Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сербы в Австрийской монархии в XVIII веке Монография - Костяшов Ю.В..doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
1.29 Mб
Скачать

2. Австро-турецкие войны XVIII в. И миграции сербов в Австрию

Поражение Турции в Венской войне многим современникам казалось началом окончательного вытеснения османов из Европы. Эти настроения еще более укрепились к исходу второго десятилетия XVIII в., когда Порта вновь оказалась вовлеченной в военный конфликт с христианскими державами.

В апреле 1716 г. Австрия заключила союз с Венецией, которая с конца 1714 г. не слишком успешно отражала военный натиск Порты, стремящейся к ревизии установленных Карловицким миром границ. Летом 1716 г. австрийцы начали наступление в Среме. В начале августа “цесарская армада” под командованием принца Евгения Савойского разбила, как говорится в Грабовацкой летописи, “целый табор турецкий” под Петроварадином, а начальный визирь с янычарами “в великое бегство обратишася”28.

Эта победа нашла отражение во множестве сербских летописей, однако поражение и бегство турок уже не воспринималось современниками как радостное событие. Неизвестный монах из Хоповской обители, рассказав о причиненном монастырю ущербе и пленении “агарянами” при отступлении многих сербов, добавляет: “Ох и люто было христианам! И сожгли они в то же лето монастырь Крушедол и деспотов (имеются в виду св. мощи деспота Уроша и династии Бранковичей. - Ю.К.) и монастырь Ремету”. Ему вторит другой безымянный автор: “И тогда выпал снег на Макавей, и был мороз, и был лед на воде в августе четвертого дня. И тогда была война повсюду, и погибель от голода и холода. И от этой беды нигде нельзя было найти теплого прибежища!”29.

Настоятели фрушкогорскихмонастырей жаловались митрополиту В. По­повичу 7 февраля 1717 г., что жители Срема претерпевают как от турок, так и от немцев: “И беспрестанно должны мы им носить и давать, но много господ и много начальников, и каждый глядит, чтоб ему несли и давали”. Подобные настроения дали повод австрийскому генералу Петрашу заявлять, что сербы “больше любят турок, чем Его цесарское величество”30.

После изгнания турок из Срема австрийцы осенью того же года заняли весь Банат и приблизились к главной турецкой крепости - Белграду, после чего военные действия были приостановлены. Весной 1717 г. 150-тысячная австрийская армия, в составе которой было и около десяти тысяч сербских добровольцев, двинулась на Белград. Форсировав в середине июня Дунай, австрийцы вступили в бой с 30-тысячным гарнизоном крепости. Осада длилась два месяца, а 16 августа произошла одна из самых значительных битв в новой истории, во время которой погибло 13 тысяч турок, а еще пять тысяч попало в плен. Потери австрийцев были на порядок меньше. Прямым следствием новой победы Евгения Савойского стала капитуляция Белграда, одновременно турки отступили по всей Сербии на юг до Ниша и на восток по течению Дуная до Оршавы. После взятия Белграда ожидалось продолжение австрийского наступления, однако в войну неожиданно вступила Испания, высадив свои войска на присоединенный ранее к Австрии остров Сардинию. Испугавшись больших осложнений, Карл VI согласился на мирные переговоры с находящейся на грани военной катастрофы Портой31.

Переговоры о заключении мира между Австрией, Венецией и Турцией проходили в сербском городе Пожаревац при посредничестве английских и голландских дипломатов и завершились подписанием 21 июля 1718 г. (по н. ст.) мирного договора, установившего новую австро-турецкую границу. Австрия получала все территории, оккупированные ее войсками во время кампании 1717 г.: Северную Сербию с Белградом от устья Тимока на востоке до Дрины на западе с прохождением южной границы по реке Западная Морава; Темишварский Банат и Малую Влашку вплоть до реки Олты (Алуты) на востоке; Южную часть Срема; узкую полосу земли правого берега Савы до реки Уны32. Эти территориальные приобретения означали, что Австрия в первый раз выступила на Балканах как государство-завоеватель.

Двадцатилетний период после заключения Пожаревацкого мира был временем наибольших успехов Габсбургов в борьбе с Турцией на протяжении всего XVIII в. Для сербов победы австрийского оружия означали, помимо неизбежных в таких случаях тягот войны, еще и новые условия жизни для тех из них, которые оказались на землях, впервые вошедших в состав Австрии. Присоединение Северной Сербии и Баната привело к тому, что под властью Габсбургов, пусть и на непродолжительное время, оказалась большая часть сербского народа. К тому же жители Сербии укрепили связи со своими соплеменниками на венгерских и хорватских землях, что сыграло важную роль в развитии национального движения сербов в будущем.

В середине 30-х годов вновь начали ухудшаться австро-турецкие отношения, в австрийской столице время от времени стали распространяться слухи о турецких набегах и пограничных конфликтах. Об одном из них сообщал российский посол Л. Ланчинский в своей секретной реляции от 19 февраля 1735 г.: “В недавних числех были здесь из Боснии ведомости, якобы из той провинции турки в цесарскую впадши, жителей рубить и пленить стали, но потом оказалися иные обстоятельствы, а имянно: тамошний паша получил указ набрать 12000 человек пехоты для посылки в Персию, а понеже тамо жители от доброй части есть християне и волей итти не хотели, то паша насильно их ловить и принуждать велел. Отчего християне стали к границам цесарским бегом спасаться. Паша же, уведав о том, за ними несколько конницы в сугонь послал, и некоторые по пути пойманы, а иные немногие на границе при супротивлении порублены”33.

Между тем в 1735 г. началась русско-турецкая война, которая велась Россией за выход к Черному морю и для пресечения набегов крымских татар. В союзе с Россией против Турции решила выступить и Австрия. В ее планы входили наступательные действия по широкому фронту. Австрийское войско должно было проникнуть через Сербию в глубь Балканского полуострова, захватить Боснию и Герцеговину, Албанию, а также Валахию и Молдавию до реки Прут.

Еще до официального объявлении войны весной 1737 г. Австрия вступила в тайные переговоры с печским патриархом Арсением IV Йовановичем и другими высокими иерархами и заключила соглашение, предусматривающее восстание сербов в помощь австрийскому войску. В середине июля 40-тысячное войско, в составе которого были и сербские граничары, перешло границу и начало наступление в сторону Ниша; почти одновременно открылись военные действия в Боснии.

На этот раз не было столь массового участия сербов в антитурецком восстании, как во время предыдущих войн: на стороне Габсбургов сражалось от 3 до 5 тысяч сербов. Скорее всего, это объяснялось незначительными успехами австрийского оружия. После летнего наступления австрийцы уже осенью 1737 г. вынуждены были остановиться, а затем стали оставлять и завоеванные позиции. В октябре был сдан Ниш, австрийцы повернули назад к Белграду. Опасаясь скорого прихода турок, на север вновь потянулись сербские беженцы, в том числе и сам печский патриарх Арсений IV со свитой. Они дошли до Белграда, а когда угроза нависла и над ним, стали переправляться за Дунай и Саву34.

Исход войны был решен в нескольких крупных сражениях летом 1739 г., которые закончились победой турок. В начале сентября был заключен прелиминарный мир, а 18 сентября (по н. ст.) в Белграде подписан окончательный вариант договора. По Белградскому миру Австрия возвращала Турции Северную Сербию, Малую Влахию (Северинский Банат) и правый берег Савы. Таким образом, через двадцать лет после Пожаревацкого мира Сава и Дунай вновь стали пограничными реками между Турцией и Австрией.

Война 1737 - 1739 гг. вызвала новую волну переселения из Сербии в пределы Австрийской монархии. За Дунай и Саву бежали высокие иерархи православной церкви, граничары из военных поселений, участники антитурецкого движения и простые жители городов и сел. По сообщению Арсения IV, с ним переселилось не менее шести тысяч душ, а общая цифра беженцев, вероятно, оказалась еще выше. Помимо сербов на территории современной Воеводины расселилось и несколько тысяч немцев, евреев, греков из Белграда и его окрестностей35.

Белградский мир 1739 г. стал в определенном смысле поворотным пунктом в истории всего сербского народа. Бывшая доселе достаточно подвижной, подвергавшаяся неоднократному пересмотру австро-турецкая граница окончательно стабилизируется, сохраняясь в неизменном виде почти два столетия, вплоть до первой мировой войны. Однако и во второй половине XVIII в. продолжалось переселение сербов в пределы Австрийской монархии из Османских владений, причем оно в значительной мере утратило былую связь с военными конфликтами.

Вместе с сербами миграционные волны влекли за Дунай и Саву из глубины Балканского полуострова торговцев разной этнической принадлежности - греков, евреев, армян, цинцаров (фракийских влахов); за ними тянулись цыгане, закрыть доступ которым австрийские власти оказались не в состоянии, а попытки прикрепления их к земле закончились провалом. Австрийский чиновник Ф. Таубе, основываясь на собственных впечатлениях, писал в 1777 г., что сербы “каждый день” переходят в Австрию из Албании, Боснии, Сербии и других балканских земель. Кроме того, он отмечал переселение “весьма многих иллиров из венецианской Далмации”, от которых государству мало проку, так как они, по его мнению, еще ленивее, чем местные жители36. Австрийские власти, особенно во время правления Иосифа II, охотно принимали беженцев из Турции, так как господствовало мнение, что благосостояние державы зависит от увеличения числа ее жителей.

Самый массовый исход сербов из Турции пришелся на период последней австро-турецкой войны 1788-1791 гг. Принявшие участие в антитурецком восстании жители Сербии вследствие военных неудач австрийской армии вынуждены были спасаться от репрессий турок бегством в Австрию. Число беженцев было столь велико, что русский посол в Вене Д.М. Голицын счел нужным отметить сей факт в своей реляции 5 (16) июля 1788 г.: “На сих днях получил я... достоверное сведение, что из турецких земель в нынешнее военное время тамошних людей разного возраста и пола до тридцати тысяч душ перешло в императорския королевския области, в которых потому от здешняго правительства приняты потребныя меры к доставлению сим выходцам пропитания и жилищ на отведенных им землях”37.

Соседние файлы в предмете История