- •О сохранении капитализма в XXI веке (1999 г.).
- •Потенциально катастрофический экологический распад
- •Подчеркнем противоречия
- •Потребление
- •Технология
- •Население
- •Последствия свободы размножаться
- •Легитимный рост населения?
- •Другой барабанщик
- •Нынешняя численность населения и контрольные цифры для завтрашнего дня
- •Психологическая опора
- •Менее проторенные дороги
- •Рейтинг болезней
- •Туберкулез
- •Малярия
- •Экзотика
- •Старые добрые хвори
- •Контрацепция
- •Рекомендации
- •А как насчет мужчин?
Потребление
Профессия филантропов – отрицать эти выводы. Они часто призывают людей Запада принять принцип Ганди: «Жить проще, чтобы другие могли просто жить». И проповедуют принцип «дележа поверх границ».
Официальная помощь в целях развития оказалась бессильна уменьшить, а уж тем более ликвидировать пропасть между Севером и Югом, между богатыми и бедными.
Судьба частной благотворительности оказалась не лучше. Если бы значительная доля населения некой богатой страны добровольно отказалась от части своего материального благосостояния, чтобы поделиться с «другими», о которых говорил Ганди, на Юге, такую позицию можно было бы счесть весьма похвальной с моральной точки зрения, но у этих людей не было бы никаких гарантий, что их альтруизм принесет беднякам реальные блага, разве только все сэкономленные ими средства шлибы на воистину достойное благотворительное дело и железобетонно доставлялись по назначению.
Результаты самоограничения, проводимые через благотворительные учреждения, могут облегчить бедственное положение отдельных индивидуумов, но они никогда не выровняют уровень потребления состоятельных и неимущих и не изменят общее воздействие человечества на планете. Даже если самоограничения будут крупномасштабными, они всего лишь создадут резерв для увеличения потребления менее добродетельных граждан дома и за рубежом. Так обстоит дело потому, что уровень потребления элит в значительных частях Юга будет расти и тем самым сводить на нет экономико—экологическую ценность добродетели на Севере. Рост доходов автоматически влечет за собой увеличение спроса на все виды продуктов, в особенности в тех странах, где массы людей никогда раньше не имели возможности разнообразить свою диету или же приобрести холодильник, телевизор или автомобиль.
В любом случае, моральный выбор и благотворительность по отношению к менее удачливым, в особенности географически отдаленным людям никогда не определяли массовое поведение, и невозможно ожидать даже при самых радужных предположениях, чтобы эти факторы уравновешивали доходы или противодействовали неумолимому росту числа новых, более преуспевающих потребителей.
Технология
Экономических стимулов сокращать отходы и загрязнение окружающей среды мало, все блага от торговли обречены течь к самым грязным, наименее ответственным производителям на Юге и к самым большим умельцам списывать расходы на Севере. Даже если предположить, что индустрия будет готова приступить к масштабному переходу на технологии, меньше воздействующие на природу, и к немедленному внедрению альтернативных решений, уровень жизни североамериканского или европейского среднего класса останется недосягаемым для сотен миллионов людей, хотя бы просто из-за ограниченности физического размера нашей планеты.
Население
Сегодня на планете живет в два раза больше людей, чем в 1970 году, когда население мира составляло меньше 3 миллиардов человек.
Ежегодно около 175 миллионов беременностей приводят к рождению приблизительно 133 миллионов живых детей (различие в 42 миллиона вызвано главным образом легальными или нелегальными абортами). Мировая смертность составляет около 52 миллионов человек в год, что означает чистый прирост населения около 81 миллиона человек ежегодно (1995).
Это означает, что в среднем ежедневно рождается, по крайней мере, 360 тысяч младенцев, более 90% из них в третьем мире; в результате к населению мира каждый год прибавляется эквивалент Мексики, каждые 12 лет – эквивалент Индии. С другой стороны, ежедневно умирает 142 тысячи человек, многие из которых давно миновали репродуктивный возраст.
На всем протяжении истории коэффициенты смертности и рождаемости были практически равны: умирало столько же людей, сколько рождалось. Большое число людей не достигло репродуктивного возраста. Сегодня рождаемость превышает смертность более чем на 15%. Младенческая и детская смертность продолжает падать, а средняя продолжительность жизни растет.
В течение 1990-х годов к населению мира прибавится больше людей, чем за любое прошлое десятилетие.
Даже если рождаемость серьезно снизится, как это уже начало происходить в некоторых странах, население будет продолжать расти еще целые десятилетия из-за импульса, вызванного демографической структурой. По крайней мере одна треть нынешнего населения во всех бедных странах имеет возраст менее 15 лет; в Кении эта возрастная группа составляет не менее 60% населения. «Возрастная пирамида» способствует увеличению числа людей, способных к деторождению.
Население мира составит 7 миллиардов к 2008 году, 8 миллиардов – к 2020 году. Перспективные оценки на последующие десятилетия варьируют от 9 до 13 миллиардов, в зависимости от набора допущений.
Население приблизительно 30 богатых стран стабильно или сокращается. Во всех остальных государствах оно по-прежнему растет, хотя обычно и с меньшей скоростью, чем десятилетие или два назад. Даже самые оптимистичные сценарии глобальной стабилизации признают, что рост населения выровняется лишь на крайне высоком уровне (10-12 миллиардов) и что в любом случае это выравнивание не произойдет до 2050-2070 годов.
