза
- •3 Правовое и нормативное регулирование природопользования
- •3.1 Международно-правовые вопросы морского рыболовства
- •3.2 Правовое регулирования деятельности российских предприятий по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов международного района морского дна
- •3.3 Нормативно-правовое обеспечение экологического равновесия морских пространств
- •3.4 Законодательство в сфере трансграничного природопользования в Азовском регионе
- •Заключение
- •Список использованной литературы
3.1 Международно-правовые вопросы морского рыболовства
Мировой океан с его потенциальными ресурсами в последние десятилетия привлекает все большее внимание всего международного сообщества. Использование морских живых ресурсов океана (рыболовство) - одна из наиболее динамичных и постоянно развивающихся сфер сотрудничества заинтересованных государств, различных международных организаций, научно-исследовательских институтов и частных фирм. Мировой улов рыбы и морских водных объектов превышает 110 млн. тонн в год, обеспечивая до 25% потребления животного белка в пищевом рационе каждого жителя планеты [4].
Потенциальные возможности изъятия водных объектов Мирового океана без нарушения исторически сложившегося экологического баланса оцениваются учеными и специалистами различных стран в объеме до 150 млн. тонн, а по мнению некоторых ученых США-до 200 млн. тонн. С точки зрения имеющихся знаний о биопродукционных возможностях Мирового океана как возобновляемой биологической системы этот объем вполне реален. Даже без учета крайне высоких оценок можно говорить о довольно значительных потенциальных ресурсах Мирового океана, позволяющих заинтересованным государствам расширять деятельность по введению в пищевой рацион дополнительных высокопитательных продуктов моря.
По прогнозам специалистов продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций - ФАО, спрос на рыбную продукцию в XXI веке будет постоянно расти, а разрыв между спросом и предложением уже в настоящее время составляет не менее 10-15 млн. тонн.
В этой связи, а также с учетом перехода большинства стран к рыночным отношениям, усиливается жесткая конкуренция за обладание сырьевыми ресурсами в Мировом океане как важного компонента продовольственной безопасности того или иного государства. Об этом свидетельствует и высказывание экс-президента США Билла Клинтона, когда он в одном из посланий конгрессу и народу США подчеркивал, что дальнейшее соревнование между странами за пользование природными богатствами, такими, как чистый воздух, плодородные земли, рыбные запасы и т. д., что раньше считалось бесплатным, представляет значительную угрозу для региональной стабильности в мире.
Об обострении конкуренции за рыбные ресурсы свидетельствует и постоянное вытеснение под разными предлогами российского рыболовного флота из многих районов Мирового океана. Понятно, что некоторые из этих районов российский рыболовный флот оставил в силу изменившейся экономической модели своего развития. Однако постоянное уменьшение квот для России в районах Северной Атлантики по вылову окуня, сельди, и других видов рыбы, а также в районах Африки - по ставриде, скумбрии говорит о недостаточном внимании к этим вопросам со стороны соответствующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. В Российской Федерации до сих пор нет четко сформулированной политики в области рыбного хозяйства. В то же время известно, что этот вопрос постоянно находится в центре внимания правительств, парламентов и общественности ведущих государств мира. Так, страны Европейского Союза каждые три года корректируют свою рыболовную политику. После вступления в силу таких основополагающих международно-правовых актов, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и Конвенция ООН по трансграничным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб (Россия их ратифицировала), в ведущих странах мира пересматривается законодательство в области рыбного хозяйства и разрабатываются законы, которые будут определять, по сути дела, развитие национального морского рыболовства в XXI веке. К сожалению, Россия в этом отношении отстает. Так, готовившийся в Государственной Думе Российской Федерации в течение почти пяти лет закон о рыболовстве и охране водных биоресурсов, отклоненный Президентом Российской Федерации, как по своему назначению, так и по содержанию был, по сути дела, направлен на сворачивание национального рыболовства, а не на его развитие. В нем предусматривалась, в частности, платность ресурсов в собственной 200-мильной экономической зоне, тендеры и аукционы на их продажу для российских рыбопромышленников, чего нет ни в одном зарубежном рыболовном законодательстве стран с развитой экономикой. Многие важнейшие вопросы оставлены на усмотрение Правительства России и федеральных органов исполнительной власти. Отсутствовало четкое распределение прав субъектов Российской Федерации и федерального Центра по использованию рыбных ресурсов. В проекте закона сохранялся режим «трех контролеров», когда контролем за рыболовством занимаются одновременно Федеральная пограничная служба (ФПС),
Госкомрыболовство и Министерства природопользования. Такой подход в условиях внедрения рыночных отношений явно не способствовал бы развитию рыбного хозяйства, в частности рыбного хозяйства приморских регионов России, создавал бы неразбериху при принятии решений по практическим вопросам хозяйственной деятельности фирм, предприятий и организаций.
Рыбная отрасль Российской Федерации, являющаяся одной из ведущих отраслей экономики, испытывает в последнее время определенные трудности. Так, если в 1990 г. Россия добывала 7,5 млн. тонн рыбы, то в 1999 г. - не более 4 млн. тонн (вылов СССР был равен 11 млн. тонн). Аналогичное положение существует с потреблением пищевой рыбной продукции, консервов, кормовой рыбной муки. В 1997 — 1998 гг. потребление рыбы в среднем по стране составило 9-10 кг. на человека в год против 18-22 кг. в недалеком прошлом. Для сравнения: в таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия, Япония, Испания, Франция, Англия, Италия, Канада-потребление рыбы составляет более 25 кг. в год. Даже такая страна, как США, где развиты птицеводство и животноводство, в последние годы увеличила потребление рыбы и других морепродуктов до 23 кг. в год на человека. Это связано, прежде всего, с высокими пищевыми и лечебными свойствами даров моря, а также их экологической чистотой.
Между тем, по площади 200-мильной исключительной экономической зоны-5,1 млн. кв. км. - Россия входит в пятерку ведущих государств. Россия занимает первое место в мире по запасам минтая, осетровых, крабов; второе место - по лососевым, тресковым, сельди, мойве, а по целому ряду других видов биоресурсов не уступает своим соседям. Возможный улов рыбы и рыбопродуктов только в 200-мильной экономической зоне России в зависимости от состояния запасов может составить от 4,5 до 6,5 млн. тонн, а с учетом разведанных российскими учеными рыбных ресурсов в других открытых районах открытого моря -не менее 9-10 млн. тонн. По этому расчетному показателю Россия также входит в тройку ведущих стран мира.
В последние годы происходит коренная перестройка, поиск новых подходов в международных отношениях в области использования ресурсов Мирового океана. Это вызвано, прежде всего, изменением международно-правового режима Мирового океана под влиянием идей, нашедших воплощение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Как известно, мировое сообщество впервые признало право прибрежных государств на объявление ими 200-мильных исключительных экономических зон у своего побережья, в которых они могут осуществлять суверенные права на разведку и сохранение как живых, так и неживых природных ресурсов.
Заложенные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в других международно-правовых актах в области рыболовства основные принципы и нормы, касающиеся рыболовства, в той или иной степени применяются на практике всеми прибрежными государствами.
Эра 200-мильных экономических зон, с одной стороны, резко сократила возможности дальнего морского, океанического рыболовства наиболее развитых в рыболовном отношении стран, а с другой стороны, поставила перед всеми странами, прежде всего развивающимися, вопросы оптимального использования живых ресурсов экономических зон, что возможно только на основе широкого сотрудничества между заинтересованными странами с учетом добросовестного выполнения ими принятых на себя обязательств и норм международного права.
Мировое сообщество уже приобрело положительный опыт сотрудничества в условиях перехода от рыболовства как охоты к рыболовству как управляемому хозяйству. Особенно впечатляющие результаты достигнуты в области морекультуры, в товарном выращивании рыбы в морской воде, в поддержании на оптимальном уровне за счет искусственного рыборазведения проходных (анадромных) видов и, в частности, таких ценных, как лососевые. Широкое распространение получает выращивание в управляемых хозяйствах различных видов ракообразных. Проведены обнадеживающие опыты по разведению и выращиванию таких морских рыб, как треска, камбаловые, кефалевые, тунцовые и др. Активное влияние человека посредством осуществления широкомасштабных проектов по управлению морскими живыми ресурсами в различных районах Мирового океана настоятельно требует неординарных подходов к сотрудничеству заинтересованных государств в этой многообещающей области.
Другая важная проблема, стоящая перед мировым рыболовством — достоверная оценка состояния запасов морских живых ресурсов и выяснение основных факторов, влияющих на динамику их численности во времени и пространстве в различных районах Мирового океана, включая и 200-мильные экономические зоны прибрежных государств. Такая глобальная оценка должна осуществляться не менее одного раза в течение 4-5 лет на основе широкомасштабных научных исследований, проведенных как на национальной основе, так и в рамках многосторонних международных программ. Из сведений, опубликованных в специальной российской и зарубежной литературе по этим вопросам, вытекает, что:
- во-первых, во многих районах Мирового океана, там, где рыболовство осуществляется без достаточного эффективного управления и учета научных рекомендаций, происходит снижение запасов рыбных ресурсов и даже их длительная депрессия;
- во-вторых, имеются определенные резервы в улучшении использования традиционных объектов рыболовства, а также новых объектов за счет оптимального управления ресурсами и рационального управления рыболовством. При этом следует учитывать существующие в природе экономические связи, которые при их нарушении могут стать необратимыми;
- в-третьих, основные средства производства - промысловый флот, береговая инфраструктура, а также международная торговля рыботоварами и морепродуктами, требуют во многих странах модернизации и совершенствования управления с учетом новейших достижений научно-технического прогресса, а следовательно, значительных капиталовложений;
- в-четвертых, те прибрежные государства, которые располагают остатком допустимого улова в своих 200-мильных экономических зонах, могут получить дополнительные средства для развития собственного рыболовства за счет предоставления допуска к его использованию другим заинтересованным государствам. Естественно, такой допуск к морским биоресурсам должен реализовываться на основе положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и в разумных экономических пределах, обеспечивающих рентабельность промысла и взаимную выгоду сторон.
Значительный потенциал в эффективном сотрудничестве в области рыболовства, мониторинга морских живых ресурсов Мирового океана имеется в более чем в 30 международных рыбохозяйственных организациях, созданных как в системе ООН, так и в нее. Такие организации как: КОФИ, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный совет по исследованию моря (ИКЕС), Комиссия по сохранению живых морских ресурсов Антарктики (АНТКОМ) и др. являются форумами не только для обсуждения различных вопросов рыболовства, научных исследований, но и для рассмотрения и решения важнейших вопросов по использованию морских живых ресурсов и осуществлению мер контроля за рыболовством, требующих многостороннего согласования. В условиях существующего института 200-мильных экономических зон, когда многие запасы ценных видов морских живых ресурсов оказались искусственно разделены границами национальных зон, роль этих международных организаций возрастает.
Особо остро стоит проблема объединения усилий государств, ведущих активное морское рыболовство, по предотвращению всех видов загрязнения морской среды.
Стремясь к устойчивому развитию национального рыбного хозяйства, большинство государств в настоящее время ведет интенсивную работу по ускоренному формированию сырьевой базы рыболовства как основы устойчивого развития национального рыбного хозяйства. При этом можно выделить три направления формирования и использования такой сырьевой базы.
Первое направление - ускоренное формирование сырьевой базы рыбного хозяйства с помощью научно-технических достижений в области биотехники и аквакультуры. Лидерами этого направления являются Китай, выращивающий в год более 20 млн. тонн рыбы в пресной воде, и Норвегия, выращивающая более 350 тыс. тонн лососевых в морской среде.
Второе направление-переход ряда государств при эксплуатации основных природных объектов промысла в своей 200-мильной исключительной экономической зоне от традиционного их изъятия к щадящему, управляемому режиму на основе научных данных и с использованием принципа сбалансированного подхода. В наибольшей степени этим критериям следуют Исландия, США и другие государства.
Третье направление- следование традиционному использованию природной сырьевой базы рыболовства, сформировавшейся в послевоенные годы, когда увеличивается интенсивность вылова при естественном повышении численности тех или иных объектов промысла и снижается до полного прекращения при уменьшении их численности. К приверженцам этого направления можно отнести Японию, Перу, Чили и ряд других государств.
К сожалению, в этих важнейших областях, особенно в развитии аквакультуры, отечественное рыбное хозяйство стало отставать от общемирового процесса [4].